Понятный любому зрителю

Понятный любому зрителю

Не обращая внимания на то, что есть признанным мастером у себя на родине, улан-удэнский живописец Бальжинима Доржиев лишь на данный момент делается известен в Иркутске, где в далеком прошлом с громадным интересом относятся к скульпторам и живописцам Бурятии. Несколько дней назад 65-летний создатель в первый раз открыл собственную персональную выставку в главном строении Иркутского музея изобразительного исскуства им.

В.П. Сукачева, которая уже приводит к настоящему восторгу у зрителей.

Умение мастерски подать классические национальные мотивы понятными современному зрителю изобразительными средствами — это, пожалуй, главный тренд последних лет в бурятском изобразительном мастерстве. Интерес к Азии у европейской публики еще далеко не исчерпан, а потому эта стратегия сделала известными уже целую живописцев и плеяду скульпторов из соседней республики.

За примерами на большом растоянии ходить не требуется — достаточно отыскать в памяти Даши Намдакова, что по окончании первой персональной выставки в Иркутске проснулся известным чуть ли не на всю землю скульптором. Фактически затем иркутские искусствоведы и галеристы действительно заинтересовались бурятским мастерством и начали открывать местной публике и другие новые имена, чье творчество начало появляться в музейных залах Приангарья все чаще и чаще.

Но картины Бальжинимы Доржиева, в прошедшем сезоне отметившего 65-летний юбилей, доходили до Иркутска в очень сильно ограниченном количестве — только на некоторых межрегиональных коллективных выставках возможно было видеть пару-тройку полотен самобытного бурятского мастера. Кроме того его сын — юный бурятский живописец Зорикто Доржиев — за последние годы успел прославиться и в Иркутске, и в целом в Российской Федерации значительно больше отца — лауреата национальной премии Республики Бурятия, имеющего звания народного живописца Бурятии и заслуженного живописца РФ.

А в это же время первое художественное образование Бальжинима Доржиев взял как раз в Иркутске — в художественном училище (декоративно-оформительское отделение), которое окончил с отличием. Позднее успел поучиться еще и в Ленинградском университете живописи, графики, архитектуры и скульптуры им.

И.Е. Репина (мастерская народного живописца Е.Е.

Моисеенко) и лишь позже возвратился в Бурятию, где состоялся в первую очередь как театральный живописец. Более 20 лет он проработал главным живописцем в Национальном Бурятском отвлечённом театре драмы им.

Хоца Намсараева, и лишь расставшись с ним, по его собственным словам, почувствовал настоящую свободу. «Освободился от театра, совсем обнаглел и начал писать ежедневно, — согласится создатель. — Исходя из этого представленные на выставке написаны за последние три года. Я сходу сделал вывод, что не буду ориентироваться на вкусы зрителей и подстраиваться под публику, а буду писать, как ощущаю».

Главными мотивами автора стали культура и быт родного ему бурятского этноса, традиции, обычаи, сказания и легенды. Воспоминания из детства и женские образы также занимают большое место на полотнах.

Жанровые сценки, посвященные детским воспоминаниям, и восточные красивые женщины в национальных костюмах дополняются замечательной продуманной символикой. Все картины (на выставке около 40 произведений) написаны ярко, броско, в хорошем смысле декоративно. большое количество и Орнаментальное начало подробностей заставляют останавливаться около каждого произведения, подолгу рассматривать эту весьма жизнелюбивую оптимистичную живопись.

Но, театральный опыт также наложил свой след на творчество.

«Тут прекрасно чувствуется, что создатель громадной мастер театрального направления. В случае если, к примеру, расширить его полотна до монументальных размеров, они будут смотреться весьма органично, — говорит искусствовед, эксперт по восточному мастерству Алена Кабунова. — Но наряду с этим лично мне весьма нравится его современная трактовка хорошей живописи Китая.

Его портреты обнаженных дам, написанные тушью, смотрятся весьма интересно. Получается, что он, как и другие авторы из Монголии и Бурятии, берет классические национальные мотивы и перерабатывает их для современного зрителя.

Это сейчас весьма популярно и прекрасно воспринимается зрителем любого уровня».

Наряду с этим сам создатель вычисляет собственными преподавателями во всемирной живописи французских живописцев. «Французскую живопись проигнорировать запрещено, по причине того, что она воздушное пространство для современных живописцев, — говорит Бальжинима Доржиев. — Импрессионисты, постимпрессионисты, абстракционисты — все они шли в ногу со временем, и я также стараюсь писать современно. Не смотря на то, что мало опасаюсь совсем оторваться от почвы, имеется риск улететь куда-то не в том направлении».

Кроме красивых полотен, на выставке возможно заметить работы, выполненные в технике инсталляции, каковые создатель захватил с собой из собственной мастерской, дабы сделать выставку более атмосферной. «Они мне как-то оказывают помощь в мастерской, исходя из этого я решил продемонстрировать их также, — говорит Бальжинима Доржиев. — Они как бы оказывают помощь лучше осознать меня как живописца и правила моей работы».

Выставка будет трудиться в главном строении Иркутского музея изобразительного исскуства им. В.П.

Сукачева до 29 мая.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Тайна 432 Гц. Ля-ля-ля 440 Гц. История глупости с разоблачением


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: