Послание к фестивалям
В Петербурге закончился сентябрьский киномарафон, что в прошедшем сезоне именовался кинофорумом. Тогда данный опыт объединил в одной семь дней четыре кинофестиваля: CПбМКФ, «Виват кино России!», «Послание» и «Начало к человеку».
В текущем году фестиваль отечественного кино «Виват кино России!» отправился в независимое плавание, а «Послание к человеку» – ветшайший фестиваль документального, анимационного и короткометражного кино – отпрянул от СПбМКФ на целую семь дней. Так что от амбициозного СПбМКФ нет ничего, что отвлекало.
Вот я и решил взглянуть, что это за фрукт таковой – Интернациональный кинофестиваль в Петербурге.
На СПбМКФ мировых премьер, очевидно, нет. Это форма фестивального показа фильмов, не приобретённых для проката в Российской Федерации.
Другими словами мы имеем дело с фестивалем фестивалей. Что же правило подбором фильмов в этом случае?
Большая часть отобранных фильмов говорят о жизни агрессивной мужской биомассы, в основном юношеского возраста. Скажем, в фильме «Бремя вины» германского режиссёра Ларса-Гуннара Лотца речь заходит о Бене, что бандитствовал на улицах и грабил одиноких тёток.
Одна из них, у которой произошёл выкидыш по окончании мук мерзавца, выясняется женой социального работника Никласа, забравшего Бена на перевоспитание (такое в Германии вероятно). Но в то время, когда случится узнавание, Никлас отвезёт мерзавца обратно в колонию, и перевоспитание закончится провалом.
Что ж, за политику мультикультурности (Бен очевидно не ариец) нужно платить.
Второй альфа-самец родом из Сербии. В фильме «Водоворот» Бояна Вук Косовчевича это Богдан – фаворит группировки скинхедов.
Он лыс и небрит и чем-то всё время обижен. Около него другие лысые и небритые агрессивные юноши, от которых .
Но особенный интерес фестиваль испытывает к будущим альфа-самцам. До тех пор пока это дети, но уже убийцы.
В фильме «Апачи» режиссёра Тьерри де Перетти это несколько юных корсиканцев родом из Северной Африки, каковые развлеклись в один раз ночью на вилле в отсутствие хозяйки – богатой француженки. В то время, когда она возвращается, то обнаруживает пропажу вещей.
Местный авторитет, обеспечивавший богачке надёжность приобретения виллы, объявляет поиск «апачей». Те, опасаясь, что их друг, которому было доверено присматривать за виллой, сдаст их, решают его казнить и стреляют в него из коллекционного ружья, похищенного на вилле.
Позже возвращаются на место правонарушения, дабы тело друга захоронить «по-человечески». И руками роют ему могилу, как словно бы в машине не было лопатки.
Весьма радостный фильм.
Второй юный урод живёт уже в Хельсинки. Это 14-летний Симо из фильма «Цементная ночь» режиссёра Пирьо Хонкасало.
Симо живёт в ужасном спальном районе, где всё время льётся вода по цементным сваям. Дабы попасть в собственный многоквартирный дом, Симо обязан зачем-то спускаться в бетонный подвал-парковку, где нет ни одной автомобили.
Да и людей в спальном (!) районе по большому счету нет. И в дом наоборот вселяется эстет и модный фотограф нетрадиционной ориентации, что положил глаз на Симо. Да не верю!
Не живут по соседству с Симо актуальные фотографы. Вся история полностью фальшивая, а юный храбрец оказывается ещё и садистом.
Он не просто избивает фотографа, но ещё и душит его, лежащего в крови, своим белым башмаком.
Агрессия самцов в конкурсных фильмах легко зашкаливает. В отечественном фильме «Околофутбола» Антона Борматова – это футбольные хулиганы, которыми смогут быть как автослесари, так и университетские учители.
Основное для них вовсе не футбол, а собственная мускулинная идентификация при помощи драк на кулачках. А вдруг на кого-то из собственных нападёт среднеазиат либо кавказец, то смерть чужакам!
Сдаётся, что тут нужно осмотрительнее с моральным балансом – возможно, исходя из этого жюри под руководством Сергея Бодрова отказалось разглядывать «Околофутбола» как конкурсную ленту.
Опоздал закончиться СПбМКФ, что окунул нас в мир насилия, как открылся 23-й Интернациональный кинофестиваль «Послание к человеку», окунувший нас в мир гуманизма. Среди бессчётных программ фестиваля меня привлёк конкурс полнометражного документального кино.
Могу выделить пара фильмов, каковые произвели чувство. Это фильм Тинатин Гурчиани «Машина, в которой всё исчезает», где создаётся портрет современной Грузии глазами парней и девушек, пришедших к режиссёру на кастинг.
И это совсем не парадная Грузия, где все пляшут и поют и выпивают из рога изобилия. Это деревни, где остались одни старухи и умирающие старики. Либо парень, предпочитающий умереть на войне, дабы его имя написали на доске храбрецов, нежели прозябать в повседневной скуке.
Либо женщина, проводящая полдня в ванной, дабы смыть «усталость от судьбы». Либо парень, что в претензии на своих родителей, не поинтересовавшихся у него разрешения на рождение.
Фильм, мягко говоря, мрачноватый, но разрушающий образ гламурной Грузии с реками из хванчкары и ручьями из саперави.
А Гран-при фестиваля «Золотой кентавр» достался милому бельгийскому фильму «По окончании неё» режиссёра Александры Канди Лонге, которая создала изобразительный последовательность смерти всего живого по окончании смертоносного урагана «Катрина», опустошившего Новый Орлеан. Виртуозно трудясь со стихией воды, режиссёр погружает нас в воздух этого кошмара через воспоминания немногих сохранившихся.
Без приза остался Виталий Манский со своим фильмом «Труба», о котором я уже писал в статье о «Кинотавре». Пологаю, что фильм, говорящий в микроновеллах, как выглядит жизнь отечественных современников от Уренгоя до Берлина, нужно в обязательном порядке взглянуть.
Одним – ближе к Уренгою – днями копают могилку в вечной мерзлоте. Вторым – ближе к Берлину и на отечественном, конечно, газе – минутка, и вот вам уже урна из крематория.
И без того потом, всего не перескажешь.
На этом я прощаюсь с вами на месяц, до ноября, в то время, когда состоится очередной Римский МКФ. В текущем году в том месте продемонстрируют фильм Алексея Германа «Тяжело быть всевышним».
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Послание \