Последнее танго интеллигента

Последнее танго интеллигента

Достаточно нежданно для прокатчиков фильм режиссёра Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятый по мотивам романа пермского писателя Алексея Иванова, устойчиво держится третью семь дней на экранах и собирает довольного зрителя. Но, чему удивляться?

В зале так как сидит тот самый 10-й «А», с которым так продолжительно и без того зря (либо всё-таки не зря?) сражался доблестный преподаватель Виктор Служкин.

Неимущий, очень сильно выпивающий, с печатью отверженности и несчастья на небритом лице, Служкин данный в высококлассном выполнении Константина Хабенского – настоящий храбрец-агент, трудящийся «под прикрытием». Алкоголем, внебрачными связями и прибаутками он скрывает собственную душевное благородство и нравственную чистоту, в каковые без данной маскировки легко бы никто не поверил.

Заявившись в школу преподавать географию, Служкин остаётся хорошим, внимательным и очень правдивым человеком – и тупая агрессивная масса 10-го «А» класса начинает смутно беспокоиться.

Очень сильно ли изменились ученики со времён, скажем, картины «Доживём до понедельника», в то время, когда их вразумляли совершенные преподаватели в исполнении Тихонова и Печерниковой? Да, трансформации большие.

Учащаяся масса в прямом и переносном смысле «утратила форму». Непрочная, уже чисто игровая условность (одни встают в позу преподавателя, другие еле-еле выдерживают роль учеников) только легко сдерживает атаку толпы на сам принцип обучения, воспитания, расщепления массы на индивидуальности.

Перед отечественным храбрецом сидит, ощерившись, свора злобных либо – в лучшем случае – равнодушных зверей, которых ничем не проймёшь и не приручишь, ни профессионализмом, ни строгостью, ни любовью – ничем по большому счету.

Служкин – интеллигент, загнанный временем в угол, да что в том месте в угол, сваленный в мусорный бак. С усмешкой он рассуждает о том, что на собственную заработную плат преподавателя, прекратив выпивать, курить и имеется, сможет приобрести отечественную иномарку через 150 лет работы.

Но перед толпой зверёнышей он гордо остаётся самим собой, честным и правдивым человеком. И это неповторимое отсутствие лжи завораживает толпу.

Через «прикид» пьяницы, ловеласа и пофигиста просвечивает умное и порядочное лицо – и данный подлинный свет всерьёз тревожит массу. Он не нужен, непонятен, но очень привлекателен.

Отечественный Географ в итоге преподаёт группе собственных учеников настоящий урок географии по принципу «желаешь убедиться, что почва поката – сядь на личные ягодицы и катись». Он ведёт их в поход, где они сплавляются по стремительной реке на катамаране и видят сверхъестественной красоты панорамы Пермского края (оператор – В. Башта).

Во всю силу вступает столь ответственная для автора романа А. Иванова тема Почвы – закинутой и властно требующей не разбойничьего, а религиозного к себе отношения. Служкин удерживается от того, дабы забрать как лёгкую добычу влюблённую в него ученицу, опять обосновывая собственную порядочность, задрапированную ужасным пьянством.

Но уже расщеплённая на личности звериная масса мстит отечественному Географу – смонтировав ролик, где он в «неподобающем для преподавателя виде», и, без сомнений, самодовольно выставив данный ролик на YouTube. Так как нынешние гадёныши не просто делают мерзости – они их гордо выставляют на общее обозрение.

Лучший преподаватель, а правильнее, человек, аналогичного которому они не встретят более ни при каких обстоятельствах, выгнан с работы из школы. Тупыми и безлюдными взорами, в которых чуть теплится смутное чувство вины, провожает 10?й «А» собственного Географа, ведущего дочурку из детского сада к себе.

Дома Служкин будет просматривать ей Пушкина и не обращать внимания на крики жены о том, что он – неисправимый лузер.

Само собой разумеется, он лузер, но виноват ли отечественный храбрец в том, что полное отсутствие совести в этом времени – залог преуспеяния? И, если он утомится и выбьется из сил, оплёванный и обруганный, кто будет просматривать детям Пушкина, кто отправится в школу к звериной массе пробиваться к их зачаточным душам и неразвитым мозгам?

Да никто. Это, возможно сообщить, последнее танго интеллигента.

Ему под сорок, он ещё хватанул какой-никакой культуры, а дальше всё, тишина Либо всё-таки «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его»?

сериал и (Александр «Закон», картины «Русское», «Живой») снял лёгкий, смешной, умный, обаятельный фильм в полной мере в современной манере, да лишь никакие технологии не вылезают и не настаивают на себе. Ему принципиально важно «что», а не «как».

Превосходно выполнены все роли второго замысла (очень отмечу Анну Уколову в роли бесшабашной Ветки, Агриппину Стеклову – Александра и завуча Робака в образе жлоба Будкина). А претензии клуба любителей А. Иванова к тому, что, мол «в книге всё не так», выдают в них умственный уровень учеников того самого 10?го «А» – решительно не осознающих, что такое «художественное кино».

Основное дело, и осознавать не планируют!

Самому автору романа фильм очень понравился. Думаю, что именно «Географа» и следовало бы послать в текущем году на соискание «Вручения Оскара».

Он говорит о России без прикрас и подражания, с печали и той смесью юмора, любви и горечи, которая точно метит всё настоящее, художественно «русское».

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Юрий Щербаков — Последнее танго


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: