Последнее танго интеллигента
Достаточно нежданно для прокатчиков фильм режиссёра Александра Велединского «Географ глобус пропил», снятый по мотивам романа пермского писателя Алексея Иванова, устойчиво держится третью семь дней на экранах и собирает довольного зрителя. Но, чему удивляться?
В зале так как сидит тот самый 10-й «А», с которым так продолжительно и без того зря (либо всё-таки не зря?) сражался доблестный преподаватель Виктор Служкин.
Неимущий, очень сильно выпивающий, с печатью отверженности и несчастья на небритом лице, Служкин данный в высококлассном выполнении Константина Хабенского – настоящий храбрец-агент, трудящийся «под прикрытием». Алкоголем, внебрачными связями и прибаутками он скрывает собственную душевное благородство и нравственную чистоту, в каковые без данной маскировки легко бы никто не поверил.
Заявившись в школу преподавать географию, Служкин остаётся хорошим, внимательным и очень правдивым человеком – и тупая агрессивная масса 10-го «А» класса начинает смутно беспокоиться.
Очень сильно ли изменились ученики со времён, скажем, картины «Доживём до понедельника», в то время, когда их вразумляли совершенные преподаватели в исполнении Тихонова и Печерниковой? Да, трансформации большие.
Учащаяся масса в прямом и переносном смысле «утратила форму». Непрочная, уже чисто игровая условность (одни встают в позу преподавателя, другие еле-еле выдерживают роль учеников) только легко сдерживает атаку толпы на сам принцип обучения, воспитания, расщепления массы на индивидуальности.
Перед отечественным храбрецом сидит, ощерившись, свора злобных либо – в лучшем случае – равнодушных зверей, которых ничем не проймёшь и не приручишь, ни профессионализмом, ни строгостью, ни любовью – ничем по большому счету.
Служкин – интеллигент, загнанный временем в угол, да что в том месте в угол, сваленный в мусорный бак. С усмешкой он рассуждает о том, что на собственную заработную плат преподавателя, прекратив выпивать, курить и имеется, сможет приобрести отечественную иномарку через 150 лет работы.
Но перед толпой зверёнышей он гордо остаётся самим собой, честным и правдивым человеком. И это неповторимое отсутствие лжи завораживает толпу.
Через «прикид» пьяницы, ловеласа и пофигиста просвечивает умное и порядочное лицо – и данный подлинный свет всерьёз тревожит массу. Он не нужен, непонятен, но очень привлекателен.
Отечественный Географ в итоге преподаёт группе собственных учеников настоящий урок географии по принципу «желаешь убедиться, что почва поката – сядь на личные ягодицы и катись». Он ведёт их в поход, где они сплавляются по стремительной реке на катамаране и видят сверхъестественной красоты панорамы Пермского края (оператор – В. Башта).
Во всю силу вступает столь ответственная для автора романа А. Иванова тема Почвы – закинутой и властно требующей не разбойничьего, а религиозного к себе отношения. Служкин удерживается от того, дабы забрать как лёгкую добычу влюблённую в него ученицу, опять обосновывая собственную порядочность, задрапированную ужасным пьянством.
Но уже расщеплённая на личности звериная масса мстит отечественному Географу – смонтировав ролик, где он в «неподобающем для преподавателя виде», и, без сомнений, самодовольно выставив данный ролик на YouTube. Так как нынешние гадёныши не просто делают мерзости – они их гордо выставляют на общее обозрение.
Лучший преподаватель, а правильнее, человек, аналогичного которому они не встретят более ни при каких обстоятельствах, выгнан с работы из школы. Тупыми и безлюдными взорами, в которых чуть теплится смутное чувство вины, провожает 10?й «А» собственного Географа, ведущего дочурку из детского сада к себе.
Дома Служкин будет просматривать ей Пушкина и не обращать внимания на крики жены о том, что он – неисправимый лузер.
Само собой разумеется, он лузер, но виноват ли отечественный храбрец в том, что полное отсутствие совести в этом времени – залог преуспеяния? И, если он утомится и выбьется из сил, оплёванный и обруганный, кто будет просматривать детям Пушкина, кто отправится в школу к звериной массе пробиваться к их зачаточным душам и неразвитым мозгам?
Да никто. Это, возможно сообщить, последнее танго интеллигента.
Ему под сорок, он ещё хватанул какой-никакой культуры, а дальше всё, тишина Либо всё-таки «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его»?
сериал и (Александр «Закон», картины «Русское», «Живой») снял лёгкий, смешной, умный, обаятельный фильм в полной мере в современной манере, да лишь никакие технологии не вылезают и не настаивают на себе. Ему принципиально важно «что», а не «как».
Превосходно выполнены все роли второго замысла (очень отмечу Анну Уколову в роли бесшабашной Ветки, Агриппину Стеклову – Александра и завуча Робака в образе жлоба Будкина). А претензии клуба любителей А. Иванова к тому, что, мол «в книге всё не так», выдают в них умственный уровень учеников того самого 10?го «А» – решительно не осознающих, что такое «художественное кино».
Основное дело, и осознавать не планируют!
Самому автору романа фильм очень понравился. Думаю, что именно «Географа» и следовало бы послать в текущем году на соискание «Вручения Оскара».
Он говорит о России без прикрас и подражания, с печали и той смесью юмора, любви и горечи, которая точно метит всё настоящее, художественно «русское».
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Юрий Щербаков — Последнее танго