Проблема корпоративных долгов в китае — «экономика»

Проблема корпоративных долгов в китае - «экономика»

Опасность корпоративных долгов

The Financial Times22.12.2014Долги русских компаний — новая угроза

Le Figaro26.01.2016Китай: целый в долгах и в стройплощадках

The Financial Times02.02.2015

ВАШИНГТОН — Скорость увеличения китайской экономики сейчас замедлились, но у неё так же, как и прежде сильные показатели: на долю Китая приходится приблизительно треть общемирового роста поизводства. Помимо этого, рост делается более устойчивым, поскольку изменяется его модель — на место экспорта и инвестиций приходят услуги и внутренний спрос.

Незадолго до сентябрьского саммита «Громадной двадцатки» в Ханчжоу Китай деятельно призывает к программам структурных реформ, стимулирующих рост в развитых и развивающихся государствах. Но у самого Китая имеются важные риски в стране.

Прежде всего, тут увеличивается неоправданно высокими темпами внутреннее кредитование, наряду с этим количество корпоративной задолженности приблизился к страшным уровням.

Согласно данным сравнительно не так давно опубликованного ежегодного доклада МВФ о состоянии китайской экономики, количества кредитования в стране растут приблизительно вдвое стремительнее, чем количества выпуска. Стремительный рост отмечается как в частном, нефинансовом секторе, так и в расширяющемся и тесно переплетённом денежном секторе, что так же, как и прежде остаётся непрозрачным.

Не смотря на то, что скорость увеличения кредитования по западным стандартам являются высокими (а это главный показатель потенциального кризиса), его хороший эффект на темпы экономического подьема понижается.

Тревожные сигналы очевидны, и, в целом, китайское правительство признаёт наличие неприятности. Но для предотвращения кризиса ему нужно срочно заняться безграничными реформами, каковые разрешат устранить базисные обстоятельства неприятностей с корпоративной задолженностью.

К их числу относятся через чур мягкие бюджетные ограничения для региональных властей и госпредприятий, прямые и косвенные долговые обеспечения правительства, излишняя склонность к риску в денежном секторе. Всё это существует благодаря завышенным официальным целевым показателям экономического подьема.

Для решения данной неприятности китайскому правительству нужно, как выразился глава правительства Ли Кэцян, «бессердечно зарезать зомби-предприятия». Данный отсев обязан сопровождаться чёткой стратегией по реструктуризации компаний, каковые ещё возможно спасти; распределением и признанием убытков кредиторов; вниманием к работникам, оставшимся без работы, и к иным социальным издержкам; предстоящим открытием рынков для частного сектора.

В более фундаментальном смысле, правительство должно признать неизбежность понижения темпов экономического подьема в скором будущем.

Особенно принципиально важно реструктурировать госпредприятия. Многие из них находятся практически в предсмертном состоянии; на их долю приходится только пятая часть всего промышленного выпуска и наряду с этим практически добрая половина всей суммы корпоративной задолженности.

Важная реструктуризация, а также ужесточение бюджетных ограничений, прекращение кредитования нежизнеспособных компаний, остановка выдачи госгарантий по долгам, плюс кое-какие другие реформы на стороне предложения, каковые уже начались, — всё это создаст пространство для более динамичных компаний и окажет помощь росту.

Во многих отношениях Китай неповторим, но это далеко не первая страна, которая столкнулась с трудностями из-за корпоративных долгов. Управлению Китая нужно выучить три обобщённых урока из опыта других государств.

Во-первых, власти должны функционировать скоро и действенно, так дабы сегодняшняя неприятность корпоративной задолженности на следующий день не превратилась в системную долговую проблему. Во-вторых, они должны трудиться как с кредиторами, так и с должниками — в некоторых государствах выбранные ответы касались лишь одной из этих групп, что посеяло семена будущих неприятностей.

Наконец, нужно распознать и реформировать те структуры в совокупности управления, каковые стали причиной происхождению данной неприятности. Как минимум, Китай испытывает недостаток в действенной совокупности банкротств; в более строгом регулировании порядка оценки рисков; в улучшении качества денежной отчётности, резервировании по кредитным убыткам, а также в новых правилах раскрытия денежной информации.

Влиятельные публичные фигуры в Китае с радостью выбрали из интернационального опыта лишь те уроки, каковые говорят о том, что сдерживание корпоративных займов может привести к кратковременному замедлению темпов роста и социальным издержкам, к примеру, безработице. Это оправданные тревоги, но другие шаги — полумеры либо по большому счету отказ от реформ — только ухудшат и без того уже нехорошую обстановку.

Китаю направляться начать с реструктуризации нежизнеспособных компаний в регионах, где отмечены наиболее высокие темпы экономического подьема, работники смогут стремительнее отыскать в том месте новые рабочие места, а реформы вряд ли повредят росту. Власти будут функционировать более избирательно в будущем, в то время, когда обращение зайдёт о реструктуризации компаний в регионах с низкими темпами роста либо городах, где местная экономики зависит от какой-либо одной компании.

Помимо этого, издержки переселения и структурную безработицу работников возможно смягчить посредством сильной совокупности социальной помощи, а также выделения средств на целевую переквалификацию чтобы работники имели возможность снова подняться на ноги. Таковой подход разрешил бы показать заботу правительства о тех, кому угрожает утрата работы.

Похвально, что Китай уже начал работату над ответом долговой неприятности, в частности понижением долговой нагрузки. В текущем пятилетнем замысле говорится о сокращении избыточных мощностей в угольной и сталелитейной индустрии, о реструктуризации и выявлении нежизнеспособных госпредприятий «зомби», о финансировании программ помощи пострадавших работников.

Пришло время для более широких реформ в Китае. На балансах банков всё ещё довольно мало просроченных кредитов, а резервы высоки.

С издержками потенциальных убытков по корпоративным долгам (в последнем докладе МВФ о всемирный денежной стабильности они оцениваются в 7% ВВП) возможно совладать. Более того, у правительства имеются большие подушки безопасности — размер государственного долга относительно низок, а золотовалютные запасы, напротив, довольно высоки.

Вопрос в том, сможет ли Китай разрулить проблему долгов перед тем, как эти запасы будут исчерпаны. Учитывая прежние готовность правительства и экономические успехи реализовать амбициозную программу реформ, Китай способен принять данный вызов.

Но затевать нужно уже на данный момент.

Вся правда о Китае. Часть1. Экономика (Mychina.org)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: