Римские грёзы
На громадных кинофестивалях «класса люкс» (Канны, Берлин, Венеция) ожидаешь открытий в мастерстве кино, каковые довольно часто остаются негромкой эйфорией для узкого круга посвящённых. А от народных фестивалей кино, наподобие римского, ожидаешь премьер фильмов, кличущих зрителей в зал именами кинозвёзд и режиссёров и, само собой разумеется, интригующим сюжетом.
Всего этого на 6-м МКФ в Риме было достаточно.
Рефлекс опасности
Начнём с того, что новый блокбастер Стивена Спилберга «Приключения Тинтина: секрет Единорога» продемонстрировали на внеконкурсной основе. И не смотря на то, что это чистое развлечение, но мастерство трёхмерной анимации доведено в нём до для того чтобы совершенства, что уже это даёт право на фестивальную трибуну.
История приключений забавного паренька-журналиста с рыжим чубом смотрится на одном дыхании. Не смотря на то, что от моего патриотического глаза не ускользнуло, что нехороший дядя, что есть главным соперником Тинтина и К* в борьбе за неслыханные сокровища, зовётся в фильме Иван Иванович Сахарин.
В переводе отечественного проката это событие попытались смикшировать, имя-отчество убрали, и ударение в фамилии поставили на последний слог. Но нас, критиков-международников, не совершишь: основной идеолог Голливуда Стивен Спилберг опять программирует подростков на рефлекс опасности, в случае если где-то появляется Иван Иванович.
А нам-то хочется быть белыми и пушистыми!
Русскую тему задела и конкурсная программа, причём в жанре ужасной сказки, где забавное лишь усиливает жуть происходящего. Премьера фильма «Отель Люкс» германского режиссёра Ляндера Хаусмана, где воздействие начинается в гитлеровском Берлине 1938 года, а позже переносится в сталинскую Москву, явилась броским событием фестиваля (фильм взял приз за лучший сценарий).
Два актёра кабаре – один немец, второй иудей – разыгрывают комические сценки, в которых один изображает Сталина, а второй – Гитлера. Легко какая-то гласность и свобода в Третьем Рейхе! Но скоро им придётся прекратить свою деятельность.
И тогда Ганс, сроднившийся с ролью Сталина (Гитлера пародировал иудей!), по тайным коммунистическим каналам переправляется в Москву. В том месте его селят в гостинице «Люкс», символизирующем потерянный эдем Коминтерна.
Окружённый шпионами, наружкой и подслушкой, Ганс знакомится со Сталиным, и тот начинает вести очередную игру со своей новой германской игрушкой. Так что про Сталина с Гитлером в Европе не забывают.
Они, благодаря современному кинематографу, становятся уже чем-то наподобие древних чудищ, живущих в собственных сказочных царствах.
Далеко от Рима
Среди фильмов, отобранных для фестиваля, в особенности ярко раздались те, воздействие которых происходит далеко от Рима, где-нибудь на вторых континентах. Это, а также, справедливо взявший основной приз фильм «Китайская открывашка» испанского режиссёра Себастьяна Боренштейна.
Он свёл на зелёных просторах Аргентины нелюдимого Роберто и не опытного испанского, одинокого, но радостного китайчонка, что меняет безрадостный метод судьбы аборигена.
Особый приз жюри взял австралийский фильм «Око бури», где несравненная Шарлотта Ремплинг сыграла, возможно, лучшую роль в собственной жизни. Её героиня умирает, и режиссёр придумывает метафору смерти, переход из царства живых в царство мёртвых, в виде бури на берегу океана.
Героиня мечется, преодолевая кольца и потоки дождя сплетающихся около её тела лиан, чудесным образом добирается до погреба, закрываясь дощатой крышкой. Над ней проносятся оторванные с корнем деревья, части уничтоженного ветром дома, падают задохнувшиеся птицы, гремят струи ливня.
Но вот шторм проходит, героиня выбирается из собственного укрытия. На пляже – поломанные деревья, выкинутые на берег рыбы. За спиной героини – уничтоженный дом.
Она идёт на протяжении берега уже мирного океана, дружелюбно переваривающего собственную добычу, – счастье и бесконечное спокойствие в её глазах. Монтажный стык – героиня в кровати среди медсестёр и детей испускает дух.
Но, разрешите, в том месте не компьютерная съёмка, в том месте нет анимации. Лишь диву даёшься, как это было снято на протяжении настоящего шторма.
Среди австралийских режиссёров порадовал своим внеконкурсным фильмом и Стефан Эллиот, создатель самого известного австралийского хита «Присцилла, королева пустыни». на данный момент же он снял идеальную комедию «Пара лучших мужчин», в которой праздничность сюжета борется с его искромётностью, а элегантность киноязыка с его гламурной красочностью. В случае если отечественные кинозакупщики его не приобрели для проката в Российской Федерации, то расписались в собственной профнепригодности.
Радостный, лёгкий, совсем зрительский фильм про молодого британского плейбоя, влюбившегося в дочку австралийского магната и пригласившего на свадьбу собственных трёх друзей, каковые сделают всё, дабы свадьбу сорвать. Причём не со зла.
Такая комедия положений.
А вот что нам совершенно верно предстоит заметить, так это экранизацию очередных глав известной вампирской «Сумеречной саги». В Риме предъявили фрагменты будущей серии «Надломленный восход солнца. Часть 1».
В главном зале «фестивальной деревни» в форме Капитолия на митинг собрались тысячи римских отроковиц. Боже, как они орали, в то время, когда в кадре оказался томный вампир Роберт Паттинсон.
А также мускулистый оборотень вызывал у юных римлянок такие истошные крики, усиленные звуковым резонансом зала, что было легко страшно за юных римлян. Честно говоря, в таком звуковом Везувии пребывать раньше не приходилось.
Но, посмотрим, что будет у нас. «Надломленный восход солнца» прейдет скоро.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Глиэр \