Россия может усилить позиции в узбекистане: интервью с экспертом — «экономика»
Узбекистан в свете смены власти был в фокусе внимания в первую очередь на постсоветском пространстве. В беседе с обозревателем «NOVOSTI-DNY.Ru» заведующая сектором экономразвития постсоветских государств Университета экономики РАН Елена Кузьмина поделилась собственными ожиданиями в вопросах российско-узбекского сотрудничества.
Каковы Ташкента отношений и перспективы Москвы?
— Вынужденная смена власти в Узбекистане пришлась не на весьма подходящее время. Она происходит на фоне затянувшегося финансового кризиса.
Падение цен на главные экспортные редкоземельные товары — металлы и ресурсные углеводороды в 2015 году, сокращение внешнего спроса на узбекскую машиностроительную продукцию, а кроме этого сокращение доходов трудовых мигрантов. Действительно, власти республики постоянно говорили, что поступления от мигрантов приносят всего около 2% ВВП, но МВФ и ВБ оценивают их в 10–12% ВВП.
Не смотря на то, что стоит оценивать не по отношению к доллару, а по платежеспособности тех денег, каковые приходят в страну от мигрантов. Необходимо учитывать и инфляцию, которая случилась и в РФ, и в Узбекистане.
Она приблизительно сопоставима. Исходя из этого необходимо наблюдать по «тёмному» курсу узбекского сома, а не официальному и коммерческому — в Узбекистане до сих пор сохраняются три курса национальной валюты. Имеется еще один нюанс.
В РФ трудится 90% трудовых мигрантов от общего количества выехавших на доходы. Апогей их выезда из Узбекистана пришелся на 2015 год. По окончании чего начался спад. К слову, не лишь из Узбекистана, но и из других государств.
Это было связано и с новыми правилами миграционными в РФ, и с политикой Узбекистана, которая направлена на то, дабы как возможно больше парней удержать на отчизне. Но покинуть не насильно, а постараться их трудоустроить.
Имеется и последовательность хороших моментов, каковые разрешили, достаточно стабильно удерживать экономику и держать социальную обстановку в стране в относительной стабильности. Узбекистан — одна из немногих государств постсовестского пространства, которая имеет весьма диверсифицированную экономику.
Ташкент не ограничивает себя сотрудничеством с одним либо с двумя наибольшими странами во внешней политике и, частично, в инвестициях. Россия и Китай — это наибольшие торговые партнеры.
Третье место причем уже не первый год занимает Казахстан — ближайший сосед и географический, и торговый. Достаточно действенна на узбекском рынке Турция.
В перечне фаворитов южная Корея и япония, а кроме этого и кое-какие европейские государства.
Еще один плюс, к которому приложил руку сегодняшний претендент на президентское кресло Шавкат Мирзиёев, в том, что Узбекистан сохранил собственный промышленный потенциал. Он его видоизменил.
Не стало авиационной индустрии, но показалась автомобильная индустрия. И достаточно важная.
Стабилизирующим причиной для узбекской экономики стала текстильная индустрия. Уменьшая продажу хлопка, Мирзиёев увеличил продажи готовой продукции.
Иначе говоря идет расширение за счет роста внутренней переработки хлопкового волокна — к 2016 году — до 40%. К 2015 году было введено в эксплуатацию и модернизировано 147 фирм.
А до 2020 года будет запущено еще 77 текстильных проектов неспециализированной ценой $ 918 млн, включая вертикально интегрированные текстильные комплексы, расширение и создание новых действующих производств с участием технологических фаворитов текстильного машиностроения. Это должно расширить имеющиеся действующие мощности более чем в два раза.
Это важно для страны, в которой громадный слой трудоспособного населения не занят, имеется так называемая скрытая безработица среди дам. Текстильная индустрия именно и дает рабочие места дамам. Это попытка решить одну из значительных социальных неприятностей.
Как раз этими процессами — модернизацией, индустриализацией, укреплением и сохранением промышленного потенциала страны, начал заниматься Мирзиёев.
— В последнее время большое количество говорилось о росте золотодобычи. Вправду ли имеется большие показатели?
— В 2015 году эта отрасль стала еще одним драйвером роста узбекской экономики. И тенденция сохраняется.
Принятая в 2015 году «Программа предстоящего реформирования, диверсификации экономики и структурных преобразований на 2015–2019 годы», складывающаяся из семи стратегических программ, направлена на кардинальное улучшение рабочий среды, масштабную приватизацию госимущества, а кроме этого развитие современной инфраструктуры. В рамках программы предусматривается реализация более 900 инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных кардинальной модернизации и производств действующих фирм нефтехимической, химической индустрии, электроэнергетики, машиностроения, автомобильной, электротехнической, текстильной и фармацевтической отраслей.
— Как начинается сотрудничество с Россией?
— Это достаточно стабильная ниша. В Узбекистане действуют около 900 совместных фирм, а в РФ создано более чем 500 фирм с узбекским капиталом.
Российские инвестиции на финиш 2015 году превысили 6 млрд долл. Главные из них средства приходятся на добывающие отрасли.
В первую очередь это Газпрома и инвестиции Лукойла. Так, ЛУКОЙЛ реализует Кандымский проект в рамках СРП Кандым — Хаузак — Шады — проект и Кунград «Юго-Западный Гиссар», а кроме этого участвует в проекте освоения Аральского блока.
Газодобыча ЛУКОЙЛом в Узбекистане в 2016 г. может достигнуть 6 млрд. кубов. На эти цели уже инвестировано 3,6 млрд долл., а объем капиталовложений запланирован на уровне 12 млрд долл.
С 2006 году «Газпром» инвестировал в узбекский ТЭК более 400 млн долл. Эти наибольшие российские компании смогут позволить себе вкладывать деньги на данный момент, а доходы приобретать позднее.
Как раз вследствие того что в Узбекистане весьма сложно трудиться. В республике все еще достаточно сложный климат для инвесторов.
Но за последние два года правительство Узбекистана снизило налоговую нагрузку на налогообложение и бизнес физических лиц: для фирм фермерских малого хозяйств и сферы бизнеса ставка единого социального платежа снизилась с 25% до 15%. Количество форм статистической отчетности предпринимателей снижено на 12,8%, упрощен порядок испытаний бизнеса.
Центробанк опустил ставку рефинансирования с 10% до 9% годовых. Это должно содействовать притоку зарубежного капитала в национальную экономику и созданию новых совместных производств.
Новшества разрешили Узбекистану подняться на 8 строчек в рейтинге «Ведение бизнеса» в 2016 году — на 87-е место. Это дает Узбекистану возможность наращивать сотрудничество с другими странами и Россией.
Имеется последовательность инвестиционных проектов и в вторых областях, но они значительно чаще «единовременные». К примеру, ГК «Силовые автомобили» в 2012 году модернизировала Чарвакскую ГЭС с неспециализированным финансированием 56,5 млн долл.
Несколько фирм «Западно-Уральский машиностроительный концерн» реализует в Узбекистане последовательность проектов в химической, угольной и горнодобывающей отраслях индустрии неспециализированной ценой около 180 млн долл. ЗАО «ГК «Электрощит-ТМ «Самара» и АО «Самарская кабельная компания» переоснащают и модернизируют производства СП АО «Узэлектроаппарат-Электрощит» и «Андижанкабель».
Уже положено 3,5 млн долл. прямых инвестиций.
Исходя из условий ведения бизнеса в Узбекистане, российские компании имели возможность бы принимать участие в проектах в нефтехимической, химической индустрии, электроэнергетике, машиностроения, электротехнической и фармацевтической отраслях. Определенные возможности имеется и во сотрудничестве в переработке сельхозпродукции, в первую очередь фруктов и овощей.
— Как сильное негативное влияние на российско-узбекские отношения оказал финансовый кризис?
— У нас сильно снизился товарооборот в 2015 и 2016 году. Связано это было в первую очередь с автомобилестроением. Российская Федерация — главной рынок для узбекского автомобилестроения. В 2014 году на 40% сократились закупки.
А в 2015 году еще на 60%. Была обстановка, в то время, когда закрывали автомобильный завод в Саке. Без работы была много местных жителей.
Более того, это не лишь сам сакинский завод, но еще 40 смежных фирм, каковые создают комплектующие для головного автомобильного завода. Это был важный вызов.
Но если судить по тому, что на столичном автосалоне один из наибольших выставочных павильонов занимал узбекский завод, я пологаю, что обстановка налаживается.
на данный момент еще появляется новая тенденция, в то время, когда в Узбекистан пытается средний и небольшой бизнес — электронная торговля, продукты питания. У россиян имеется довольно широкие возможности попасть на данный рынок.
Но нужно учитывать местный менталитет, традиции и обычаи. Для новичка это не легко. Но имеется и плюсы.
В последнее время узбекские предприниматели предпочтение отдают русским компаниям.
— Что еще может предложить русским компаниям Узбекистан?
— Сферу коммуникации. В первую очередь — сообщение.
В Узбекистане довольно широкие возможности для расширения сотрудничества в данной области. Но законодательство Узбекистана выстроено так, что бизнес не неизменно уверен, что выстроив те либо иные линии передач для новых районов и для новых абонентов, они останутся в его собственности.
Это относится не лишь русского бизнеса. Сейчас самый большой игрок на этом рынке шведская Telia Sonera пробует реализовать собственную долю и пока не ясно, кто захочет ее купить.
Тем не меньше, у России имеется возможность пара расшириться на рынке Узбекистана. Но это не значит, что мы потесним Китай либо Японию.
Потому, что Узбекистан интенсивно развивает машиностроительную и текстильную отрасли, автомобилестроение и химическую индустрию, то Российская Федерация может пара увеличить собственные возможности при условии, что достаточно действенно будет трудиться российский бизнес. На руку может играться и то, что Узбекистан пытается улучшить собственный бизнес-климат.
Словом, потенциал для роста имеется.
— Стоит ли ожидать усиления экономического присутствия Китая в Узбекистане? И не окажется ли Узбекистан в зависимости от Китая?
— В последние пара лет китайское экономическое присутствие уже увеличилось в Узбекистане. Имеется программа развития, которая проинвестирована Китаем.
Это в первую очередь касается всего, что связано со скоростными железными дорогами.
Необходимо учитывать, что Узбекистан не реализовывает чужестранцам почвы ни под сельское хозяйство, ни для постройки, а также консульств. Узбекистан не дает гражданства, кроме того при условии брака с гражданином Узбекистана.
Так что тренд на расширение сотрудничества с Китаем будет, но наряду с этим сохранится тенденция «не складывать все яйца в одну корзину» — не будет одного целенаправленного внешнеэкономического партнера, как к примеру, у Туркменистана. Кроме этого, думается, сохранится тенденция возвращения под собственный контроль той либо другой отрасли, когда ее работа будет отлажена зарубежными инвесторами.
Так, в частности, уже было с связью и золотодобычей. Идут, само собой разумеется, интернациональные судебные слушания, но обе сферы остаются частью национальной узбекской экономики, а не транснациональных корпораций.
Возможно, эти две тенденции в Узбекистане будут проявляться и на данный момент, и в будущем.
В Узбекистане к 2019 году возможно будет брать машины по телефону
Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…
-
Россия станет первой экономикой европы к 2050 году: прогноз pwc — «экономика»
-
Владимир гройсман: «россия традиционно тормозила наш экономический потенциал» — «экономика»
-
Россия — армения: утолит ли диаспора инвестиционный голод республики? — «экономика»
-
Саргсян: армения может помочь французскому бизнесу выйти на рынок еаэс — «экономика»