Русскому року 50 лет

В осеннюю пору 2015 года исполняется 50 лет русскому року. Эта история отсчитывается с осенних дней 1965 года, в то время, когда столичная рок-группа «Сокол» в первый раз выполнила на концерте рок-песню на русском.

Она именовалась «Где тот край?».

Летом 1965 года музыканты «Сокола» отправились на юг, к морю, в спортивный лагерь «Буревестник-2», где играли на танцах. А в осеннюю пору, возвратившись в Москву, фавориты группы Игорь юрий и Гончарук Ермаков нежданно сочинили песню, в которой спели о том, как они были радостны прошлым летом.

«Где тот край?» – это песня-мечта. Сейчас она взяла пара иное значение: многие любители музыки уверены, что настоящая рок-музыка звучала лишь в 1960-х, в то время, когда она была частью пути в непознанное, путеводным ритмом во времена научно-технических подвигов.

Матрица «Сокола»

Рок-музыка – это фольклор научно-технической революции, исходя из этого недаром русский рок появился в столичном районе Сокол. Тут рядом – НПО «Бриллиант», где делали ракеты, чуть дальше – МАИ, где готовили ракетчиков, рядом – Курчатовский университет, основной инновационный центр СССР.

В доме 69 по Ленинградскому проспекту жил известный авиаконструктор А.С. Яковлев, весьма обожавший музыку Элвиса Пресли. Свежие записи ему доставляли из Лондона самолётом.

Его сын Владимир получал образование школе №705 и систематично приносил одноклассникам слушать новейшие пластинки. Свежие диски поступали в Москву так оперативно, что школьники, бывало, кроме того заключали пари: брали британский хит-парад и, найдя, что у какого-нибудь исполнителя вышел новый сингл, спорили о том, на каком месте он будет через несколько дней.

Среди тех, кого Яковлев-младший увлёк новой музыкой, были Юрий Игорь и Ермаков Гончарук, будущие участники ансамбля «Сокол».

По окончании того как Игорь возвратился из армии, парни начали делать группу. Распределили роли: «Ты будешь играть на бас-гитаре, – сообщил один одноклассник второму, – а я буду играть на гитаре и петь».

Позже они продолжительно думали, как назваться, и кто-то внес предложение наименование «Сокол» – по посёлку, где они тогда жили. Наименование было принято как рабочее, а в итоге осталось окончательно в истории русского рока.

Неподалеку от метро «Сокол», на улице Новопесчаной жил 20?летний парнишка Юра Айзеншпис. Он принадлежал к той необычной и бесстрашной когорте людей, в кругу которых зародилась современная русский экономика. Тогда в милицейских сводках их именовали фарцовщиками.

Юные девчонки и ребята 60-х, каковые желали смотреться модно, стильно и современно, именовали Айзеншписа не в противном случае как спасителем, потому, что он имел возможность дотянуться любой недостаток: от рубах-батников до итальянских ботинок с узкими носами. Но подлинной его страстью было коллекционирование пластинок с записью биг-бита и рок-н-ролла.

В осеннюю пору 1964 года Юрий Ермаков, Игорь юрий и Гончарук Айзеншпис встретились около метро. В руках у Айзеншписа была пластинка «Hard Days Nights» группы The Beatles.

С данной встречи, фактически, всё и началось.

«Они были музыкантами, а я – человек, что должен был всё организовывать. На Западе таковой человек именуется импресарио, – как-то говорил Юрий Айзеншпис автору данной статьи. –Действуя по наитию, я осознавал, что необходимо вкладывать в эту группу, финансировать её, заниматься техническим оснащением.

До тех пор до тех пор пока я с ними не познакомился, они играли на самодельных инструментах, прикрепив звукосниматели к обычным шестиструнным звуковым гитарам. И вот на те деньги, каковые я сумел в 20 лет получить, занимаясь обменом и коллекционированием пластинок, я приобрел ребятам первые «фирменные» инструменты».

Помимо этого, Юрий Айзеншпис договорился с умельцами из НИИ ФК – НИИ фото- и кинематографии, что они сделают для его группы пульт, колонки и усилители. Это были огромные, тяжёлые и неуклюжие коробки, каковые, но, весьма хорошо звучали для того времени.

Но два человека – это мало, это ещё не несколько, тем более что в The Beatles, каковые считались примером для подражания, игрались четыре музыканта. Тогда Юрий Айзеншпис привёл в группу барабанщика Сергея Тимашева и клавишника Вячеслава Черныша из распавшейся тем летом группы «Братья».

Той же в осеннюю пору 1964 года несколько начала репетировать в подвале дома 75 по Ленинградскому проспекту. Эту репетиционную базу пробил папа Юрия Ермакова – генерал, командующий ПВО страны.

Сам он великолепно играл на скрипке, превосходно – на своих детей и рояль воспитывал в любви к музыке, поощряя их музыкальные устремления.

В то время, когда готовься мало-мальский репертуар, сам собой появился вопрос о том, где играться концерты и на каких условиях. Так как сказать об официальных публичных выступлениях было невозможно, Айзеншпису пришла в голову идея организовать сейшн, другими словами «встречу с приятелями» – из этого и пошло слово «сейшн», забранное из западного лексикона. Айзеншпис договорился с дирекцией кафе «Экспромт», расположенного недалеко от Курчатовского университета, о том, что в один из дней у них состоится вечер отдыха, на котором будет играться оркестр. (Кстати, тогда не говорили «рок-группа», для того чтобы слова в обиходе ещё не было.)

Билеты были сделаны из обычных почтовых открытокс изображением какой-то птицы, напоминающей сокола. На обороте был написан таковой текст: «Дорогой приятель! Мы приглашаем тебя на вечер встречи с вокально-инструментальным ансамблем «Сокол».

Данный вечер пройдёт в кафе «Экспромт» 6 октября 1964 года». Среди товарищей и своих друзей музыканты распространили около 80 таких открыток.

Билет стоил 5 рублей. Из этих денег 4 рубля шли «на стол», а рубль – «на оркестр».

Скоро подобные «встречи» стали регулярными, а аудитория их возрастала в геометрической прогрессии. Так «Сокол» создал матрицу проведения концертов на пара последующих десятилетий.

Сперва музыканты игрались хиты зарубежных исполнителей, а позже зазвучали песни на русском

«Меня натолкнула на написание песни «Где тот край?» мелодия из первого альбома группы Pretty Things – была такая хорошая несколько, в которой ещё Джимми Пейдж игрался в качестве сессионного музыканта, – вспоминает Юрий Ермаков. – Музыку мы написали скоро, а вот позже столкнулись с головной болью русских рокеров всех времён: как написать слова на русском для рок-песни, если они не влезают ни в один рок?н?ролльный размер? Фонетика русского весьма не легко ложится на рок-н-ролльный ритм.

И мы начали подбирать слова, каковые фонетически хоть какое количество-то похожи на британские. Вот откуда показался «Где тот край?» – эквивалент британской фразы «Воч ю край?»…

Появление собственных песен возможно сравнить с тем, как пар отправился из-под крышки закипевшего чайника. До тех пор пока играются чужие песни, всё варится и неспешно начинает складываться коллективная игра, а в то время, когда уже начинает что-то получаться, то в итоге сочиняются личные песни.

Совершенно верно такой же путь прошли и все другие группы, включая The Beatles и Rolling Stones, каковые кроме этого начинали с выполнения чужих песен.

«Но, не обращая внимания на то что мы игрались рок, мы оставались русскими, – говорит Юрий Ермаков, – мы совсем осознанно чувствовали себя тут, в Российской Федерации, и, очевидно, всё это стало причиной тому, что, в то время, когда мы начали писать собственные песни, мы начали писать их на русском».

Они первенствовали

«Сокол» дал толчок появлению новых ансамблей. Создавать бэнды стало главным увлечением мальчишек середины 1960-х.

Возможно, это было сродни тому, как в начале века дети, начитавшись «пиратских» романов, сбегали из дому, дабы отправиться в море открывать новые почвы. Рок-н-ролл был той же Terra incognita, неизвестной почвой, красивой и страшной в один момент.

«Это была какая-то новая культура, ни с чем не сравнимая, – вспоминает о тех временах Владимир Рацкевич, фаворит группы «Рубиновая Атака», поразительно популярной в 1970-е годы. – Для того чтобы эмоционального заряда не приходилось чувствовать ни от одного вида мастерства. Позже показались музыканты.

Сходу много. Сначала игрались легко в подъездах, в том месте звучали интерпретации The Beatles, Kinks, Swinging Blue Jeans.

И эта подъездная судьба медлено переросла в образование различных коллективов».

«С 1965 года у нас началось массовое рождение бит-групп. Ещё годом ранее их было меньше десятка, а тут сходу неспециализированное число групп перевалило за сотню.

Народ начал разбиваться на четвёрки, – вспоминает фаворит «Аргонавтов» Георгий Седов. – Практически говорилось следующее: «Ты будешь играть на басу, а я – на ударных. Нет, напротив! Ты – на ударных, а я – на басу!» – ещё не умея, но уже вдохновлённые данной идеей!»

Кстати, фавориты «Аргонавтов» Георгий Игорь и Седов Крутов говорили, что идея о создании собственной группы у них появилась по окончании того, как в конце 1965 года «Сокол» побывал с концертом в их родном МИФИ. Практически тогда они в первоначальный раз услышали настоящую русскую бит-группу!

Испытав шок, «Аргонавты» с головой окунулись в репетиции, трудились ежедневно, а в осеннюю пору, в то время, когда все возвратились с каникул, устроили совместное с «Соколом» выступление в кафе «Спорт» в Лужниках. Говорят, что в то время, когда «Аргонавты» начали играться, лица их друзей-«Соколов» неспешно растянулись: они очевидно не ожидали, что кто-либо сможет угнаться за ними.

Барабанщик группы «Атланты» Алик Сикорский вспоминал, что «Сокол» первенствовал рок-ансамблем, что он заметил на сцене: «Я не забываю, что в первый раз почувствовал себя в «ненормальном» состоянии именно на концерте группы «Сокол» в ДК «Дукат». Я пришёл в себя от того, что рукоплескал по голове сидящего впереди меня человека и кричал.

А пел «Сокол» песню «Где тот край?». И ещё они великолепно выполняли песни из репертуара группы «Энималз». И тогда, в то время, когда фактически не было никакой возможности ни слушать, ни наблюдать, действие на нас данной музыки было весьма сильным. «Сокол» – это, возможно, прародитель всех!»

На юридическом факультете МГУ была создана самодеятельная несколько «Челленджерс». В её состав вошли Николай Воробьёв (гитара, вокал, в будущем – худрук ВИА «Музыка»), Ярослав Кеслер (бас, в будущем – основатель группы «Мозаика»), Александр Жестырев (ударные, в будущем – кроме этого «Мозаика») и Андрей Родионов (гитара).

Наименование группы в переводе на русский язык означало «Бросающие вызов». Кстати, по словам Вячеслава Малежика, ещё в первой половине 60-ых годов двадцатого века Ярослав Кеслер написал собственную первую песню «Встреча», которая стала хитом в исполнении группы «Мозаика».

Летом 1966 года на биологическом факультете МГУ появилась несколько «Скифы»,фаворитом которой стал гитарист Сергей Дюжиков. Спустя год в состав ансамбля влились гитарист Юрий Валов и басист Виктор Дегтярёв, по окончании чего «Скифы» стали быстро набирать популярность среди столичного студенчества.

А в то время, когда на экраны страны вышел фильм Г. Натансона «Ещё раз про любовь», в эпизоде которого снялась несколько «Скифы», в стране появилась первая «мания» – «скифомания». «Нам приходилось приостанавливать концерт, – вспоминает Юрий Валов, – по причине того, что в зале начинало твориться такое, что начальники домов культуры опасались, как бы все их постройки не развалились».

Русскому року 50 лет

Юрий Валов («Скифы») и Вячеслав Малежик («Мозаика»)

Виктор Луферов собрал одну из первых в Москве арт-рок-групп, она именовалась «Осенебри» (это наименование являет собой неологизм, рождённый фантазией поэта Андрея Вознесенского). «В то время, – говорил Луферов, – не было ни одного состава, подобного отечественному. У нас наровне с барабанами и электрическими гитарами были струнные и древесные духовые инструменты.

Причём как раз тогда зародился интерес не просто к песням, а к построению целых песенных пьес. Был написан сценарий музыкального спектакля «По всякой почва…», включавший в себя песни Евгения Клячкина на стихи запрещённого в те годы Бродского, и – Кукина, Окуджавы, Новеллы Матвеевой, но в электрической аранжировке».

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века появилась несколько «Орфей», на бас-гитаре в которой игрался будущий известный композитор Вячеслав Добрынин, а пел будущий легендарный вокалист «Радостных ребят» Леонид Бергер. Многие из тех, кто слушал данный ансамбль в те годы, до сих пор с восторгом вспоминают, как Бергер в стиле соул выполнял русскую народную песню «Однозвучно звенит колокольчик».

За Москвой вирус рока распространился и на другие регионы. К концу 1960-х за сотню перевалило число ансамблей и в Ленинграде.

Самыми популярными группами были «Авангард-66» (потом ансамбль ушёл на опытную сцену, поменяв наименование на «Хороши молодцы»), бит-группа «Лесные братья», блестяще подражавшая The Beatles, несколько виртуозного гитариста М. Белякова «Фавориты», инструментальный квартет «Садко» под управлением студента консерватории Д. Кижаева и целая плеяда групп из Военно-механического университета – «Аргонавты», «Фламинго», «Галактика», «Альбатрос» и «Q-67». А первой питерской группой, запевшей по-русски, считается ансамбль «Кочевники», в составе которого, кстати, некое время выступал Михаил Боярский

Логика рока

1960-е – это время самых, возможно, радикальных изменений, случившихся во второй половине ХХ века. В этом они сравнимы с началом века, с 1910–1920 годами, в то время, когда случилась социалистическая революция.

В 1960-х годах также случилась революция, но молодёжная, в один момент с которой во всём мире появилось рок-перемещение, которое стало причиной важным трансформациям и в образе судьбы, и в образе эмоций, в манере мыслить и держать себя. Рок-н-ролл стал наибольшей социальной инновацией ХХ века, и в случае если в начале столетия любой русский интеллектуал был носителем социально-демократических взоров, то во второй половине ХХ века он старался смотреться приверженцем рок-н-ролла.

Существует вывод, что музыка в СССР безнадёжно отставала от Запада. Но в случае если внимательнее посмотреть на историю эстрады у нас, то сразу же выяснится, что данное утверждение не соответствует истине.

Изучая историю отечественной рок-музыки и сопоставляя её с тем, что происходило сейчас за границей, мы осознаём, что все процессы шли одновременно и параллельно и что не было никакого пресловутого «отставания от Запада», о котором продолжительно спорила отечественная самиздатовская печать. Более того, как раз первый полёт человека в космос, совершённый советским человеком, стал причиной глобальные трансформации в музыке всей земли.

Нужно подчернуть, что стоило отечественным музыкантам начать писать личные песни, как появилась память крови и национальные мелодические ходы пробрались в новую музыку. Самые продвинутые рокеры и вовсе двинулись по пути опытов с фольклорным звучанием.

Александр Лерман, Александр Градский, группы «Оловянные солдатики», «Мозаика» и «Скифы», интуитивно ощущая верную дорогу, постарались соединить рок с классическим русским классической русской и народным мелосом поэзией. Исходя из этого рок-музыка у нас в стране была неразрывно связана с восстановлением государственности и исконной русской идеи.

В 1960-е годы в СССР постарались реанимировать коммунистические идеи, а закончили возвращением к хорошей русскому державности. Причём эти совсем немыслимые по масштабам социально-культурные трансформации случились не по воле и ответу правительства и партии, а самодеятельным образом, по инициативе снизу.

И нужно подчернуть, что все эти перемены происходили под музыку, которую мы сами себе придумали, – русский рок.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

ТОП 50 РУССКИХ РОК ХИТОВ ВСЕХ ВРЕМЕН//С опаской НОСТАЛЬГИЯ


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: