Семья распадается, но как художественно!

Семья распадается, но как художественно!

В Малом театре (помещение филиала на Б. Ордынке в Москве) идут премьерные пьесы по известной пьесе С. Найдёнова «Дети Ванюшина» (1901). Зритель находит тут всё, чего ожидает в большинстве случаев от Малого театра: добротность постановки, тщательность сценографии, респектабельные актёрские работы.

Да и то сообщить, в основных ролях – настоящие звёзды: Борис Людмила и Невзоров Полякова.

Пара десятилетий я просматриваю ругань по поводу «бытового психотерапевтического театра» как устаревшей рутины и всё прошу посоветовать, где указанное непотребство находится. Так как быта в современном театре практически что и не сыскать.

Сама еле нашла пара местечек, ещё не прихлопнутых «модернизацией». Но кроме того в Малом театре настоящий, густой быт, чтобы с переменой декораций, с бутафорией, с количеством характеров да с огоньком игры – помаленьку выводится.

Но процесс не фатален – и «Дети Ванюшина» тому радостное подтверждение.

Громадный дом торговца Александра Ванюшина. Дом сооружён живописцем А. Глазуновым в разрезе, на поворотном круге, так что всё рассмотришь не торопясь и в подробностях: и залу, и столовую, и гостиную.

В то время, когда за обедом громадная несчастливая семья планирует совместно, стол накрыт шепетильно и детально, а хлопотливая мама на мгновение замирает от блаженства: наконец утихли свары, возможно хоть мало насладиться уютом и покоем.

Всё-таки это не сборище случайных людей, их свела совместно сердечная забота старших Ванюшиных. мать и Отец, хороши красивые: седовласый замечательный Александр Егорович (Б. Невзоров) и под стать ему громадная, кипящая от энергии Арина Ивановна (Л.

Полякова). У них шестеро деток, и с каждым всё, как говорится, не слава Всевышнему. Так и живёт семья – ссорами и скандалами, то сын домашние деньги похитит, то блудная дочка с шумом возвратится в отчий дом лицемерно заламывать руки.

А родителям – слёзы и горе.

Неспешно вырастают контуры данной нешуточной драмы – и она не сводится к череде досадных происшествий. Это глубокая драма патриархальной семьи, где родители стремятся нести ответственность за всё, а дети не желают отвечать ни за что.

Родители желают «укрыть сердцем» всю жизнь семьи, сделать её ясной, спокойной, благолепной, но данный тотальный контроль неосуществим. Ванюшин Невзорова – явный «самодельный человек», выбился из низов и сам выстроил собственный дом.

Он, возможно, недалёкий, ограниченный, но славный человек, он всем сердцем обожает собственных детей – и он обречён надорваться, замучиться в собственной напрасной любви. Для домашних он тиран и идол, он нависает над ними в постоянных требованиях – и они ненавидят его животной, инстинктивной неприязнью, не знают, не слышат Последняя сцена с Ванюшиным, в то время, когда он, пациент, полубезумный, прячет деньги под коврик, чтобы их отдали выгнанной из дома племяннице, только мила, да так и должно быть. Что сердцем сыграно – то и трогает за сердце

Слажен крепкий ансамбль, и актёры различных поколений знают друг друга, играются без фальши, в общем тоне, так что в судьбу данной семьи зрителю легко войти и поверить в неё. Это заслуга режиссёра-постановщика Виталия Иванова, настоящего специалиста, служащего Малому театру сорок лет. на данный момент, в то время, когда в моде лишь самодеятельные режиссёры, наподобие как некомфортно хвалить постановщика за профессионализм.

Либо за чувство и вкус меры Но, поверьте, сладить спектакль, где действуют пятнадцать персонажей, и у каждого судьба и своя жизнь, собственный темперамент, собственная личная драма, – это настоящий труд.

«Дети Ванюшина» так близко населены событиями и людьми, что возможно наблюдать спектакль пара раз, наслаждаясь отделкой образов (кое-какие зрители так и поступают, «Дети Ванюшина» идут на целых аншлагах и актёры на поклонах утопают в цветах). Полякова и Невзоров красивы, но как не сообщить хорошего слова, например, о Д. Марине – он играется маленькую роль мужа блудной дочери Людмилы, Степана Красавина.

Таковой лихой этюд об усатом безнравственном коммерсанте, забулдыге и прохвосте, весьма узнаваемом, весьма современном. Либо жеманная генеральша Кукарникова и её «модерновая» дочь (А.

Евдокимова, А. Дубровская) – гламурные чудища, каковые являются в конце спектакля совсем уничтожить дом Ванюшиных. Таких блёсток в постановке В. Иванова страно большое количество, но пиршество актёрской игры тут не самоцель.

Всё пронизывает «сердечная идея» о том, как тяжело и драматично в Российской Федерации строительство семьи. Как её разносят в клочья отсутствие и эгоизм меры во всём. Как непросто скрепить сердцем то, что ты не осознаёшь умом.

И что добить отца, что всех кормил и обо всех печалился – дело, в общем, нетрудное, быть может, лучше было бы поберечь его?

Никакой внешней модернизации – воссоздана ситуация начала ХХ века. Но ритмы спектакля живы, легки и современны, зритель ни 60 секунд не скучает, откликаясь на события в семье Ванюшина.

Так как семья – наша общая тревога, дети и отцы не переводятся до тех пор пока что на русской почва, и запрос на эту тему так же, как и прежде высок. Вот художественных ответов на данный запрос мало, домашнюю тему оседлали посредственные сериалы.

Так что Небольшой театр своевременно «подал голос».

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Из-за чего разваливаются хорошие семьи?


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: