Сергей арцибашев, прощай
12 июля на 64-м году судьбы погиб Сергей Николаевич Арцибашев, режиссёр и замечательный артист, худрук созданного им Театра на Покровке. С 2002 по 2011 год Арцибашев руководил кроме этого Театром имени В. Маяковского.
Это тяжелая потеря, была ли она неизбежна?
В последний раз виделись на церемонии кинопремии «Золотой орёл», он сидел рядом с юный женой Марией, поболтали про детей (с Марией родили они мальчика и девочку) – что, мол, ещё кормить и кормить. В его Театре на Покровке шёл ремонт.
Он был грустен, как неизменно сейчас, но в меру. Кое-какие шероховатости, неловкость были у него в общении с людьми, совершенно верно он всё время сомневался, как же с ними нужно сказать, смущался.
Мужественно скрывал очевидную неуравновешенность. Он был человек несветский, неполированный. четко выраженный интеллигент в первом поколении, самородок, не могущий в обществе играть честно , выполнять отлакированные долгим цинизмом формы.
Кроме того диалог ему было тяжело. Вот трудиться он обожал и умел, это да.
Маленького роста, все черты лица большие, необычные, твёрдого контура, совершенно верно у персонажа комикса, – с таковой острохарактерной наружностью Арцибашев в кино приобретал по большей части комедийные эпизоды и наяривал их с откровенным наслаждением. Загулявший вор-кассир в «Ожесточённом романсе», один из беспутных сыновей обкомовской матушки в «Небесах обетованных», дедулик из «Теории запоя», простой до идиотизма десятый присяжный из «12» и многие другие – были выполнены с весёлостью и юмором прирождённого артиста.
Публика в полной мере готовься принимать Арцибашева в более больших дозах – его единственная большая роль, дикий прапор из «ДМБ», прошла у народа на ура. Но кинематографический рок капризен, и к тому же все основные силы Арцибашев отдавал театру.
Масштаб Арцибашева как театрального артиста был велик по самому строгому счёту – вот ещё мало, казалось, и он не уступил бы и Евстигнееву. Какой у него вышел Чичиков в «Мёртвых душах» (Театр Маяковского)!
Ничего в нём не было коварно-призрачного, он кроме того не был мошенником – он грезил о собственном домике с садиком, исступлённо, по-русски грезил. А вдруг собственное сокровенное не возьмёшь в противном случае как через аферу, будет необходимо стать аферистом, в то время как ты в действительности – хороший помещик, семьянин и счастливый землевладелец.
Через это мнимое райское будущее Чичиков-Арцибашев наблюдал на собственную нынешнюю возню с мёртвыми душами, на все эти временные глупости, каковые нужно совершить, дабы попасть в мечту. Не страсть к надувательству, а любовь к собственному будущему дому руководила этим крепким, расчётливым, умным, умным русским мужиком.
Великолепно отделан был и Бургомистр в «Драконе» Шварца (Театр на Покровке), блистательный этюд о фантастической живучести «среднего звена» власти, о тех, кто виртуозно балансирует между народом и драконом. Арцибашев был хороший актёр психотерапевтического театра, идущий неизменно «от привычной судьбы», и наряду с этим он умел выигрышно подать реплику, эффектно повернуться, блеснуть обаянием, другими словами применять вечный инструментарий «первых сюжетов» (древних актёров, основных лиц сцены).
Как режиссёр, Арцибашев ни при каких обстоятельствах не пренебрегал актёрами и, выстраивая собственные театральные дома, думал о них усиленно и неизменно. Он был настоящий театральный строитель, режиссёр-работник, могущий, что именуется, класть кирпичи и проводить электричество (кстати, в Свердловске одно время юный Арцибашев именно трудился электриком).
Юноша из посёлка в Свердловской области, появлявшись в театральной Москве 70-х, да ещё на курсе режиссёров ГИТИСа под управлением легендарной М. Кнебель, был заряжен созидательной энергией и вычислял театр высшим и лучшим делом на свете. Его талант оценил Юрий Любимов, забрав в репертуар его дипломный спектакль «Надежды мелкий оркестрик» (по Петрушевской и Володину), и на Таганке в её тяжёлое время прослужил Арцибашев девять лет.
После этого – прямое восхождение: создание Театра на Покровке и художественное управление Театром имени Маяковского. Тут в 2011 году взлёт и закончился: по окончании коллективного письма части труппы в Департамент культуры, где авторы отвергли Арцибашева, выразив желание иметь другого художественного руководителя, он ушёл из театра сам.
Столичные худруки-долгожители, возможно, пожали плечами в удивлении: обстановку в полной мере возможно было бы разрулить, уладить, поскольку в театре, как выражается Марк Захаров, постоянно бродит «энергия ссоры», и нужно мочь её гасить. Но Арцибашев ничего этого не умел.
Он был глубоко, до основания, потрясён поведением любимых актёров, которых пристально пестовал все девять лет собственного управления.
В случае если в мелком Театре на Покровке Арцибашев довольно часто шёл на художественные опыты, использовал острые сценические формы, то, взяв громадный прославленный театр, он совсем справедливо задумался о его наполнении, о контакте с «громадным зрителем». Нелепо предлагать какие-то театроведческие галлюцинации публике, которая еле вникает в сюжет.
Наровне с русской классикой Арцибашев ставил западные шлягеры, и что тут предосудительного? Так было и при царском режиме, и при СССР – у отечественных драматургов классические нелады с «лёгким жанром». не забываю, как лихо двадцать три красивые женщины Театра Маяковского игрались бродвейский хит «Развод по-женски» (в пьесе действуют лишь дамы), во главе с Ольгой Прокофьевой и Галиной Беляевой.Либо Данилу Спиваковского в «Банкете» Саймона.
Как раз актёры помнятся – их лица, интонации, их весёлая оживлённая игра. Не смотря на то, что по большей части темы театра в бытность Арцибашева были иными.
Обращение скорее велась о том, что жить тяжело.
Людям жить – тяжело. Не какой-то в том месте смелой, выдающейся судьбой, а совсем простой, рядовой.
Будь то «Три сестры» Чехова, «Страшный поворот» Пристли, «Шаткое равновесие» Олби либо «Как поссорились» по повести Гоголя – мир представал тревожным, полным горести и грусти. Задолго до украинских событий постановка Арцибашевым гоголевской «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» пророчила трагедию.
Планшет сцены, изображающий плодоносную почву, полную броских овощно-фруктовых муляжей, трескался и расходился – образовывался пугающий провал. И Иваны (я видела несколько И. Костолевский – М. Филиппов) оставались разъединёнными окончательно, проклятыми навечно
Я стараюсь не вникать в мутный океан театральных дрязг. Быть может, в управлении Арцибашева были собственные недостатки, мне, зрителю, неизвестные.
Но вот забрать и отказаться от работника калибра и такого масштаба – думается мне возмутительной бесхозяйственностью. А в жизни Арцибашева тогда появилась трещина, которую уже было, по всей видимости, ничем не сгладить. «В театре имеется одна добродетель – успех», сказал Мейерхольд, и неуспех кладёт на театрального человека некую «печать отверженности».
Имели возможность так как худруки столичных театров пригласить Арцибашева на постановку в собственные театры, дабы поддержать человека в тяжёлую 60 секунд? Имели возможность, возможно. Сейчас уже всё равняется
Кончилась жизнь Сергея Арцибашева, остались дела и дети. Один из его сыновей – знаменитый пианист Сергей Арцибашев-младший. Вторым ещё расти. Малоизвестна будущее Театра на Покровке.
Будут ли не забывать Арцибашева в Театре имени Маяковского – неизвестно.
Лишь преданные зрители будут хранить в собственной домашней коллекции драгоценные впечатления от творчества уральского парня, прорубившего себе дорогу наверх и низринутого с этого верха, театрального «плотника», умело строившего театр и запутавшегося в жизни. Талант, эка невидаль в Российской Федерации.
Прощай, Сергей Арцибашев.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Сергей Есенин. Прощай, Сергей!