Синдром истинно верующего
«Необходимость верить в фальшивые чудеса время от времени превышает не только логику, но, по-видимому, кроме того здравомыслие» — Преподобный Уильям В. Рошер
«Синдром действительно верующего заслуживает проведения научных изучений. Что же вынуждает человека, вопреки всему, верить в немыслимое? Как может человек, разумный во всех остальных отношениях, оставаться пленником иллюзий и обмана кроме того по окончании того, как они будут выведены на чистую воду, как он может держаться за них, причем все посильнее и посильнее? «— Мартин Ламар Кин
Понятие, введенное М.Ламаром Кином для обозначения мнимого когнитивного расстройства, характеризуемого верой человека в паранормальные либо сверхъестественные события, которая не может пошатнуться кроме того тогда, в то время, когда ему предоставят несомненные доказательства того, что такие события инсценированы и стали результатом обмана. Кин – разоблачитель вымогателей от религии, не смотря на то, что он не может похвалиться громадными удачами.
Мнимые ченнелеры, целители, проповедники и медиумы так же, как и прежде водятся в избытке.
М.Л.Кин уверен в том, что синдром истинноверующего представляет собой самую ответственную штуку, за которой охотятся мнимые экстрасенсы, потому, что никакая логика не может пошатнуть веру, сознательно опирающуюся на неправда. Но сложно поверить в то, что люди, демонстрирующие синдром действительно верующего, обманывают сами себя сознательно.
Быть может, человек, которому говорят правду, но что наряду с этим верит жулику, считает информируемую ему данные недостоверной. Данный тип самообмана не требует того, дабы человек обманывал самого себя – он всего лишь допускает, что открытая ему информация лжива.
Все это думается логически неосуществимым. Человек не имеет возможности верить либо не верить тому, что он знает. Как вера, так и неверие влекут за собой возможность неточности; знание предполагает, что неточность лежит за пределами разумной возможности.
Меня имело возможность ошеломить разоблачение мошенничества какого-нибудь медиума, однако, я верю в его способности. В этом случае я обманываю себя, но не желаю согласиться себе в этом.
Быть может, что люди с синдромом истинноверующего попросту не смогут поверить в то, что представшее перед ними событие, разоблачающее обман, способно перевесить по значимости все остальные подтверждающие свидетельства, относящиеся к прошлому. Мысли о том, что и подтверждение, и опровержение касаются одного и того же человека, уличенного в обмане, смогут подавляться.
Неизменно остается надежда на то, что, независимо от многих случаев обмана, по крайней мере одно из подтверждений какого-либо необыкновенного явления может оказаться настоящим, неподдельным. Никто не в силах доказать, что все чудеса, демонстрируемые людьми со сверхъестественными свойствами, фальшивы; следовательно, действительно верующий приверженец может оправдать собственный поведение тем, что он попросту не позволяет умереть собственной надежде.
Такие рассуждения не так уж нелогичны, не смотря на то, что и смогут показаться патологическими человеку, сознавшемуся в обмане.
По-видимому, не так уж легко растолковать, из-за чего действительно верующий верит в какого-либо чародея, т.е. доверять ему, не обращая внимания на то, что тот уже в один раз признал собственный мошенничество. Доверять человеку, назвавшему себя лжецом – неразумно, и тот, кто постоянно доверяет , может показаться безумным.
У некоторых истинноверующих и в действительности не все в порядке с головой, но другие все-таки обманывают себя, не кроме возможность, что чудотворец по-настоящему владеет паранормальными свойствами, сам о том ничего не ведая. Так как потому, что имеется люди, верящие в собственную неординарную силу, которой у них в конечном итоге нет, то из-за чего бы не предположить да и то, что имеется люди со сверхъестественными возможностями, не верящие в наличие у себя особенных свойств.
Изучение, совершённое психологами Барри Сингером и Виктором Бенасси в Калифорнийском университете демонстрирует желание верить в сверхъестественные силы перед лицом доказательств неприятного. Они пригласили волшебника Крейга Рейнольдса, дабы тот совершил кое-какие трюки на четырех вводных направлениях по психологии.
Двум классам не заявили, что он был волшебник, что будет делать любительские фокусы. Им заявили, что он был аспирантом, имеющим сверхъестественные свойства.
В этих классах учитель психологии прямо объявил, что он не верит, что аспирант имеет экстрасенсорные свойства. В двух вторых классах студентам заявили, что перед ними фокусник.
Сингер и Бенасси сказали, что около двух третей студентов в обеих группах думали, что Крейг был экстрасенсом. Исследователи были поражены, не найдя никаких значительных различий между классами, которым информировали различные вещи.
После этого они совершили то же самое представление еще для двух классов, которым были очевидно сообщено, что Крейг не имел сверхъестественных свойств, и что он планирует сделать простые трюки по чтению мыслей. Однако, более половины студентов сочли Крейга экстрасенсом, встретившись с ним фокусы.
Сингер и Бенасси задали вопрос студентов, смогут ли фокусники делать то, что сделал Крейг. Большая часть студентов дали согласие, что смогут.
Тогда они попросили студентов поменять собственные оценки сверхъестественных свойств Крейга в свете негативных данных, каковые они им предоставили. Количество верующих в экстрасенсорную силу Крейга снизилось до 55 процентов.
После этого студентов попросили оценить, сколько вторых «экстрасенсов» применяют недорогие трюки вместо паранормальных сил. По неспециализированному точке зрения, большая часть «экстрасенсов» являются мошенниками.
Студентов опять задали вопрос, желают ли они поменять собственную оценку паранормальных сил Крейга. Процент верующих в способности Крейга упал лишь до 52 процентов.
У большинства людей свойство критически оценивать доводы за и против веры иногда исчезает. Но это не окажет помощь нам осознать, из-за чего люди верят в сверхъестественные свойства чудотворцев, не обращая внимания на бессчётные случаи их разоблачения.
Потому, что люди, страдающие синдромом истинноверующего, преданы своим убеждениям, с ними безтолку спорить. логические доказательства и Факты ничего для них не означают. Они верят в то, что не соответствует действительности, и ни факты, ни доводы не могут убедить их в том, что их представления ошибочны.
Виды действительно верующих
В любом случае, имеется три вида действительно верующих, не смотря на то, что они и очевидно родственны между собой. Об одном из типов именно упоминал Кин.
Это те люди, каковые верят в паранормальные явления вопреки настоящим фактам. Их вера остается непоколебимой кроме того по окончании того, как они столкнутся с ошеломляющими доказательствами.
К примеру, люди смогут не принять того, что Карлос (узнаваемая история с подлогом) был сфальсифицирован кроме того по окончании разоблачения этого «чуда». Кин по большей части приводит примеры людей, каковые до того легкомысленно стремятся к общению с погибшими, что ни одно подтверждения лжи мнимых медиумов либо ченнелеров не может пошатнуть их веру.
Второй тип действительно верующего является последователями культа. Эмили Харрисон видела, как умирает ее мать, Дебра Харрисон, а учредитель Consegrity ® Мэри Линч практикует «целительную энергию», которая не оказывает помощь.
Они считали, что заболевание Дебры позвано «нехорошей энергией», но Линч, врач медицины, поскольку должна была знать, что у Дебры диабет. Вместо должного лечения Линч давала сотруднике апельсиновый сок.
Дебра Харрисон совместно с Линч создала Consegrity и не обращалась за медпомощью, не смотря на то, что на момент смерти у нее были все показатели сахарного диабета.
Не обращая внимания на то, что диабет возможно лечить, и что доктор должна была признать явные показатели заболевания, Мэри Линч и Эмили Харрисон утверждают, что обстоятельством была «отрицательная энергия» участников семьи погибшей Дебры. В итоге Дебра покинула семью и уехала вместе с Линч в второй город практиковать «целительную энергию».
Иррациональные убеждения Линч, без сомнений, связаны с ее личными инвестициями в целительную энергию, но ответ Эмили Харрисон отказаться от своих родственников и двигаться дальше с врачом Линч есть обычным последователей культа. У них имеется вера в гуру, которая незыблема.
С таким иррациональным мышлением не имеет смысла воображать доказательства, дабы убедить людей в ошибочности их пути. Их вера основывается не на фактах, а на преданности человеку.
Эта преданность возможно так громадна, что кроме того самое мерзкое поведение гуру возможно рационализировать. * Имеется большое количество примеров, в то время, когда люди так преданы гуру, что они будут рационализировать либо проигнорировать крайнее психологическое и физическое насилия со стороны их культового фаворита (либо жены либо приятеля).
Второй тип действительно верующих обрисован Эриком Хоффером в книге «Истинноверующий». Такие люди неразумным образом сохраняют верность мотиву, такому как убийство докторов, делающих аборты, либо же хранят преданность гуру, наподобие Джима Джонса, чьи последователи совершили массовое суицид.
без сомнений, в случае если и имеется какое-то объяснение синдрома истинноверующего, то им возможно лишь удовлетворение эмоциональных потребностей. Но из-за чего кое-какие люди владеют столь сильной эмоциональной потребностью с однообразным евангелическим рвением верить в бессмертие, или в расовое либо моральное превосходство, или в последнюю причуду управления – на данный вопрос, по всей видимости, нет ответа.
Это дело неисправимое. Эрик Хоффер думает подобным образом.
«Чем меньше человек готов ценить личные преимущества, тем больше он готов сказать о преимуществах собственной нации, религии, расы, благих побуждений…
Человек, возможно, думает о собственных делах только тогда, в то время, когда они хороши размышлений. В то время, когда это не верно, он переключается с рассуждений о собственной бессмысленности на мысли о делах вторых людей…
Фанатик – человек, в собственной жизни нецелостный и небезопасный. Он не имеет возможности достигнуть уверенности в себе за счет собственных ресурсов, находящихся в его «Я», от которого он отказался, но он находит ее в страстной приверженности тем убеждениям, каковые желает принять.
Эта фанатичная привязанность лежит в базе его религиозности и слепой преданности, и человек находит во всем этом силы и источник достоинства… Он видит самого себя в роли защитника и приверженца благого дела, верность которому он хранит, и во имя которого готов пожертвовать собственной судьбой».
Эрик Хоффер, по-видимому, считает, что синдром истинноверующего имеет что-то общее с жаждой снять с себя персональную ответственность за поступки и свои убеждения – освободиться от бремени свободы.
Источник: earth-chronicles.ru
Как переубедить ЛЮБОГО верующего | Гусь 1 — Атеизм