Сотрудничество с рф придает армянскому тэк глубину и прочность: интервью — «экономика»

Сотрудничество с рф придает армянскому тэк глубину и прочность: интервью - «экономика»

ТЭК Армении имеет стратегическое значение для ее экономики. Зажатая в блокаде со Турции и стороны Азербайджана, не имеющая собственных выхода и нефтегазовых запасов к морю, страна всецело зависит от импорта источников энергии.

А импорт источников энергии ведет к их дороговизне для внутреннего потребления, что значительно сужает возможности экономразвития страны. В это же время, эти издержки возможно частично компенсировать активной интеграцией страны в региональные энергетические проекты по оси «Север-юг» и диверсификацией дорог доставки первичных источников энергии.

О состоянии ТЭКа Армении, потенциала развития сотрудничества Армении в сфере энергетики с Россией, Ираном и Грузией обозреватель «NOVOSTI-DNY.Ru» разговаривал с национальным специалистом Программы развития ООН по энергетике Ара Марджаняном.

Как вы охарактеризуете обстановку в топливно-энергетическом комплексе Армении? Какие конкретно у нее не сильный и сильные стороны?

Под ТЭК мы будем осознавать объединение трех громадных областей, включающих в себя производство и сжигание топлива нужной энергии — электрической, тепловой, механической. не сильный стороны Армянского ТЭК очевидны: отсутствие доказанных, промышленно значимых запасов ископаемого горючего (углеводородов), практически 100% зависимость транспорта от ввозимых моторных горючих, и энерго-транспортная блокада, навязанная Армении Азербайджаном и Турцией с 1993 г, и продолжающаяся по этот сутки.

Сильные стороны кроме этого достаточно очевидны:

неповторимая для региона гидроэнергетическая инфраструктура, объединяющая два гидроэнергетических каскада — Севан-Разданский и Воротанский, в единый гидротехнический комплекс при помощи оз. Севан и туннелей Арпа-Воротан и Севан-Арпа.

неповторимый для всего региона (впредь до недавнего пуска Бушерской АЭС в Иране) опыт применения и развитая ядерной энергетики, включая перезапуск и длительный останов ядерного блока типа ВВЭР-440/270, подготовки кадров, проведения комплексных мероприятий по безопасности и повышению надёжности ААЭС и т. д.

неповторимое расположение в Южном Кавказе, и избыток установленных генерирующих мощностей, разрешающих обеспечить экспорт электричества и его действенный переток одновременно и конкретно в Грузию, Азербайджан, Нахичевань, Арцах (Нагорный Карабах — ред.), Иран и Турцию.

неповторимый опыт по преодолению шести энергетических кризисов в течении 100 лет. Включая: создание трех-компонентной генерационной базы (ядерная, гидро, ископаемое горючее); форсированную замену в малейшие сроки главного энергоносителя ТЭК — мазута, на газ; проведение первого на постсоветском пространстве (включая страны Балтии) комплексного реформирования ТЭК, с его функциональным разделением, созданием и приватизацией свободных регулирующих органов; достижение рекордного для всей земли уровня применения сжатого газа в транспорте и др.

Что может дать импульс формированию ТЭКа Армении и на чем она может победить (транзит газа, экспорт электричества, переход на гидроэнергетику)? Какое направление возможно сейчас самый выгодно ее населению и стране?

Ваш вопрос уже содержит три четверти ответа. Дело в том, что официальная теория энергобезопасности Армении, сформулированная в 2005-ом и подтвержденная указом президента Армении в 2013-ом, формулирует 4 главных направления развития: 1. постоянное развитие ядерной энергетики; 2. диверсификация дорог доставки первичных источников энергии; 3. активная региональная интеграция в энергетические потоки (источники энергии, электричество); 4. развитие применения местных, возобновляемых источников энергии — в первую очередь гидроэнергии, поощрение энергоэффективности и энергосбережения.

Все эти направления развития не лишь удачны ее населению и стране, но и составляют сущность, императивное требование комплекса энергетической, и шире — нацбезопасности Армении.

Какое влияние на ТЭК Армении оказывает ее контроль и Россия над отдельными фирмами?

В целом — очень хорошее. Сотрудничество с РФ в области ядерной энергетики, поставок газа, а так же обмен опытом, знаниями и технологиями придает армянскому ТЭК стратегическую глубину, необходимый запас и долговременную перспективу прочности.

Активное сотрудничество с РФ по интеграции Армении в энерго-транспортную региональную инфраструктуру — особенно по оси «Север-Юг» (РФ, Грузия, Армения, Иран), способна в корне поменять обстановку на Южном Кавказе, укрепить экономические и геополитические позиции вовлеченных государств, обеспечить их рост благосостояния и устойчивое развитие народов. Не будет преувеличением заявить, что 4-х стороннее энерго-транспортное сотрудничество по оси «Север-Юг», с его предстоящей привязкой к проекту Шелкового Пути, есть главным причиной, определяющим будущее региона.

К отрицательным нюансам направляться отнести не неизменно гармоничную, а обычно и противоречивую позицию ведущих энергетических акторов РФ в Армении (Газпром, Росатом, др и РАО), не неизменно прозрачный их образ действия, отсутствие продуманной стратегии совместного энергетического сотрудничество на 2-х и многосторонней базе. Совсем недостаточным представляется количество совместных оценок и исследований по энерго-транспортной проблематике, формированию региональной инфраструктуры. не сильный и недостаточным представляется освещение целей, образа и задач действий совместных энерго-транспортных фирм в опытной печати и масс-медиа Армении.

Что ведет к преобладанию популистской риторики в публичном дискурсе.

Как Иран заинтересован в сотрудничестве с Арменией: закупках большего количества электричества, повышении поставок газа? Нет ли у Еревана намерений уравновесить влияние Москвы сотрудничеством с Тегераном?

На мой взор, у Еревана скорее имеется намерение применять собственные красивые взаимоотношения с РФ, Грузией и Ираном чтобы прорвать энерго-транспортную блокаду удушающую экономику Армении и тормозящую ее развитие в целом. Это в полной мере понятная позиция, приемлемая и обоснованная для всех вовлеченных сторон.

Что же касается Ирана, то мне думается, что в том месте неспешно проходят эйфорические ожидания, образованные по окончании известных ответов по ее ядерной программе, снятий санкций и т. д. Геополитические реалии региона, в частности — антииранское сотрудничество Израиля, Саудовской Аравии, Азербайджана и Турции, никуда не провалились сквозь землю. В в обозримом будущем они будет функционировать кроме этого, а вероятно и сильнее, в особенности по окончании выборов президента в США.

В этих условиях на Южном Кавказе у Ирана нет, и не возможно более естественного, в долговременной возможности — надежного и стабильного партнера, чем Армения. И было бы необычно, в случае если бы это событие не отыскало собственного отражения в энергетическом сотрудничестве между Арменией и Ираном.

Другое дело, как удачно оно продвигается. К примеру, начало масштабного экспорта электричества в Иран в рамках программы «газ вместо электричества» на уровне более 1.0 млрд кВтч в год, начиная с 2010-го натолкнулось на последовательность трудностей, позвав и определенное напряжение в электроэнергетической совокупности Армении.

Недопустимым образом затягивается строительство Мегринской ГЭС. Причем отговорки о якобы технических и денежных трудностях этого проекта совсем неубедительны — так как за время бесплодных бесед о Мегринской ГЭС, Иран уже выстроил и сравнительно не так давно сдал в эксплуатацию Худаферинскую ГЭС в 200МВт, чуть ниже по течению реки Аракс.

Но имеется и обнадеживающие удачи — начало строительства новой ЛЭП класса 400кВ между Арменией и Ираном. Она послужит зачатком в формировании сильной системной связи между Ираном, Грузией и Арменией, с выходом на РФ.

Сравнительно не так давно началась транзитная поставка иранского газа в Грузию через Армению. Это совсем новое и очень перспективное явление в региональной энергетике.

Писали, что у Армении были замыслы по повышению экспорта электричества. Из-за чего этого не случилось, остаются ли возможности?

Имеется ли настоящий спрос?

Совсем правильно. В начале 2009 г. в канун обнародования известных протоколов по нормализации взаимоотношений между Арменией и Турцией, глава минэнерго Армении заявил о готовности страны к немедленному экспорту 1.0 млрд кВтч электричества в Турцию, по очень привлекательной цене.

Причем, чуть позднее было заявлено, что в случае строительства новой ЛЭП класса 400кВ Хорасан (Турция) — Октемберян (Армения), количество экспорта возможно, по меньшей мере, удвоен. Но, Турция предпочла торпедировать эти протоколы, привязав их ратификацию к вопросам, не имеющим отношения к отечественной двухсторонней кооперации.

Что же касается спроса — то спрос на электричество имеется у всех отечественных соседей, и в ближайшие 15–20 лет он будет лишь увеличиваться.

Ранее много раз отмечалось, что Армения собирается сделать ставку на гидроэнергетику. Какова текущая обстановка в данной отрасли?

Сможет ли гидроэнергетика в будущем заменить ядерную?

Как мне помнится, скорее, писалось что «Армения собирается сделать ставку на развитие малой гидроэнергетики». Она ее сделала, и, причем, достигла тут выдающихся результатов.

Что же касается второй части вопроса, то гидроэнергетика обязана не заменить, а дополнить ядерную энергетику Армении. Причем дополнение это в высшей степени естественное и действенное в экономическом и энергетическом смысле.

Имею ввиду в первую очередь проект гидроаккумуляционной электростанции, которая значительно повысит эффективность работы армянской энергосистемы в целом, и нового блока ААЭС в частности. Ну, а с долгосрочной, стратегической точки зрения в Армении нет более серьёзного проекта, чем применения гидроэнергетического потенциал р. Дебет.

Напомню, что Севан-Разданский и Воротанский гидроэнергетические каскады, выстроенные отечественными отцами, практически спасли Армению в начале 90-ых, обеспечили дешёвой электроэнергией 3-ую Республику в первые два десятилетия ее существования. Отечественным внукам и детям мы должны передать в наследство Дебедский каскад — это отечественный гражданский и госдолг.

Являются ли тарифы на газ и электроэнергию настоящими раздражителями для обитателей Армении и имеется ли честные объяснения нынешнего уровня стоимостей?

Являются непременно. А что касается объяснений, то на мой взор сейчас нет не лишь честных, но и по большому счету сколь-нибудь вразумительных объяснений механизмов образования тарифов на электроэнергию и газ для промышленности и граждан.

По большому счету говоря, архаичность проводимой тарифной политики, недоразвитость используемых механизмов, не сильный и неполная статистическая база данных, отсутствие механизмов адекватного анализа, прогноза и планирования обстановки, непрозрачная обстановка в принятии ответов, и основное — утрата общесистемного взора на ТЭК как единое целое, являются главными обстоятельствами нынешнего системного кризиса.

Какова будет судьба Армянской АЭС? На каком этапе замыслы строительства нового реактора, о чем шли беседы.

14-го сентября 2013 г. было официально заявлено о продлении срока эксплуатации действующего (2-го) блока ААЭС до 2026 г. Для этого в течении 2016–18гг. предусмотрено исполнение мероприятий и ряда исследований. В декабре 2014 г между Минэнерго Армении и концерном «РосАтом» было достигнута договоренность о продлении срока эксплуатации ААЭС на 10 лет до 2026 г. Соглашением обрисован список нужных мероприятий и выяснены главные направления реализации льготного кредита в $ 270 млн, предоставляемого РФ для данной цели.

В настоящее время идет активная работа в этом направлении.

Разговаривал Аршалуйс Мгдесян

Вести Экономика ? Уралвагонзавод полный перезапуск принципа


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: