Спартак обошёлся без суфлёра

Спартак обошёлся без суфлёра

Сейчас скандалы, происходящие около Громадного театра, полностью вытеснили новости о опере и балете. Ещё семь дней назад казалось, что такая обстановка продлится неизвестно продолжительное время.

16 октября в Мещанском суде столицы начался процесс по делу о нападении на худрука балета Громадного Сергея Филина. Было ясно, что на протяжении слушаний обвиняемые точно готовы сделать много громких заявлений.

Масла в пламя подлил и занимавший ранее пост премьер-министра Николай Цискаридзе. Нежданно для поклонников он отказался выступать с прощальными пьесами на сцене ГАБТа.

Но настоящее мастерство в очередной раз умножило на ноль всю эту псевдотеатральную возню. 20 октября в Громадном состоялась прямая трансляция великого балета Юрия Григоровича «Спартак».

Его смогли разглядеть зрители в сотнях кинотеатров, расположенных в десятках государств, и пользователи Интернета.

Ситуация перед этим событием была очень нервной. В околобалетной среде не утихали споры на грани фола по поводу выбранного состава для спектакля.

Многим поклонникам восходящей звезды Ивана Васильева хотелось видеть 20 октября как раз его в роли Спартака на основной сцене страны. Но, согласно решению управления, 24-летний артист танцевал днём ранее.

В сутки трансляции в театре яблоку было негде упасть – публика забила ложи до предела. Ажиотаж царил неимоверный.

Однако обозревателю «АН» удалось попасть в Большой.

Уже по окончании первого акта стало ясно, что состав был выбран верно. На сцене блистали Светлана Захарова (Эгина), Владислав Лантратов (Красс), Михаил Лобухин (Спартак) и Анна Никулина (Фригия).

Зал без помощи театральной клаки непрерывно взрывался овациями и аплодисментами. Практически вся публика в тот вечер знала и осознавала балет, легко откликалась на происходящее на сцене.

В Громадном это бывает не так уж и довольно часто. Звучит поразительно, но в большинстве случаев зрительный зал основной сцены страны по большей части заполнен «тяжёлыми» зрителями – туристами, попавшими в театр первый раз. Время от времени дело доходит до забавного.

Очевидцы говорят, что кое-кто, придя на балет, кроме того ищет глазами на сцене будку суфлёра, что, согласно их точке зрения, обязательно должен быть в любом театре.

Но в прошлое воскресенье был второй перекос. Казалось, что ещё мало – и какая-нибудь любительница балета в экстазе выпадет из ложи.

Бывали же случаи, в то время, когда на верхних ярусах фанатки в возрасте забирались с ногами на высокие «барные» стулья – так лучше видно. Тем более сейчас взглянуть вправду было на что.

От дуэта С. Захаровой и В. Лантратова глаз было не оторвать. Казалось, танцевали не артисты, а совершенные люди.

Не было заметно никаких видимых упрочнений. Им получалось всё: и сольные партии, и высокие прыжки, и статичные позы.

В третьем акте в момент, в то время, когда Лантратов-Красс, легко стоя на сцене, в качестве благодарности обнял за плечи Захарову-Эгину, захотелось остановить время. Точно настоящие римляне не были столь прекрасны, как эта пара.

Замечательный успех.

Сильное впечатление на специалистов и зрителей произвёл и Михаил Лобухин. Страно, но сейчас это имя было совсем не на слуху (минус пиар-отделу Громадного).

В это же время артист владеет выдающимися внешними данными для роли Спартака: прекрасная фигура, замечательный рельефный торс и поясницы. Классика Громадного. Прыжки его казались весьма замечательными и высокими.

Но, фанаты И. Васильева уверены, что «отечественный Ваня» прыгает выше всех. Точно это так.

Но М. Лобухин продемонстрировал ещё и громадный драматический талант. Он был совсем естественен в роли и нисколько не переигрывал, как это время от времени случается у танцоров.

Во всей своей наготе предстал и кордебалет Громадного. Вряд ли какая-то труппа в мире способна соперничать с ним.

От аплодисментов по окончании спектакля возможно было оглохнуть. Многоминутные овации не успокоили публику, и, не обращая внимания на закрытый занавес, артистов вызывали на поклоны ещё пять раз.

Уже по окончании балета пришли известия из зарубежа. В Париже кинотеатр был забит восторженными знатоками хороших танцев.

А также в Лондоне, где балет «Спартак» традиционно не весьма обожают и несправедливо вычисляют пережитком СССР, многие поменяли собственное вывод. Словом, презент ко дню рождения Сергея Филина (27 октября ему исполнится 43 года) оказался отменный.

Но так уж устроен театр, что каждая бочка мёда не обходится без ложки второй субстанции. Через некое время по окончании мирового успеха «Спартака» Николай Цискаридзе отказался от трёх прощальных выступлений.

Беседы об этом стали ходить более семи дней назад, но многие поклонники отказывались в это верить. Ещё бы – люди, уверенные, что достигнута «металлическая» договорённость о его бенефисах, израсходовали кроме того по мировым меркам огромные деньги.

Кое-кто раскошелился на пара билетов по 12–18 тыс. рублей. И вот таковой результат.

Остаётся лишь по ветхой русской традиции искать ответ на вопрос «кто виноват?» и сохранять надежду, что заслуженый артист передумает.

Но, большое количество и других вопросов, касающихся театра. Кто виноват в таких стоимостях на билеты, из-за чего никак не удаётся побороть спекулянтов, за какие конкретно «плюшки» ведётся постоянная подковёрная чиновничья война около театра? «АН» сохраняют надежду отыскать ответы в следующих номерах.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Школа журналистики: как просматривать с телесуфлёра — BBC Academy


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: