Специфичность современного искусства

Специфичность современного искусства

Современное мастерство смеялось над хорошим, переосмысливая хорошие сюжеты на новый лад, актуальное мастерство спустя практически 100 лет – смеется над современным, сравнивая его с «каракулями».

Современное мастерство в этом собственном виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени возможно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (обычно это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму правил).

Это выразилось в поиске новых образов, материалов выражения и новых средств, впредь до дематериализации объекта (перфоромансы и хеппенинги). Многие живописцы последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм».

Возможно заявить, что случился сдвиг от объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями предела 60-х и 70-х годов возможно назвать развитие минимализма и концептуального искусства. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с позиций содержания (тем, подымаемых в творчестве живописцами), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в мастерстве, и нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп.

Финиш 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от минимализма и концептуального искусства и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких перемещений как «Новые дикие»). На середину 80-х приходится время подъёма перемещений, деятельно применяющих образы массовой культуры — кэмпизм, мастерство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп.

К этому же времени относится расцвет фотографии в мастерстве — всё больше живописцев начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.

На арт-процесс громадное влияние оказало развитие разработок: в 60-х — и аудио, после этого — компьютеры, и в 90-х — Интернет.

Современное мастерство отошло от реалистичности и натурности. По окончании импрессионистов, писавших чувство от замеченного, и высказывавших чувства цветом, мастерство все дальше отдалялось от натуры.

Живопись отошла от хорошей школы, цвета, пропорции, линии, построение композиции – всецело рушат тысячелетий прошлых и представления веков.

В случае если разглядывать современное мастерство – того же Кандинского, Малевича, Ван Гога – ясно. Да, их не сходу осознали, не сходу отказались от стереотипов, но у них за плечами высшее художественное образование, хорошее.

Это гении, люди могущие рисовать натуру с необычным мастерством, писать реалистично, но применявшие эти навыки лишь в ученических работах, отправившиеся на поиски новых образов. Их картины создают огромное чувство.

Приводят в состояние шока, остаются в памяти нестираемым пятном яркой краски. Совсем неправильно будет назвать их картины «мазней», либо сравнивать с детским рисунком, хотя бы по тому, что детский рисунок это исследования и целый предмет осмысления, несущий в себе огромную подоплёку и художественную ценность.

Но, без оглядки на всю сокровище детского рисунка у него совсем эмоциональное наполнение и другой смысл.

При отсутствии отвлечённой школы все чаще люди интересуются отвлечёнными произведениями. Новые живописцы реалистической живописи появляются на небосклоне западного мастерства.

Значит ли это что три кита актуального мастерства: инсталляция, перфоманс (форма современного мастерства, в которой произведение составляют действия живописца либо группы в определённом месте и в определённое время) и хэппининг так отошли от привычного и вероятного к восприятию? Вероятно…

Мастерство делается не эстетичным, отпугивая человека. Актуальное мастерство делается ясно только избранному кругу искушенного и подготовленного зрителя.

Наровне с превосходными и занимательными произведениями стоят произведения, выбрасываемые по неточности в мусор и, что самое ужасное, произведения демонстрирующие жестокость.

Живописцы современной живописи не отрицают, что в их живописи отсутствуют композиция, возможность, светотень, предмет и т.д. Главный акцент делается на идею, на так называемый концепт.

Но как мы знаем, отличительная черта мастерства содержится в наличии образа, другими словами чувств и тех мыслей, каковые вызывает замеченное. Что имеется образ?

В мастерстве это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного личного явления. В то время, когда мы наблюдаем на Мадонну Рафаэля, мы видим благородство и красоту образа, духовное спокойствие и нравственную чистоту.

В случае если посмотреть на Демона Врубеля, мы почувствуем напряженную мощь, неспокойную и непримиримую красоту, окунемся в пучину душевных мук.

Эти образы противоположны по содержанию, но обе эти работы — мастерство, по причине того, что потрясают человечество собственной благородством и красотой уже много лет.

А что мы видим и ощущаем, в то время, когда наблюдаем на работы современных живописцев? Образы обычно отталкивают взор, субъективный взор на предметы мира непонятен ни живописцам-специалистам, ни непросвещенному народу. Не редкость ли мастерство для искусства?

В далеком прошлом доказано — нет, не бывает, мастерство неизменно для людей. Может ли быть мастерством то, что людям неясно?

Быть может, ли создать что-то новое в мастерстве, отказавшись от опыта предшествующих поколений? Да, но это скорее будет именоваться творчеством, нежели мастерством.

В понятии мастерство серьёзны два фактора — это красота и образ. В случае если что-либо из этого отсутствует, то это не мастерство.

Без художественного образа мастерства нет.

Все о современном мастерстве за полтора часа. Лекция Дмитрия Гутова


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: