Татуировки скифов из больших пазырыкских курганов
Прошло более 60 лет со времени изучения С.И. Руденко Громадных Пазырыкских курганов. Как мы знаем, во Втором и Пятом курганах сохранились мумифицированные тела четырёх погребённых: по двое (женщина и мужчина) в каждом кургане.
Тело мужчины из Второго кургана выяснилось покрыто татуированными картинками.
Следующие открытия татуировок на мумиях пазырыкской культуры были сделаны новосибирскими археологами на плато Укок. В 1993 г. при раскопках могильника Ак-Алаха-3 в кург. 1 Н.В.
Полосьмак нашла мумифицированное тело дамы с татуировкой на руках [Полосьмак, 2000, рис. 3]. В 1995 г. на могильнике Верх-Кальджин-2 В.И. Молодин изучил кург.
3 с мумией мужчины, плечо которого украшала татуировка в виде фигуры копытного животного [Молодин, 2000, рис. 143].
На этих трёх мумиях татуировки были обнаружены конкретно при раскопках, т.к. светло синий картинки прекрасно выделялись на яркой коже [Полосьмак, 2001, с. 228]. Практически сразу после извлечения из погребений кожа укокских мумий очень сильно потемнела, и картинки на ней «провалились сквозь землю».
Цвет кожи был восстановлен лишь по окончании проведения особых процедур [Козельцов, Ромаков, 2000, с. 104].
У других трёх мумий из Громадных Пазырыкских курганов кожа тёмно-коричневая, татуировок на ней не видно. По-видимому, таковой она была не только при поступлении материалов в Эрмитаж, но и на протяжении раскопок, т.к. трансформации в её цвете не были отмечены ни С.И.
Руденко, ни вторыми экспертами. Быть может, они случились ещё при вскрытии курганов древними преступниками.
Мумии, хранящиеся в Эрмитаже, многократно фотографировались, подвергались рентгеновскому обследованию, два раза в год их осматривали сотрудники работы биологического контроля, но никаких показателей татуировки на них найдено не было. Обнаружение картинок выяснилось делом счастливой случайности.
Методика обнаружения татуировок.
Предтечей открытия изображений на трёх мумиях из Громадных Пазырыкских курганов стало обнаружение татуировки на мумии из таштыкского могильника Оглахты VI. Реставраторы, сняв с мумии одежды, увидели на ней блёкло-светло синий фигуры неясных очертаний.
Приглашённые для осмотра мумии судебно-медицинские специалисты дали совет сфотографировать картинки в инфракрасных лучах, дабы «показать» чуть известный изображения. Благодаря фотосъёмке, совершённой в отделе научно-технической экспертизы Эрмитажа, удалось не только уточнить уже увиденные картинки, но и найти другие, невидимые глазом татуировки [Кызласов, Панкова, 2004].
Скоро появилась мысль совершить ту же процедуру с пазырыкскими мумиями, наличие татуировок на которых было очень возможным.
В октябре 2004 г. три мумии из Второго и Пятого Пазырыкских курганов были сфотографированы в отражённых инфракрасных лучах. Оказалось, что на каждой из них имеются татуированные картинки.
Способ фотографирования в инфракрасных лучах «трудится» благодаря саже, входящей в состав использованного для татуировки красителя. Покрытые татуировкой участки кожи поглощают инфракрасные лучи, а чистая кожа интенсивно их отражает.
В итоге чёрная кожа мумий на снимках выглядит совсем яркой, а татуировки выделяются на ней контрастно и чётко.
Прорисовать изображения возможно лишь по фотографиям, каковые должны максимально полно отражать татуированные фигуры. Картинки расположены на выпуклой поверхности тела, в т.ч. на конечностях, исходя из этого нужна целая серия последовательных снимков, дабы сделать развёртку изображений.
Но возможности фиксации ограничены. Во-первых, камера, закреплённая на стационарном штативе, может двигаться лишь по вертикали и по горизонтали.
Дабы охватить всю поверхность, приходится двигать под объективом, многократно поворачивать и закреплять в разнообразных положениях сами мумии, что не всегда безопасно для их сохранности и заставляет иногда ограничиваться минимальным числом снимков. Во-вторых, мумии будут в одеревенелом состоянии, их конечности скованы.
Изображения, расположенные на внутренней поверхности ног и рук, возможно зафиксировать лишь под углом, а время от времени и это нереально. Малое число снимков, и то, что кое-какие из них были сделаны под углом, сказываются при прорисовке изображений: подробности фигур не стыкуются либо . В таких случаях приходится прибегать к реконструкции.
Восстановление по фрагментам — непростая творческая работа, т.к. «механическая» стыковка фрагментов не снабжает достоверность изображений. Помимо этого, работу живописца осложняют швы и многочисленные складки на коже, искажающие фигуры и не разрешающие всецело воссоздать изображение. Не смотря на то, что прорисовки максимально близки к оригиналам, о чём свидетельствуют приводимые фотографии, с возникновением новых способов фиксации либо более идеальной техники их нужно уточнять *.
* Съёмка выполнена с.н.с. отдела научно-технической экспертизы A.B. Сизовым при участии C.B. Хаврина и К.В. Чугунова. Прорисовки сделаны Е.В.
Степановой, A.B. Сильновым, Д.А. Кирилловой.
Всем участникам этих работ авторы приносят собственную глубокую признательность.
характеристика и Описание татуировок.
Татуировки найдены на мумифицированном теле дамы из Второго кургана, мумиях женщины и мужчины из Пятого кургана. Распознано кроме этого изображение, дополняющее узнаваемые картинки на мумии мужчины из Второго кургана.
Его тело в ходе раскопок начало разлагаться и было препарировано, но кожу с татуировками удалось сохранить. Помимо этого, сохранились отрубленные преступниками кисть и голова правой руки погребённого.
Именно на кисти и было найдено изображение.
Рис.1 .Изображение птицы на правой кисти мужчины.
Второй Пазырыкский курган.
Изображение на кисти руки мужчины из Второго Пазырыкского кургана. На громадном пальце запечатлена птица, обращённая головой к ногтю, с пышным хвостом, переходящим на пястье (рис.
1). У птицы маленькая головка с бородкой и гребешком; её вытянутая шея покрыта оперением, оформленным в виде косой сетки.
На лапках имеются шпоры, дополнительно показывающие, что изображён петух.
Изображения на теле дамы из Второго Пазырыкского кургана. В одной колоде с мужчиной была похоронена дама чуть более 40 лет; её тело сохранилось лучше, чем тело мужчины.
Оно также было обезглавлено преступниками, отрубившими кроме этого кисть правой руки, голени и стопы. Кожа мумии практически уничтожена, и картинки частично потеряны, но сохранившиеся фигуры в полной мере узнаваемы благодаря сходству с другими известными татуировками.
На левом плече дамы нарисовано фантастическое существо с головой и телом копытного хищной птицы (рис. 2, 1). У него прорисован громадный круглый глаз, ухо листовидной формы, крючковатый открытый клюв с восковицей.
Существо нарисовано с громадными зачернёнными рогами; один из рогов имеет отростки в виде птичьих головок. На главном стволе рога они обращены вперёд, а на двух передних отростках — назад.
Задняя добрая половина тела животного вывернута, а вся его фигура образует круговую композицию. Тело продемонстрировано контуром, ноги зачернены.
На груди фантастического существа угадываются зачернённые криволинейные фигуры, подобные декору подобных татуировок на вторых пазырыкских мумиях. Но вернуть их очертания уже нереально.
Рис. 2. Татуировки на теле дамы.
Второй Пазырыкский курган. 1 — на левом плече;
2 — на правой руке (плечевая часть); 3 — на запястье;
4 — IR-фотографии тех же участков.
На плечевой части правой руки дамы изображена фигура архара с вывернутым крупом (рис. 2, 2).
У животного сильно изогнутый рог с годовыми кольцами и густая шерсть на груди. передние и Тело ноги продемонстрированы контуром, задние ноги зачернены и покрыты криволинейным узором.
Чуть выше запястья на наружной стороне левой руки — реалистичная прорисовка оленьего рога с множеством отростков (рис. 2, 3). При опущенной руке рог выясняется перевёрнутым.
Тяжело сообщить, было ли это независимое изображение либо лишь часть фигуры оленя. По-видимому, татуировки размешались и выше, на предплечье, но кожа тут уничтожена.
По манере выполнения изображения на женской мумии из Второго Пазырыкского кургана подобны татуировке на теле мужчины из того же комплекса. На обеих мумиях фигуры архара и фантастического существа расположены аналогично.
Фигуры женской татуировки отличаются пара меньшими размерами и.одиночным размещением. Перевёрнутый рог, продемонстрированный на левом запястье, подобен рогу, изображённому вместе с головкой оленя на теле дамы из Ак-Алахи-3.
Так, татуировка на теле дамы из Второго Пазырыкского кургана представлена картинками, весьма родными ранее известным изображениям на мумиях из того же курганов и комплекса Укока.
Изображения на мумии мужчины из Пятого Пазырыкского кургана. Существенно лучше сохранились мумии погребённых в Пятом Пазырыкском кургане. Они являются сухие лёгкие тела с чёрной морщинистой кожей (рис.
3). женщина 55 и Мужчина 50 лет были погребены в одной колоде [Баркова, Гохман, 2001].
Рис. 3. Мумия мужчины.
Пятый Пазырыкский курган
Рис. 4. Татуировка на левом плече мужчины.
Пятый Пазырыкский курган.
На теле мужчины изображения находятся на плечах, пояснице, ногах и руках ниже колен. Особенно впечатляет татуировка в виде хищника семейства кошачьих, охватывающая левое плечо: большая голова, развёрнутая в профиль, занимает всё плечо спереди, передние лапы опускаются на руку, задняя часть туловища, лапы и хвост перекинуты на пояснице, до самого позвоночника (рис.
4).
Рис. 5. Татуировка на правой руке мужчины (плечевая часть).
Пятый Пазырыкский курган.
Передняя часть фигуры покрыта зачернёнными узорами, образующими спирали и криволинейные треугольники,а задняя покинута «чистой», контурной. Задние лапы тигра продемонстрированы как бы в возможности, соотношение передних лап неясно из-за пролегающей между ними складки кожи.
Особенность рисунка — профильное изображение глаза хищника, редко видящееся в пазырыкском мастерстве. Ближайшим аналогом изображения тигра являются резные фигуры хищников на колоде из Второго Башадарского кургана [Руденко, 1960, рис.
21].
На плечевой части правой руки изображена лошадь с вывернутым крупом и закинутыми кверху задними ногами (рис. 5). Её шея и бедро заполнены зачернёнными криволинейными фигурами. Зачернены кроме этого ноги и грива.
Лошадь продемонстрирована с громадными торчащими ушами листовидной формы, большим, изображённым в профиль глазом с высоким верхним веком. Её рот немного открыт, складками серповидной формы передан оскал.
Последняя подробность вместе с динамичной позой придают животному пара враждебный вид. К сожалению, изображение морды коня смазано глубокими складками кожи и не просматривается.
Хвост животного всецело зафиксировать кроме этого не удаётся.
На предплечье той же руки изображены два зверя — кулан либо хищник и лошадь с закрученным в кольцо полосатым хвостом (рис. 6). Фигуры ориентированы головами вниз (к кисти).
У лошади вывернут круп. Её хвост стянут в основании и на финише поделён надвое.
Эта подробность, согласно точки зрения М.А. и Е.Г. Дэвлет, характерна для изображений жертвенных животных [2004].
Весьма ясен контурный рисунок головы лошади: продемонстрированы громадный миндалевидный глаз и легко немного открытый рот с толстыми зачернёнными губами. Не совсем понятен завиток на шее животного.
Его трактовка живописцем как пряди гривы вызывает кое-какие сомнения.
Всецело вернуть композицию не удаётся, потому, что изображение хищника нарушено швом и на фотографиях представлено фрагментарно. Прочтение сцены облегчает имеющееся сходство с изображением кулана с вывернутым крупом и хищника с полосатым хвостом на правом предплечье мужчины из Второго Пазырыкского кургана [Руденко, 1953, рис.
82].
Две фигуры татуированы на ягодице и спине мумии (рис. 7). Одна из них, справа над талией, видна фрагментарно из-за глубокой складки, которая скрывает верхнюю половину изображения.
По оставшемуся фрагменту возможно представить, что нарисовано животное с четырьмя хвостом и ногами. Второе изображение, на левой ягодице, быть может, нарушено швом и в таком виде воображает какую-то свастикообразную фигуру, в которой видятся то ли ноги и голова животного, то ли композиция с грифоньей головкой.
Можно подчернуть, что на снимках оно выглядит более блёкло, чем другие фигуры татуировки.
Татуировки имеются и на кистях обеих рук мужчины. В основаниях громадных пальцев симметрично продемонстрированы фигуры «шагающих» птиц, головы которых обращены в сторону ногтя.
Рис. 7. Татуировки на пояснице мужчины.
Пятый Пазырыкский курган.
На кисти правой руки (рис. 8, 2) представлена птица с вытянутой долгой шеей, маленькой головкой и изогнутым толстым клювом. Рисунок выполнен контурной линией. В очертаниях головы угадываются бородка и гребешок.
У птицы обтекаемой формы тело, лапки в «штанах», и громадный пышный хвост, рулевые перья которого изгибаются в виде рогов. Возможно, это изображение тетерева-косача либо глухаря [По Брэму А.Э. …, 1937, с. 267-268].
Рис. 8. Татуировки на кистях левой (1) и правой (2) рук мужчины.
Пятый Пазырыкский курган
На левой руке изображена вторая птица (рис. 8, 1). Очертания её головы и шеи сохранились не хорошо.
Сложенные крылья выделены зачернёнными полосами, высоко поднят громадный распущенный хвост. Трактовка крыльев в виде продольных полос соответствует манере изображения в пазырыкском мастерстве водоплавающих птиц, для которых, но, не свойственны пышные хвосты.
Татуировкой покрыты ноги мужчины ниже колен. На левой ноге на внутренней поверхности голени представлена композиция,
Рис. 9. Татуировки на левой голени мужчины.
Пятый Пазырыкский курган
складывающаяся из пяти животных (рис. 9).
У колена изображена протома косули с передней ногой и выделенной лопаткой. Она развёрнута горизонтально в отличие от расположенной ниже вереницы копытных, перемещение которых направлено от стопы к колену.
Три фигуры воображают самок косули либо архара. У них однообразные по размерам и пропорциям тела, головки немного подняты, мордочки обведены чёткой контурной линией, губы и рожки зачернены.
Четыре красивые ножки каждой особи продемонстрированы в движении. С маленьким отрывом от них направляться архар.
На правой ноге мужчины спереди, на месте перехода стопы в голень, представлены два копытных, идущих вверх (рис. 10). Возможно, мастер изобразил козлов.
Их головы, шеи и рожки зачернены, ноги легко согнуты, бедро и лопатка оформлены завитками. Перемещение животных передают четыре раздвинутые в шаге ноги с шепетильно выделенными копытами.
В целом фигуры животных на мумии мужчины из Пятого Пазырыкского кургана по манере изображения близки татуировкам на мумиях из погребений Укока и Второго Пазырыкского кургана. Их особенности — заполнение передней части фигур криволинейными узорами (тигр), декоративное оформление изображений треугольниками и спиралями.
Аналогии просматриваются и в самих сюжетах. Рассмотренная татуировка самый сходна с картинками на теле мужчины из Второго Пазырыкского кургана: совпадают изображения птиц на громадных пальцах рук, фигуры кулана (?) и хищника на правом предплечье, вереницы копытных на голени.
Татуировки похожи и по совокупности размещения изображений, не смотря на то, что фигуры размещены менее хорошо и не образуют «коврового» орнамента.
К тому же, на картинках на теле мужчины из Пятого Пазырыкского кургана нет характерных для татуировок на погребённых во Втором Пазырыкском, Ак-Алахинском и Верх-Кальджинском курганах специфичных фантастических персонажей, их место занимает фигура тигра.
Татуировки на теле мужчины из Пятого Пазырыкского кургана различаются по стилю выполнения. К примеру, коня и фигуры тигра на плечах выполнены с характерной стилизацией, в то время как фигурки копытных на левой голени переданы схематично.
В полной мере быть может, что отдельные татуированные картинки были сделаны различными мастерами и, возможно, в различные периоды судьбы погребённого.
Рис. 10. Татуировки на правой ноге мужчины.
Пятый Пазырыкский курган
Рис. 11. Татуировки на руках дамы.
Пятый Пазырыкский курган
Изображения на мумии дамы из Пятого Пазырыкского кургана. По размещению они отличаются от других известных пазырыкских татуировок.
На данной мумии нет картинок на плечах — «самые заметных и удобных для нанесения татуировки поверхностях» [Полосьмак, 2001, с. 235], но предплечья покрыты целыми сюжетными композициями
(рис. 11 ).
На левой руке представлена сцена терзания: громадная хищная птица вцепилась в загривок оленя (лося?) (рис. 12).
Олень изображен падающим, его передние ноги подогнуты, задние беспомощно вытянуты, задняя часть тела вывернута. Голову, изображённую на внутренней поверхности руки, зафиксировать не удалось, просматриваются только лопатообразные рога и ухо.
На одном роге видны отростки, но неясно, имеют они простые очертания либо представлены птичьими головками.
Изображение птицы нарушено швом и искажено складками кожи. На голове птицы продемонстрированы громадные торчащие уши и хищно изогнутый клюв, на шее косой сеткой передано оперение.
Чётко видна когтистая лапа. Хвост либо крыло птицы оканчивается птичьей головкой.
Отдельные татуированные фигуры представлены на кистях рук дамы (рис. 13).
На громадном пальце левой руки головой к ногтю изображена птица с пышным хвостом, переходящим на запястье (см. рис. 12; 13, 2).
Рис. 12. Татуировки на левой руке дамы.
Пятый Пазырыкский курган.
Рис. 13. Татуировки на кистях правой (1) и левой (2) рук дамы.
Пятый Пазырыкский курган
У птицы гребешок на голове и маленькая зачерненная борода — возможно, изображён петух. На безымянном пальце той же руки татуирована фигурка, в базе которой кружок с примыкающей к нему растительной композицией — бутон лотоса с двумя чашелистиками.
На соседней фаланге того же пальца на снимке различим крест, не смотря на то, что по тону он бледнее вторых татуировок (см. рис. 13, 2).
На безымянном пальце правой руки продемонстрирована фигура в виде противопоставленных трёхлепестковых пальметок (рис. 13, 1).
Подобные пальметки распространены в декоре на пазырыкских войлоках, древесных и кожаных предметах, но в татуировках растительные мотивы встречены в первый раз.
На правой руке дамы от локтя до запястья развёрнута сложная многофигурная композиция. Изображены два тигра и барс, напавшие на лося и оленя (рис.
14).
Вверху запечатлён олень с огромными рогами, в горло которому готов вцепиться тигр, уже схвативший его за рога и переднюю ногу. Олень продемонстрирован в профиль так, что прекрасно видны две передние и две задние ноги с чётко выраженными копытами.
Голову животного венчает громадный дугообразно изогнутый рог с несколькими отростками. У оленя изображена пара торчащих ушей листовидной формы, прорисованы открытый рот и миндалевидный глаз.
Фигура напавшего спереди тигра дана в сложном ракурсе: задняя часть передана в профиль, передняя — в фас, а голова — как бы при взоре сверху. Тело сплошь покрыто S-известный линиями, подчёркивающими фактуру тигриной шерсти.
В нижней части композиции представлен лось (либо пятнистая лань?); в его тело вцепился барс, а за передние ноги схватил тигр. Лось с «перекрученным» крупом пробует отбиться от напавшего на него хищника.
У лося продемонстрированы широколопастный рог с двумя передними отросткам, большой пара ушей и миндалевидный глаз, размещенных одно под другим.
Фигура барса (ирбис) изображена уже привычным приёмом: задняя часть тела развёрнута практически в профиль, передняя продемонстрирована в фас, а голова — как при виде сверху. Тело хищника покрыто чёрными пятнами, причём очень акцентирован хребет, обозначенный сдвоенными пятнами от головы до лопаток.
Изгиб контур рога и спины барса лося переданы одной линией. Не очевидно, как изображена левая лапа хищника — её очертания соответствуют внешнему контуру шеи лося, но продемонстрированы не всецело.
По большому счету, рисунок около шеи лося не весьма понятен. Между передними и головой ногами копытного на фотографии читается фигура в форме лапы, а выше нее — заполненный пятнышками участок.
Справа от лося помещена фигура тигра. Его эластичное тело очень сильно вытянуто и очерчено плавными линиями, задние лапы обширно расставлены.
Остаётся неясным положение правой лапы тигра. Шкура зверя проработана S-известный полосами.
В целом эта сложная многофигурная композиция носит замкнутый темперамент. Сверху она ограничена рогами оленя, слева — телом барса и ногами копытных, снизу — лежащим телом лося, справа — фигурами двух тигров.
Все элементы композиции уравновешены и подчинены плану автора, что может говорить о существовании эскиза либо разметки, предварявших татуировку.
Изображения на теле дамы из Пятого Пазырыкского кургана заметно отличаются от других известных татуировок. Они в противном случае стилизованы, не включают характерных фантастических фигур.
Особенно выделяется татуировка на правой руке дамы: подобные сложные композиции не известны в пазырыкском мастерстве, да и, пожалуй, среди произведений скифского звериного стиля в целом.
Рис. 14. Татуировка на правой руке дамы.
Пятый Пазырыкский курган.
Но по сюжету, отдельным приёмам и позам хищников изображения эти картинки, непременно, находят аналоги в произведениях скифского мастерства. Фигуры хищников, у которых передняя часть тела дана в фас, а задняя — в профиль, известны на изображениях из Семибратних курганов [Артамонов, 1966, с. 120, 122].
Хищники семейства кошачьих, запечатлённые в таких же позах, как на татуировке, имеются среди зооморфных образов на седельных покрышках из Первого и Второго Пазырыкских курганов [Руденко, 1948, табл. V; Грязнов, 1950, рис. 35, 37].
Рисунок меха тигров в виде отдельных S-образных полос продемонстрирован на последовательности предметов, найденных в Первом и Втором Пазырыкских курганах и кург. 1 Ак-Алахи-3 [Грязнов, 1950, рис. 35, 36; табл. XIII; Руденко, 1948, табл.
VI; Полосьмак, 2001, рис. 141].
Мастер был, непременно, знаком с пазырыкской традицией изображения. И однако тяжело отделаться от ощущения, что эта татуировка выполнена в какой-то другой художественной традиции.
Об этом смогут свидетельствовать и другие имеющиеся параллели. Самый родные аналоги рисунку меха тигров представлены на парных золотых бляхах с изображением борьбы животных из ордосского могильника Сигоупань, имел возможность.
2 [Bunker et al., 1997, fig. A60]. Из этого же происходят золотые накладки в виде фантастических персонажей, подобных известным «коне-грифонам» пазырыкских татуировок, причём на телах этих ордосских существ продемонстрированы такие же S-образные полосы [Ковалёв, 1999, рис.
2, 3]. Подобным образом обозначен мех на медной фигуре тигра с иероглифами, инкрустированной золотыми S-известными полосами [Скарпари, 2003, с. 2-3]. Названные предметы происходят с территории Китая и датируются соответственно финишем IV-III в. до н.э. и эрой Западной Хань.
Нижний тигр на татуированной композиции собственной позой напоминает фигуру хищника на зеркале из Ильмовой Пади [Руденко, 1962, рис. 65, б], отражающую иконографию ханьского времени [Скарпари, 2003, рис. 54-55; James, 1979, fig.
6; Hartman-Goldsmith, 1979, fig. 4]. Изображение барса характеризуется сочетанием двух изюминок: передняя часть тела продемонстрирована анфас, подчёркнут хребет. Другие изображения, выполненные в таковой манере, в пазырыкском мастерстве малоизвестны.
Отмеченное сочетание представлено на керамической плакетке — фрагменте рельефной композиции III в. до н.э. с территории Северного Китая (Музей Гиме, случайная находка) [Mongolie, 2003, р. 207].
В целом татуированная композиция напоминает изображения на медных бляхах «всаднической группы» культуры Диен (Дянь) в верховьях Янцзы [Деопик, 1979]. Для этих предметов, воображающих одну из разновидностей звериного стиля, свойственны многофигурные сцены терзания, наличие картушей и реалистичная манера исполнения, замыкающих композиции, т.е. те же черты, каковые отличают сцену на коже погребённой в Пятом Пазырыкском кургане.
Так, изображения данной татуированной композиции хороши от «хороших» пазырыкских и, быть может, как-то связаны с территорией Китая. Их аналоги, найденные в этом регионе, относятся к более позднему времени, чем классическая дата для Громадных Пазырыкских курганов, но по хронологическим определениям они соответствуют китайским вещам из Третьего, Пятого и Шестого Пазырыкских курганов (III в. до н.э.) [Bunker, 1991; Чугунов, 1993].
Заключение.
С обнаружением «новых» изображений число известных татуированных мумий — представителей пазырыкской культуры — удвоилось. Принципиально важно, что татуировки представлены на всех сохранившихся мумиях из Громадных Пазырыкских курганов.
На лицах этих мумий картинок, к сожалению, нет.
Найденные изображения говорят о том, что пазырыкские татуировки были разнообразнее, чем представлялось ранее. В частности, фантастические существа, считающиеся одними из главных персонажей пазырыкской мифологии, не являются атрибутом всех татуировок.
Изображения на коже погребённых во Втором Пазырыкском кургане, Ак-Алахе и Верх-Кальджине объединены неспециализированными персонажами и стилистическими приёмами и составляют компактную серию. Как раз для данной группы свойственны фигуры фантастических «коне-грифонов».
Татуировки, найденные на мумиях из Пятого Пазырыкского кургана, заметно отличаются от картинок на коже вторых погребённых. Наряду с этим изображения на теле мужчины однако сохраняют преемственность с татуировками из Второго Пазырыкского кургана.
Татуировка на даме выпадает из классического круга пазырыкских изображений. Приведённые для неё аналоги, относящиеся к различным районам Китая, снова акцентируют внимание на проблеме хронологии курганов Громадной Пазырыкской цепочки.
Согласно данным дендрохронологии, из четырёх комплексов, в которых найдены мумии с татуировками, первым был сооружён Второй Пазырыкский курган, приблизительно через 20 лет показались курганы Укока, ещё через 26-28 лет — Пятый Пазырыкский курган [Слюсаренко, 2000, с. 128; Васильев, Слюсаренко, Чугунов, 2003, с. 25; Марсадолов, 2003, с. 94]. Следовательно, четыре татуировки «фантастической» серии связаны с довольно ранними монументами.
Специфика татуировок на мумиях из Пятого Пазырыкского кургана может разъясняться более поздним временем его сооружения. Но более значительным может оказаться присутствие в материалах монумента изделий китайского происхождения, показывающих на соответствующие контакты.
Представленные материалы — богатейший источник, осмысление которого ещё лишь начато. Авторы по большей части сосредоточились на описании, не смотря на то, что и разрешили себе выразить кое-какие суждения.
Для получения более основательных выводов нужны в первую очередь углублённое исследование и время материала.
Источник: earth-chronicles.ru
Татуировки древних Скифов