Тбилисские подснежники 1980 года

В этом марте исполняется 35 лет знаковому событию в истории русского рока – фестивалю популярной музыки «Весенние ритмы», что проходил в Тбилиси с 8 по 16 марта 1980 года.

Тот необычный год начался с того, что в воздухе народной судьбе явственно проявилось ожидание изменений. Основным источником надежд были, само собой разумеется, Олимпийские игры, на каковые должны были съехаться спортсмены из различных государств.

Люди старшего поколения прекрасно не забывали, что по окончании молодёжного форума 1957 года, прошедшего в Москве, в культурной и социальной судьбе нашей страны случились весьма важные перемены. Среди примет, каковые заставляли задуматься о том, что приближается какая-то новая и ещё неизведанная судьба, были и радиостанция Radio Moscow World Service, на волнах которой в канун Олимпиады зазвучали песни советских рок-ансамблей, и, очевидно, Фестиваль популярной музыки «Весенние ритмы».

Тбилисский фестиваль практически имел статус всесоюзного, поскольку в Грузию съехались группы из самых различных регионов СССР. В конкурсной программе участвовали как опытные, так и любительские рок-коллективы, что было необычно для фестивалей для того чтобы уровня.

На сцене тбилисской филармонии выступили москвичи «Машина времени», «Глобус», «Автограф», «Несколько Стаса Намина», ленинградцы «Аквариум», «Кронверк» и «Земляне», ритм-энд-блюзовый «Магнетик Бэнд» из Таллина, эстрадный коллектив из Риги «Тип-Топ», арт-роковый «Диалог» из Донецка, фаворит азиатского джаз-рока «Гунеш» из Ашхабада, шоу-группа из Саратова «Интеграл», челябинский «Ариэль», коллектив учителей музыкального училища из Батуми «Лабиринт», грузинская копия ливерпульской четвёрки называющиеся «Блиц», известный ансамбль из Тбилиси «ВИА-75» и другие.

Тбилисские подснежники 1980 года

Борис Гребенщиков. Таким он был в начале 80-х

Из-за чего таковой громадный рок-фестиваль состоялся как раз в Тбилиси? Так была устроена жизнь в тогдашнем СССР: то, что не было возможности провести в Москве, возможно было с достаточной лёгкостью организовать в союзных республиках.

А что не было возможности сделать и в том месте, переносилось в государства социалистического блока. Так, к примеру, советские интеллектуалы тогда старательно изучали польский и болгарский языки, потому, что в издательствах этих государств выходили в свет книги, каковые были запрещены в Советском Альянсе: и Ницше, и Фрейд, и Чендлер с Чейзом.

По данной же причине всесоюзный рок-фестиваль из Москвы был перенесён в столицу Грузии, где грохот гитар не имел возможности злить стареньких фаворитов Политбюро ЦК КПСС.

Но, фестиваль имел возможность и не состояться, поскольку тбилисская филармония не смогла собрать аппаратуру, нужную для озвучания рок-концерта. Выручил ансамбль «Интеграл», заехавший в грузинскую столицу, двигаясь по гастрольному маршруту.

Вместе с группой в столицу Грузии прибыли две фуры со светом, усилителями и колонками, каковые и обеспечили фестивалю обычный звук.

Несколько «Интеграл» в первой половине 80-ых годов двадцатого века: Альберт Гумаров, Бари Алибасов, Александр Назаров

– «Интеграл» нас выручил сильно, – вспоминает Александр Кутиков, – поставив всю собственную аппаратуру на конкурсный концерт, благодаря чему «Машина времени» завоевала лауреатство. Если бы «Интеграл» не дал бы собственную аппаратуру, то ещё не известно, услышали бы что-нибудь члены жюри.

Затем мы, очевидно, должны были ответить. Мы приобрели два коробки хорошего бутылок и грузинского вина десять коньяка, и в моём номере устроили дружескую встречу двух коллективов.

Но на следующий сутки и у «Интеграла», и у нас была запись на студии тбилисского отделения компании «Мелодия». «Интеграл» записывался в девять утра, а мы – в двенадцать. Мы-то к полудню более-менее отошли, а бедные парни с для того чтобы похмелья, с которого жить нереально, отправились записывать две песни.

В то время, когда мы приехали в студию, целый «Интеграл» лежал в лёжку: они всё записали, но их силы на этом иссякли. Зная, как им не легко, мы привезли две бутылки коньяка. И, перед тем как мы пошли в студию записывать песню «Свеча», мы эти две бутылки совместно выпили

Первое место заняли «Машина времени» и «Магнетик Бэнд», второе место поделили «Автограф», «Блиц» и «Интеграл», а третье – «Диалог», «Тип-Топ» и «ВИА-75».

Песню «Подснежник», которую выполнила несколько «Интеграл», возможно назвать знаком фестиваля, потому, что группы, каковые выступили на «Весенних ритмах», вправду воспринимались обществом как первые весенние цветы, выглянувшие из-под сугробов.

Не обращая внимания на то что Тбилиси тогда считался продвинутым интеллектуальным городом,и в том месте случались всякие псевдоидеологические эксцессы.

Кроме этого данный фестиваль известен скандальной дисквалификацией группы «Аквариум», музыканты которой добились возмущения жюри своим монотонным панк-поведением и роком на сцене. В кульминации собственного выступления Борис Гребенщиков лёг на сцену, держа гитару на животе и бряцая по струнам.

Виолончелист Сева Гаккель установил на него собственный инструмент и принялся перепиливать эту биоархитектурную конструкцию смычком. Фаготист начал бегать около них кругами, имитируя расстрел всех окрест из собственного инструмента.

Не дослушав, члены жюри поднялись со собственных мест и умышленно ушли из зала. В итоге «Аквариум» был высвобожден и от конкурса, и от призов, что, но, не помешало группе стать настоящим открытием фестиваля.

Финское телевидение сняло фильм о выступлении Бориса Гребенщикова со товарищи в цирке города Гори. Запись концерта в Тбилиси вышла на магнитоальбоме «История «Аквариума».

Том 2. Электричество».

Глава жюри Юрий Саульский вручает основной приз фестиваля фавориту «Машины времени» Андрею Макаревичу

По возвращении в Питер группу выгнали с базы, а БГ – из комсомола (но, через некое время внесли предложение возвратиться обратно). Но «Аквариум», не обращая внимания на запрет, а скорее – благодаря ему, из начинающей питерской команды сходу превратился в фаворита советского рок-андеграунда.

Узнаваемый социолог А.А. Игнатьев уверен в том, что процессы, каковые происходили у нас в первой половине 80-ых годов двадцатого века, метафорически возможно обрисовать как создание «правящей партии» либо «правящего большинства»:

– Как ни необычно, Борис Гребенщиков также попал в перечень новой элиты, но не вследствие того что он стал лауреатом респектабельного фестиваля, а вследствие того что его выгнали с элитной площадки, наряду с этим оповестив о факте изгнания всех заинтересованных лиц. Как раз таким методом инициируется «оппозиция Её Величества».

Изгнание «Аквариума» и Гребенщикова из Тбилиси социологически безупречно: это назначение на пост фаворита оппозиции. Это была подготовка к тому, что перемены непременно начнутся.

Как именно они начнутся, ещё не было человека, кто знал, однако все участники будущей игры уже начали подготовку к будущим событиям.

В прессе того времени оказались сообщения о том, что организаторы планировали проведение и следующего фестиваля в Тбилиси в первой половине 80-ых годов XX века, но потому, что расстановка новых людей на важные позиции случилась и так цели, находившиеся перед фестивалем, были достигнуты, то продолжения он не имел.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Сборник подснежников


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: