В центре вселенной
Отборщики в этом случае как-то особенно попытались, да и было из чего выбирать. Кроме того новый фильм Френсиса Форда Копполы «Тетро» (названный по имени главного храбреца) был включенным только в программу «Двухнедельник режиссеров», которая по престижности уступает конкурсу.
Но мэтр американского кино поразмыслил-поразмыслил, да и дал согласие, не кочевряжился, как кое-какие соотечественники. И мировая пресса отплатила ему взаимностью.
В этом фильме миру представлен новый Леонардо ди Каприо с тяжёлой фамилией Элден Эхринраш, весьма смазливый и свежий. По сюжету он приезжает в Лос-Анджелес к брательнику, с которым не виделся 10 лет.
Брательник ведет себя странновато, но позднее его поведение станет понятным — он, оказывается, не брат, а папа отечественного красавчика. Соответственно, отец — узнаваемый дирижер (Клаус Мария Брандауэр) ему не отец, а дед.
Храбрец, конечно, переживает, но побороться с Леонардо в широте разнообразных эмоций, каковые дешёвы суперзвезде, он не сможет — будет ограничен во времени. То, с чего фильмы в большинстве случаев начинаются, тут случается в финале.
Так что вдоволь посочувствовать молодому симпатяге мы не успеваем, но взаимоотношения двух псевдобратьев с высоты открывшейся правды становятся более понятными. В каждом кадре чувствуются когти настоящего тигра.
Два «Вручения Оскара» и две «Золотые пальмы» все-таки дают о себе знать.
Второй прославленный американец (родом из Тайваня) Энг Ли, увенчанный также двумя «Оскарами», двумя «Золотыми медведями» (МКФ в Берлине) и двумя «Золотыми львами» (МКФ в Венеции) и не имеющий еще ни одной пальмы (!), представил на конкурс идеальную по мастерству картину «Взятие Вудстока». Маленький отель своих родителей храбреца фильма выясняется в центре известного молодежного фестиваля 1969 года, поменявшего лицо всей атлантической цивилизации.
Но храбрец сначала не осознаёт, какого именно джина он производит из бутылки, пригласив активистов перемещения хиппи совершить данный музыкальный фестиваль на собственных полях. Режиссер Энг Ли из частных уморительных подробностей — иногда в полной мере фривольного характера — складывает мозаику случившихся событий, которая как бы восстанавливает действительность, а в действительности формирует собственную.
Причем все события мы видим глазами храбреца, а потому у нас появляется драгоценное чувство интимной причастности к событиям истории. Подобно юному храбрецу, что в прямом и переносном смысле лишается девственности и находит собственную ориентацию, изменяется и страна, ставшая фаворитом контркультуры 60-х.
Само собой разумеется, впереди еще такие мастодонты, как Тарантино, Альмадовар и Ханеке, но фильм Энга Ли — это весьма крепкий орешек.
А что же ужасный и страшный Ларс фон Триер, что также награжден всеми мыслимыми и немыслимыми наградами и фестивальными призами? В этом случае он решил скинуть все маски и поведать миру, в каком мраке он пребывает, и поделом.
Причем выходки этого датского радикала в далеком прошлом уже вошли в историю. Так как он не только снимает фильмы, но и придумывает манифесты, организовывает перемещения и борется за чистоту последовательностей.
Так, по окончании грандиозного успеха фильма «Европа» (ставшего предтечей идеи Европейского союза), «Танцующих в темноте» и «Рассекая волны», Ларс придумывает учение, названное «Догмой», где вводятся главные параметры прогрессивного, другими словами антиголливудского, кино. Это камера с плеча, никаких студий, естественный звук и т.д.
В то время, когда его фильм, снятый в данной эстетике, показывался в Каннах, Триер жил в автовагончике, считая буржуазным нахальством проживание в дорогих фестивальных отелях.
Сейчас Триер, привезший в Канны собственный последний фильм «Антихрист», как миленький живет в самом дорогом отеле Лазурного берега «Дю Кап». И ничего против классических кинематографических средств не имеет. А ведь вскружил многим голову…
Но сейчас у него вторая цель, с целью достижения которой опыты ни к чему. Цель — продемонстрировать лицо зла, лицо сатаны.
Для этого он выбирает сюжет, в котором храбрецы остаются наедине с природой по окончании постигшего их горя — их мелкий сын зачем-то выпрыгивает из окна. Но не так долго осталось ждать выявляют, что природа не только не отвлекает их от случившегося, но, напротив, делается храмом сатаны, где дает о себе знать гнездящееся в человеке зло.
И в случае если мужчина (Уильям Дефо) противостоит ему, опираясь на Разум, то в даме (Шарлотта Гейнсбург) оно расцветает с нахальством сумасшествия. И в случае если каменные джунгли еще как-то сдерживали героиню скрепами цивилизации, то по окончании отъезда в удаленный домик в центре лесного массива свершится непоправимое.
В мир явится очередной антихрист, и Ларс фон Триер делает нам художественное предостережение, показывая анатомию его воцарения.
Тут возможно было бы концептуально поспорить с живописцем, по причине того, что ужасное зло не есть соблазнительным, соответственно, наименование «Антихрист» достаточно неточно. Но, храбрый его вызов обывательской морали кинут в очередной раз, и это может прикоснуться сердца участников жюри под руководством Изабель Юппер.
Итоги фестиваля мы подведем спустя семь дней, а до тех пор пока смотрите мою программу «Негромкий дом» на Первом канале 24 мая, посвященную 62-му самому прекрасному кинофестивалю в мире.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Где находится центр Вселенной (Документальный фильм) HD 2017