В сиянии звезд
Завершившийся в Выборге кинофестиваль «Окно в Европу» показал отечественное кино, которое будет пробиваться на экраны данной в осеннюю пору. И я кроме того уверен, что кое-какие фильмы все-таки пробьются.
Залогом тому лихо закрученный наличие и сюжет звезд первой величины. Ну и, само собой разумеется, такая малость, как режиссерский профессионализм.
В главном шлягере конкурсной программы фильме Олега Погодина «Дом» снялись аж Богдан Сергей и Ступка Гармаш. На деньги преступника-сына (Гармаш) крепкий хозяйственник (Ступка) обзавелся усадьбой, красиво возвышающейся на бугре среди степей. Дом Ступки – полная чаша.
Везде банки с соленьями, маринадами и вареньями. И самогонный аппарат имеется. В усадьбе планируют все внуки и дети а также преступник-сын пожаловал.
Из-за конспирации не на машине, а пешком по степи с тремя придурками в тёмных пиджаках с тёмными чемоданами на плечах.
Процессия выглядит в полной мере пижонски и с хорошей дозой иронии. Действительно, дальше режиссер иронию утрачивает. За преступником-Гармашом охотятся другие уроды с автоматами на тёмных «Волгах». Также в белых рубахах с тёмными галстуками.
И в случае если темперамент храбреца Богдана Ступки, и его чад и домочадцев прорисован достаточно шепетильно, то уроды в полной мере одноклеточные. В то время, когда они выступают из тени и начинают палить из автоматов, фильм быстро меняет жанр, развязывая все сюжетные узелки несложными средствами.
От иронии не остается и следа, и фильм начинает трещать по сценарным швам. Так, к примеру, за час до бойни из дома предусмотрительно увозят детей.
Легко детский лепет какой-то.
В другом доме – на этот раз «Доме ветра» режиссера Вячеслава Златопольского также звездный актерский комплект: тут и Валерий Баринов, и Полина Кутепова. Ее героиня, утратив собственного сына, забирает больного ребенка из поликлиники, которую планируют закрывать.
Нанимается в дворники к «новым русским» и пробует отыскать средства на дорогие лекарства. Наряду с этим нам все время показывают умирающего мальчика. В какой-то момент доза слезливости зашкаливает.
И не смотря на то, что хорошее жюри отметило работу Полины Кутеповой за создание образа матери, в какой-то момент сочувствие к героине сменяется раздражением. Думаешь: режиссеру, по всей видимости, думается, что мы забыли про мальчика – в противном случае для чего он все время им тычет с экрана?
А вот образ матери, созданный Евгенией Добровольской в фильме «Чужая мать» (режиссер Денис Родимин), вправду впечатляет. Русская дама, лишившаяся своих родителей и воспитанная в мусульманской семье, ищет собственную провалившуюся сквозь землю взрослую дочь, а в то время, когда находит, определит ужасную правду.
Дочь, подсаженная на героин, собирается стать шахидкой. В борьбе за дочь героиня самоотверженно не щадит себя, и мы верим всем состояниям ее души благодаря идеальной работе актрисы.
Среди актерских побед в этом случае нельзя не отметить работы Петра Зайченко, что сыграл эпизодическую роль в «Доме» и центральную роль в фильме «Сибирь. Монамур».
Жюри кроме того наградило его «Золотой ладьей», причем не в позиции «лучший актер», а в позиции «основной приз фестиваля». И поделом.
Данный выдающийся актер из Сталинграда с безотносительной органикой воплощает великую русскую провинциальную школу, которая мало светится на экране. Запомнился мне он еще в 1990 г. фильмом Павла Лунгина «Такси-блюз».
Сейчас он создал совсем смелый образ в новом фильме режиссера Славы Росса.
Фильм, на мой взор, лучший из конкурсной программы. А отечественная Сибирь такая красочная, такая сочная в фильме, что наблюдал бы и наблюдал.
Похожий на старообрядца храбрец Зайченко живет в отдаленном хуторе с внуком, у которого нет своих родителей. Живет практически впроголодь, охота не приносит добычи.
Ко всему прочему голодные кинутые псы сожрали последнюю козу. Чем кормить внука, неясно, а следующей жертвой псов делается дядя мальчика, планировавший взять его к себе в поселок. В довершении невзгод сбежавшие зэки отбирают икону и бьют старика (Зайченко) по голове.
Облака беды сгущаются над хутором – мальчонка проваливается в безлюдный колодец. Помощи ожидать неоткуда, и старик идет через леса, болота и реки к ближайшему большаку за подмогой. Вначале идет, позже плывет, наконец, ползет.
И это сильное зрелище – Джек Лондон отдыхает.
Не могу в завершение не упомянуть еще один приз – приз кинокритики, аккредитованной на фестивале «Окно в Европу». Он достался в этом случае дебютному фильму Андрея Зайцева «Лентяи».
В этом фильме звезд нет, но юные актеры, в нем снявшиеся, держали зал в напряжении целый фильм. Между ними произошло то, что именуется словом «химия», полная достоверность казалось бы придуманных взаимоотношений.
Момент взросления главного храбреца происходит не внезапно, а в итоге развития этих взаимоотношений, за которыми любопытно замечать. Молодежи направляться в обязательном порядке раздобыть и взглянуть данный фильм.
Ну а тем, кто постарше, советую еще «Бориса Годунова» Владимира Мирзоева. Во-первых, хороший текст (А.С. Пушкин), во-вторых, воздействие происходит Сейчас.
А это неизменно любопытно. Каждую новую сцену ожидаешь с интересом – как ее примет решение живописец?
И нужно сообщить, в фильме довольно много увлекательной выдумки.
Подводя итоги, могу заявить, что обитателям Выборга очень сильно повезло с фестивалем. Так как они взглянули довольно много увлекательных упомянутых мной и не упомянутых (статья не резиновая) художественных, документальных и мультипликационных фильмов. в первых рядах – 20-й юбилейный кинофестиваль.
Кинематографисты, надеюсь, не подведут.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Я искал Тебя, Боже, в сиянии звёзд..