Великий цитрусовый путь
«Ты знаешь край лимонных рощ в цвету…?» – сообщено в стихотворении Гёте. Рощи лимонных и апельсиновых деревьев кажутся нам на данный момент естественной частью пейзажа Италии, Испании либо Греции.
Но ни лимоны, ни апельсины не были исконными жителями Средиземноморья. Любой из популярных на данный момент цитрусовых проделал продолжительный путь, перед тем как с ним познакомились обитатели Европы.
Отчизна большинства этих фруктов находится на большом растоянии на востоке: в индийско-гималайском регионе, на юге Китая, государствах Индокитайского полуострова.
Плоды цитрусовых
© Wikimedia Commons
Сравнительно не так давно в издании HortScience была опубликована статья Дафны Ланггут (Dafna Langgut) из Университета Тель-Авива, где описывались истории проникновения в Средиземноморье из Юго-Восточной Азии главных видов цитрусовых, восстановленные по археоботаническим свидетельствам, изображениям плодов и деревьев на древних артефактах и упоминаниям в трудах древних и средневековых авторов.
Пионером в этом путешествии на запад был цитрон (Citrus medica), сейчас не столь популярный. Со своей далекой отчизны он попал в Мидию, оттуда к середине I тысячелетия до нэ распространился в других краях персидской державы, в частности в Леванте и Египте.
Цитрон
Одну из разновидностей цитрона – этрог (Citrus medica var. ethrog) – стали использовать в обрядах иудеи. Он стал неизменным атрибутом праздника Суккот: «в первоначальный сутки заберите себе ветви прекрасных дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Всевышним вашим семь дней…» (Книга Левит 23:40)».
Более правильным переводом было бы: «заберите себе лучшие плоды деревьев…». В соответствии с раввинистической традиции, тут имеются в виду плоды этрога.
Быть может, иудеи сыграли роль в движении этрога на запад, по крайней мере, изображения его плодов становятся нередкими на мозаиках Иудеи в эру Второго храма, другими словами по окончании вавилонского пленения. На этих мозаиках этрог соседствует с этими ответственными культовыми предметами, как труба и менора шофар.
Мозаики с этрогами отысканы в синагоге Маон, синагоге Бейт-Альфа, синагоге в археологическом парке Хамат-Тверия. Французский египтолог Виктор Лоре высказал предположение, что цитронами были плоды изображения которых он нашел на стенах храмового комплекса в Карнаке, выстроенных при Тутмосе III в пятнадцатом веке до н. э. Кое-какие ученые предполагают, что это дерево принесли в Египет иудеи.
Старейшие образцы пыльцы цитрона на территории Израиля отысканы археоботаниками на протяжении раскопок в Рамат-Рахель. К IV – III столетиям до н. э. относят пыльцу цитрона, отысканную в Карфагене.
Этроги на мозаике из Тверии
(сейчас в хранится в Музее Эрец-Исраэль в Тель-Авиве)
Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» (XIII, 13, 5) обрисовывает случай с Александром Яннаем (125 – 76 до н. э.) – последним царем из семейства Хасмонеев. Правители данной династии в один момент были и первосвященниками.
Но многие обитатели Иудеи вычисляли Александра Янная недостойным занимать должность священника, в частности вследствие того что он был женат на вдове брата. в один раз на протяжении праздника Суккот, в то время, когда царь подошел к алтарю, дабы принести жертву, масса людей закидала его этрогами (в русском переводе говорится, что иудеи кидались лимонами, но в оригинале – ???????? «цитронами»). Ничем хорошим это выражение недовольства не кончилось. «Рассердившись на это, Александр приказал перебить до шести тысяч людей и, помимо этого, распорядился отделить древесной перегородкой часть и алтарь храма впредь до того места, куда были в праве доступа одни только священники.
Этим он оградил себя от оскорблений черни» (перевод Г. Генкеля).
Позднее иудеи диаспоры сыграли большую роль в распространении цитронов по Средиземноморью. Иудейские общины выращивали этроги в Греции, Италии, Северной Африке, Малой Азии. Этрог неоднократно становился знаком восстановления борьбы и Иудейского царства против римлян.
И на протяжении Иудейской войны (66 – 71 годы) и на протяжении восстания Бар-Кохбы (132 – 136 годы) иудеи изображали этрог на собственных монетах.
Для греков в IV – III столетиях до нэ цитрон оставался экзотическим плодом, растущим на востоке. Известными цитроны стали по окончании завоеваний Александра Македонского.
Теофраст говорил о них так: «В Мидии, к примеру, и в Персии растет, кстати, еще и без того именуемое «мидийское» либо «персидское яблоко». Листья у этого дерева похожи на листья земляничного дерева [имеется в виду Arbutus andrachne], практически однообразной величины с ними, а колючки такие, как у груши либо пираканты [Pyracantha coccinea], ровные, весьма острые и крепкие.
Яблок с этого дерева не едят, но они весьма ароматны, так же как и его листья. В случае если такое яблоко положить в сундук с одеждой, то оно сохранит ее от моли.
Оно полезно и на тот случай, в случае если кто-нибудь выпьет смертельного яда: его дают с вином, оно приводит к расстройству желудка и выводит яд. Оно же делает дыхание благовонным.
В случае если сварить его мякоть в соусе либо выжать во что-нибудь, влить в рот и проглотить, то запах изо рта делается приятным. Выбрав семена, сажают их весной в шепетильно обработанные грядки и поливают через каждые несколько суток.
Следующей весной, в то время, когда растеньице окрепнет, его пересаживают в почву мягкую, сырую и не весьма легкую: как раз такую обожает это дерево. Плоды оно приносит круглый год: одни снимают, другие зреют, а дерево сейчас стоит в цвету» (IV, 4, 1, перевод М. Е. Сергеенко).
К III – II столетиям до н. э. цитроны стали выращивать и Италии. Пыльца, семена и обугленные остатки древесины цитронов этого периода отысканы в окрестностях Везувия.
Обширно распространенной культурой цитрон так и не стал, его деревья росли в поместьях римских богачей. Кроме того живший в первом веке н. э. Плиний Старший не забывал об азиатском происхождении цитрона и именовал его «яблоком, рождающимся в Ассирии» (nata Assyria malus).
Представление о том, что листья и плоды цитрона защищают от ядов, стало популярным в древней литературе. Как раз оно стало обстоятельством, что данный вид взял латинское наименование Citrus medica. О приписываемых цитрону особенностях упоминает Вергилий в «Георгиках»:
Мидия неприятный сок доставляет с устойчивым вкусом, —
Плод благодатный, и нет настоящее помощи телу,
Нежели чашу с питьем отравят мачехи злые,
Всяческих трав намешав и к ним заклинаний добавив
Пагубных, — лучше ничем не выгонишь злостного яда.
Дерево то громадно и весьма будет похожим лавры.
В случае если б обширно около другой оно запах не лило,
Счел бы за лавр; листвы ни при каких обстоятельствах не сорвет с него ветер;
Цвет его прочно сидит. Ликвидируют тем соком мидяне
Запах из уст и еще — стариковскую лечат одышку
(II, 126–135, перевод С. В. Шервинского).
Завершая разговор о цитроне, направляться упомянуть, что его наименование стало фальшивым втором переводчика. Во многих европейских языках, а также, к примеру, во французском слово citron обозначает не цитрон, а лимон.
Не смотря на то, что изначально этим словом именовали как раз цитроны. В латыни слово citrus обозначало дерево, а citreum либо citrium – его плод. Считается, что древнегреческие слова ??????и ??????? происходят из латыни, а с ними, быть может, связано коптское ghitri.
Источником всех этих названий смогут выступать заглавия цитрона в языках древнего Востока: персидское torange (позднее etronge), арамейское etronga либо etroga. Другая этимология латинского citrus основывается на том, что это слово в древности употреблялось не только для цитрона, но и для североафриканского хвойного дерева наподобие можжевельника либо туи (как мы знаем, что оно отличалось жёсткой древесиной и из него делали дорогостоящую мебель).
Исходя из этого citrus связывают с греческим ??????. На сообщение этих слов может показывать и зафиксированное в греческом наименование цитрона ?????????? «кедрояблоко».ловальревесинойсь не только для цитрона, но и для хвойных деревьев наподобие можжевельника либо туи.
Лимон (Citrus limon) стал вторым представителем цитрусовых, пробравшимся в Средиземноморье. Случилось это на рубеже отечественной эры. 15 лимонных семечек и кусочек кожуры были отысканы при раскопках на Римском Форуме.
Следы пыльцы лимона, наровне с пыльцой цитрона, найдены около Везувия, а среди настенных фресок в Помпеях нашлись и изображения лимонных деревьев. Согласно точки зрения одного из исследователей, римская мозаика приблизительно 100 года н. э., хранящаяся в музее в палаццо Массимо алле Терме, говорит о том, что римлянам к тому времени были привычны оба вида цитрусовых.
В изображенной на данной мозаике корзине с фруктами лежат прекрасно отличимые друг от друга лимоны и цитроны.
Лимонами также продолжительное время наслаждалась только вершина римского общества. Медлительно становились они распространенной фруктовой культурой. Лишь к X веку лимоны начинают выращивать во многих садах.
В эту эру был составлен сельскохозяйственный трактат «Геопоники», в котором возможно определить много о культивации лимонов. Создатель говорит, как размножать лимоны боковыми отводками и черенками, как прививать лимон на яблоню, гранатовое дерево и шелковицу, как укрывать стволы на зиму ковриками либо плетями тыквы, удобрять золой, как обмазывать плоды гипсом для долгого хранения.
Были и необыкновенные рекомендации. «Ты можешь сказать лимону любую форму: придать ему вид людской лица либо любой звериной морды. Это делается так.
Изготовь требуемую форму, вылепив из гипса либо из глины, покинь ее сохнуть, а после этого разрежь пополам чем-либо острым так, дабы части – передняя и задняя – совпадали краями, и, извлёкши, обожги, как глиняные сосуды. В то время, когда лимон вырастет до половины собственной величины, положи его в эти половинки, шепетильно привязав их, дабы они не разошлись от разрастания плода, в них арестанта» (X, 9, перевод Е. Э. Липщиц).
Распространению лимонов в средние века содействовали арабы. Придворный доктор султана Саладина Ибн-Джамийя написал о лимонах труд, где советовал их в качестве средства от слабости и лихорадки.
Европейцы же стали приписывать лимону те же целебные особенности, какими раньше наделяли цитрон.
Следующего появления цитрусовых на средиземноморской сцене приходится ожидать довольно продолжительное время. Но позже появляются практически в один момент три садовые культуры.
Одна из них – померанец (Citrus aurantium). Он появился на севере Индокитая либо в южном Китае в следствии гибридизации мандарина (Citrus reticulata) и помело (Citrus maxima) и неспешно прошел через сады всей Азии, достигнув Ближнего Востока к X веку.
Померанец упомянут в труде арабского путешественника Аль-Масуди, где говорится, что это дерево было завезено из Индии в Оман по окончании 912 года, а после этого показалось в Ираке, Сирии, Палестине и Египте. Благодаря арабам померанцы распространились по Сицилии, Сардинии, Пиренейскому полуострову и северной Африке.
Кроме этого арабами были принесены в Средиземноморье лаймы (Citrus aurantifolia) и помело (Citrus maxima) – оба уроженцы Юго-Восточной Азии. Воротами, через каковые эти культуры пробрались к европейцам, послужили Пиренейский полуостров и Сицилия.
Лаймы в первый раз упомянуты в арабском трактате о сельском хозяйстве «Китаб аль-филаха», написанном в Севилье на рубеже XII – XIII столетий. Историки обнаружили лаймы в слоях, датирумых XI — XIII столетиями, на протяжении раскопок поселения Куэйр-аль-Кадим в Египте.
Помело также упоминается в «Китаб аль-филаха». Его арабы смогли выращивать в южной части Испании – единственном месте в Европе, где для этого достаточно теплый климат.
В трудах французского историка монаха Якова де Витри (около 1180 – 1240) упомянут плод называющиеся «яблоко Адама» (poma Adam). Предположительно, это первое упоминание помело у автора-европейца.
Довольно часто говорится, что первое в Европе упоминание апельсинов (Citrus sinensis) содержится в архивах итальянского города Савона и датируется 1471 годом. Но стоит, по всей видимости, признать первенство Бартоломео Сакки, известного как Платина (1421 – 1481) – библиотекаря римских пап, автора и философа первой поваренной книги, изданной типографским методом.
Не смотря на то, что его труд «De honesta voluptate et valetudine» был напечатан в 1475 году, написан он был приблизительно на десять лет раньше. В данной книге Сакки в первый раз различает сладкие и горькие цитрусовые, другими словами апельсины и померанцы.
Попали апельсины в Европу благодаря торговавшим со государствами востока генуэзцам, а распространились посредством португальцев, открывших морские дороги в Индию и потом в Китай и Малайзию. Наконец, в начале XIX века из Китая в Европу попадает мандарин (Citrus reticulata).
Уже к середине века он обширно распространяется в Италии, а оттуда попадает в другие страны.
Источник: Максим Руссо polit.ru
Самоконтроль — Великий путь очищения нафса