Виталий кальпиди стал лауреатом престижной литературной премии

Виталий кальпиди стал лауреатом престижной литературной премии

Присуждение Виталию Кальпиди Премии Андрея Белого литературным сообществом было воспринято как само собой разумеющееся. Кому, если не ему?

Но, и обратный вопрос – из-за чего так поздно, из-за чего не двадцать либо хотя бы десять лет назад? – также горячо обсуждается в отечественных кругах.

Премия Андрея Белого, созданная во второй половине 70-ых годов двадцатого века редакцией ленинградского самиздатского издания «Часы», – первая в Российской Федерации свободная литературная премия. Из-за чего «знаменем» стал как раз Андрей Белый?

Он казался организаторам Премии необыкновенной личностью, покинувшей в русской культуре глубочайший след как поэт, исследователь и прозаик широкого гуманитарного профиля. Лауреатам свободной (неподцензурной, неофициальной) Премии вручалась (и вручается) приз: 1 бутылка и рубль водки.

Рубль пародирует финансовые мешки национальных призов, без остатка поглощающих ценность и смысл литературы. Но в один момент это и заимствование из ритуала вручения однофранковой Гонкуровской премии, чей престиж совсем очевиден.

Виталий Кальпиди. 90-е годы

По обычаю, лауреаты Премии Андрея Белого совместно распивают «белого» (другими словами бутылку водки) и заедают спиртное яблоком, разрезанным на дольки по числу награждённых. Но так как как мы знаем, что Виталий Кальпиди принципиально не употребляет спиртное.

Не просто не употребляет, но категорично высказывается в собственных лекциях «Уральская поэтическая школа как феномен ускоренного развития региональных литератур»: «Утверждение, что алкоголь/наркотики расширяют творческое сознание, – очевидная глупость. Отстаивают эту чушь или дебилы, или латентные и явные наркодилеры.

Творчество – это приглашение к судьбе, к судьбе другой, другими словами той, которой еще не было. Алкоголь/наркотики укорачивают любую жизнь, причем по известному всем примитивному (кроме того без вариаций) сценарию.

Убивающий жизнь не имеет возможности ее продолжать. Из этого вывод: творчество/и алкоголь наркотики несовместимы по векторам развития.

Те узнаваемые культовые персонажи, чьими именами прикрываются «творческие синяки и синявки», в действительности заставляют задуматься, что в совершенстве имели возможность сделать эти люди, если бы у них хватило элементарного преимущества, дабы не кинуть собственный дар в мерзость алкогольного/наркотического угара».

В книге «Энциклопедия. Уральская поэтическая школа» имеется Кодекс провинциального поэта.

И в этом своде правил поведения также недвусмысленно заявлено: «Живописец, употребляющий эти смертельные стимуляторы, обрекает себя на примитивные художественные и бытовые штампы и клише, каковые бродят на поверхности его быстро деградирующего подсознания».

При таковой неприязни к наркотикам и алкоголю Виталий Кальпиди не скрывает, что сам выпивал большое количество. В книге Анны Сидякиной «Маргиналы.

Уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы» приводится воспоминание Маргариты Спалле: «Обожали выпивать на крыше. Забирались на одиннадцатый этаж – либо какое количество в том месте? – и Виталий в один раз уснул на парапете, на краю.

Дремал, дремал, мы на него внимания не обращали – и внезапно он решил во сне перевернуться на бок. Перевернуться решил. Как его успели выдернуть с этого парапета!

Так он так как кроме того не проснулся, его на руках с крыши стащили – он ничего не осознал».

Каковы бы ни были обстоятельства отказа от алкоголя (а позднее и от курения), Кальпиди на вопрос «О чем вы жалеете?» постоянно отвечает одинаково: «О времени, израсходованном на алкоголь. какое количество хорошего возможно было сделать!»

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века началось оформление Премии Андрея Белого в общенациональную институцию, поддерживающую русскоязычную «опережающую литературу». Было создано Положение о премии и введена дополнительная номинация: «За особенные заслуги в развитии русской литературы».

А позже перечень пополнился пунктами «Литературные» проекты «и Перевод». Вот в данной номинации и премирован отечественный земляк.

Сама формулировка впечатляет: «Виталий Кальпиди, вдохновитель, организатор и идеолог бессчётных масштабных проектов во благо уральской и русской поэзии: – за тридцатипятилетний труд по созданию, продвижению и документированию Уральской поэтической школы, – за сюжет-проект «Русская поэтическая обращение-2016». Объявление лауреатов произошло 30 ноября в Москве на Интернациональной ярмарке интеллектуальной литературы «Non/fiction».

Само же вручение состоится уже в эту субботу, 23 декабря, в Интерьерном театре Петербурга. Виталий Кальпиди решил находиться на церемонии награждения.

Из истории вопроса:

Премия Андрея Белого создана во второй половине 70-ых годов двадцатого века. Первыми лауреатами стали Виктор Кривулин (поэзия), Аркадий Драгомощенко (проза), Борис Гройс (гуманитарные изучения).

По различным обстоятельствам Премия не присуждалась в 1982, 1989, 1990, 1992, 1993, 1995, 1996 годах.

За годы существования Премии её лауреатами стали 139 писателей.

Из челябинцев ранее Премия Андрея Белого была присуждена Дмитрию Бавильскому за книгу «До востребования. Беседы с современными композиторами» (2014, номинация «Литературные проекты»).

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Кальпиди на церемонии вручения премии Андрея Белого 2017


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: