Загадка пищевого рациона древних жителей долины нила

Сейчас одним из перспективных направлений современных междисциплинарных изучений есть анализ камня на зубах, найденных в древних погребениях – он разрешает достаточно совершенно верно охарактеризовать особенности рациона питания прошлого. В июльском номере издания PLOS ONE опубликована статья, посвящённая комплексному изучению зубного камня скелетов, погребенных в некрополе аль-Хидай (Al Khiday, недалеко от Омдурмана, Судан).

Загадка пищевого рациона древних жителей долины нила

Cyperus rotundus

Wikimedia Commons

Некрополь находится на западном берегу Белого Нила и с 2000 года раскапывается Итальянским университетом Востока и Африки под управлением Донателлы Узаи и Сандро Сальватори. Как отмечает один из авторов статьи Карен Харди, удивление исследователей привёл к тому факту, что главным продуктом питания стали клубни растения Cyperus rotundus (Сыть круглая), растения семейства осоковых, которое сейчас считается одним из самые стойких сорняков.

Классические для старого земледелия Ближнего Востока пшеницевые растения (Triticeae) игрались в рационе местных обитателей только запасного роль.

Погребение в аль-Хидае

Второй соавтор, Стивен Бакли, отмечает преемственность пищевых традиций в аль-Хидай: некрополь употреблялся в мезолитическое (финиш VIII-VII тыс. до н.э.), неолитическое (4400-4300 г. до н.э.) и позднемероитское время (I в. до н.э. – III в.н.э.). Не обращая внимания на большие историко-культурные и хронологические разрывы, погребения демонстрируют приверженность пищевой традиции, восходящей к мезолиту.

Сокровище изучения состоит и в том, что оно ставит вопрос о времени пищевой (и этнической?) дифференциации в Сахаре: уже к концу IX тыс. до н.э. в равнине Нила сформировалась локальная традиция, основанная на особенном рационе питания (преобладание растительной, а не животной пищи, и в частности, Cyperus rotundus при вспомогательной функции пшеницевых). Такая традиция кардинально отличается как от ближневосточного неолита, так и от африканского скотоводческого неолита, фиксируемого как археологически, так и этнографически.

Ответствен и тот факт, что и в древних культурах Восточной Европы и Азии сыть, как и другие осоковые, ни при каких обстоятельствах не рассматривалась как устойчивый источник пищи, но была только сорняком. Это разрешает сказать о том, что пищевая дифференция Сахарского региона относится к позднему палеолиту, другими словами к тому времени, в то время, когда начинается гумидная климатическая фаза, характеризующаяся расширением травяного покрова, представленного растениями семейств злаковых и осоковых.

Сформировавшиеся тогда локальные типы питания сохраняются в течение тысячелетий.

Эмпедокл (картина XVII в.)

Пищевые традиции аль-Хидай в значительной степени напоминают обычаи племени лотофагов, обитавших в Африке, и недалеко от сицилийского города Акраганта. Древние авторы информировали, что лотофаги, вкушая лотос, достигали бессмертия, а их образ судьбы воображал собой некую аналогию известных по ирландской мифологии «острова бессмертия».

Наряду с этим современные исследователи расходятся во мнении, какое растение было основным продуктом питания лотофагов. Любопытно, что родом из Акраганта происходил греческий философ Эмпедокл, одним из первых греков писавший о бессмертии души и о реинкарнации.

В полной мере возможно, что эта традиция была позаимствована философом в архаичных верах собственного города и восходит к верам лотофагов. Не обращая внимания на различия между жителями долины и лотофагами Нила, возможно сказать об общности подхода к растительной пище.

Изучение распознало сложную кулинарную традицию, включавшую в себя приготовление вареной пищи. В недавней публикации материалов из некрополя аль-Хидай очень отмечается, что мезолитическое население аль-Хидая изготовляло керамическую посуду, помогавшую для того чтобы приготовить течение.

Эта керамика приобретает широкое распространение по всей Сахаре (отчего её именуют «Сахарской» либо «Хартумской»), как минимум с IX тыс. до н.э. Это тем более страно, что на Ближнем Востоке докерамический неолит длился до 5500 г. до н.э.

В VII-VI тыс. до н.э. данный тип возьмёт распространение в Средиземноморье называющиеся керамики «кардиум» (либо «не сильный»).

Пример керамики «кардиум»

Так, изучения Востока и Итальянского института Африки разрешают реконструировать жизнедеятельности народов и важные аспекты быта, населявших равнину Нила в эру мезолита.

Источник: А.Корсун polit.ru

Загадки великого Нила


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: