Жизнь за кулисами

Жизнь за кулисами

Планируя очередную встречу в ходе проекта «совет экспертов», в этом случае с представителями Иркутского музыкального театра, редакция «Доводов семь дней» высказала предположение, что дискуссия будет касаться по большей части моментов, которые связаны с творчеством — выбор репертуара, экспериментальные идеи, приглашенные режиссеры, гастроли, критики, фестивали Но вектор дискуссии скоро сместился в иную плоскость. В действительности сложно рисовать радужные возможности развития, в то время, когда твёрдая кадровая неприятность упирается еще и в пресловутый квартирный вопрос.

О замыслах, проблемах и возможностях Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского участникам «совета экспертов» поведали директор театра Татьяна Мезенцева, основной режиссер Анна Фекета и актер Евгений Алешин.

Дискуссию за круглым столом кроме этого поддержали директор Иркутского театрального училища Светлана Домбровская и начотдела профессионального искусства и архивов и Министерства организационной работы культуры Иркутской области Наталия Плинт. Руководил беседой ведущий «совета экспертов» журналист Игорь Альтер.

Родной, любимый, различный

Стартовала дискуссия на в полной мере хорошей ноте. Говорили о нише иркутского музтеатра и его громадной роли в жизни региона и города.

Восхваляли коллектив, зрителей и постановки, каковые из сезона в сезон демонстрируют большую «явку» фактически на всех спектаклях.

Представители театра поделились статистикой: оказывается, среднее число зрителей на спектакле в театре им. Загурского — 700 человек.

При неспециализированной вместимости зала в 800 мест — это весьма хороший показатель. Но, представителя областного минкульта, думается, никак не поразил тот факт, что зритель принимает репертуар «муза» и голосует за него рублем, беря билеты.

Наталия Плинт и сама была весьма убедительна: «Я считаю, что музыкальный театр занимает значимое место в области и культурной жизни Иркутска. Это единственный музыкальный театр в регионе, и он достойно воображает отечественную сибирскую театральную школу.

Потому зритель пьесами доволен, он приобретает хорошие чувства. Это мастерство со знаком плюс. Взглянув ту либо иную постановку, люди выходят из театра и видят свет в конце тоннеля, а не встречный поезд.

В этом миссия театра».

Наталия Плинт отыскала в памяти, как сама пара раз ездила с труппой на гастроли и с наслаждением наблюдала любой спектакль: «В финале таких гастролей, на гала-концерте появляется чувство, словно бы бы ты видел выступления нескольких театров, так разножанровые вещи делает труппа. Такое чувство гордости появляется — за отечественных актеров, за целый коллектив».

Директор театра Татьяна Мезенцева также уверен в том, что репертуар, сочетающий самые различные пьесы, от оперетт до балетов, — это сильная сторона коллектива, которым она командует и что обожает. «Я обожаю артистов и — нашу труппу, и балет, и хор, и оркестр, — не скрывая чувств, сродни материнским, говорит Татьяна Никифоровна. — Отечественному коллективу многие задачи по плечу. Имеется у нас артисты, каковые « зал», и пьесы, на протяжении просмотра которых нереально остаться равнодушным.

Вспомните тот же «Русский фантом», рок-мюзикл по мотивам романа «Гиперболоид инженера Гарина». Я его . И вдобавок я постоянно мечтала поставить оперетту «Сильва», и я весьма горжусь, что она показалась в репертуаре.

Мне данный жанр весьма нравится, да и зрители прекрасно принимают оперетты. Думаю, их у нас имело возможность бы быть и больше».

Одновременно с этим театру, по словам его начальника, возможно было бы попытаться поставить что-то новое, не совсем для него характерное — к примеру, оперу. Это предложение поддерживает и новый основной режиссер театра Анна Фекета. «Мы обсуждаем таковой вариант с коллективом, оцениваем собственные возможности, — поведала о замыслах театра Татьяна Мезенцева. — В действительности идей у нас большое количество.

Быть может, в возможности решим еще одну новую сцену открыть, и с именитыми режиссерами сделаем пара постановок».

Но, и у главного режиссера музтеатра также масса собственных мечтаний и идей. Анна Фекета приехала в Иркутск из Хабаровска полтора сезона назад.

Согласится, что до тех пор пока, к сожалению, ей не удалось поставить тут все то, что хотелось бы — мюзикл «Снегурочка», оперетту «Летучая мышь», оперу «Свадьба Фигаро», мюзикл «Ревизор« «Я большое количество броских и увлекательных названий могу предложить Иркутску, — говорит Анна Фекета. — Мне думается, в репертуаре театра должна быть такая классика. Репертуар должен быть разноплановым, дабы были оперетты, мюзиклы, балеты, оперы и экспериментальные спектакли.

Подобные пьесы необходимы и труппе, и зрителю. Зрителя нужно на них воспитывать, растить.

Кроме того в случае если первое время постановка не будет сопровождаться ошеломляющим коммерческим успехом. Мое вывод такое.

Но, непременно, не считая моих жажд как режиссера, при формировании репертуара учитываются еще и объективные условия, события, каковые театр не имеет возможности проигнорировать».

Так, к примеру, труппе был нужен мелкий, камерный спектакль. С таким несложнее выехать куда-нибудь за пределы области, показался спектакль «Женский портной».

Кроме этого необходимо было что-то уникальное, свежее, фестивальное. Показалась постановка «адмирал и Анна», совсем не похожая на все, что ставили до этого.

Анна Фекета именует данный спектакль «музыкально-пластическим». Уверен в том, что в нем удалось необычным образом синтезировать музыку, пластику, свет и слово.

А в базе либретто — амурные письма Колчака и Тимиревой. В постановке использованы кадры кинохроники, где возможно заметить самого адмирала.

В осеннюю пору прошлого года театр продемонстрировал «адмирала и Анну» критикам и московскому зрителю — в программе фестиваля «Видеть музыку». И экспериментальная работа иркутского коллектива взяла в столице высокую оценку.

И вдобавок данный спектакль был отобран из 70-ти заявок различных городов России на фестиваль в Турцию.

Еще одна новинка иркутского музтеатра — «легкий» радостный спектакль «Женский портной». «Заявить, что это хороший материал, я не могу, — согласится Анна Фекета. — Но и недорогой пустышкой его не назовешь. Комедия «Женский портной» запланирована на тех, кто пришел отдохнуть и посмеяться.

Такие вещи также необходимы в репертуаре. Согласна, что он должен быть разноплановым. Я вижу, что и хорошие голоса, и сильные артисты в театре имеется.

Я считаю, что у нас весьма разноплановые актеры, каковые способны делать непростые задачи, каковые ставит перед ними режиссер. Мне весьма нравится трудиться с нашим коллективом.

Не смотря на то, что, само собой разумеется, усилить труппу было бы хорошо, и мы сейчас без шуток трудимся над ответом кадрового вопроса».

реальные возможности и Репертуарные планы

Директор согласна: обстановка с кадрами в течении многих лет остается сложной. Прошлый начальник Иркутского музтеатра Владимир Шагин также довольно часто сетовал, что актеров для его труппы в регионе готовит лишь театральное училище.

Поставить оперу либо балет у нас не так-то легко. «Не все отечественные солисты балета имеют опытное хореографическое образование, да и для оперы, само собой разумеется, нужен отвлечённый, консерваторский вокал. С этим также громадная неприятность», — кратко обрисовывала положение Татьяна Мезенцева.

ситуация удручает и актера Евгения Алешина. Сам он родом из Сталинграда, в том месте окончил певческое отделение училища искусств, а после этого — университет искусств, факультет «Оперное пение».

Солировал в местной опере, а в 2005 году переехал в Иркутск. Говорит, что театр Загурского постоянно славился собственными богатейшими традициями, большим уровнем актерской и режиссерской работы.

Неслучайно же искусства и международная академия культуры присвоила театру статус «Национальное достояние России-2010».

«Отечественный театр испытывает недостаток в опытных кадрах, — говорит его солист. — Мы «цепляемся» фактически за каждого потенциального актера, готовы «подтаскивать» и «дотягивать», только бы человек пришел трудиться в труппу. Выбирать очень не приходится, не стоят выпускники в очередь.

А театру, во-первых, весьма необходимы солисты с хорошей хореографической базой (я сам из «не хорошо танцующих», что скрывать). Ближайшее профильное училище — в Улан-Удэ, но оттуда немногие к нам едут.

К тому же среди выпускников училища большинство — представители культуры и бурятского народа. Они пользуются спросом и весьма гармонично смотрятся на сцене балета и Бурятского театра оперы, а у нас им не легко «вписаться».

Потому сейчас, в случае если мы ставим, скажем, балет, приходится «выкручиваться», опираясь на возможности труппы. Не спорю, многие отечественные действующие актеры занимаются самосовершенствованием , развиваются как танцоры, и я их за это уважаю.

Но «база» — это в то время, когда тебе с детства «выворачивают суставы». Совсем второй уровень. Еще одна больная тема — вокалисты. Говорят, у нас мало кто с оперой справится.

Значит, необходимо искать таланты и помогать им реализоваться, расти в опытном замысле. Мы как-то в рамках одного культурного проекта ездили на север области, общались с творческими коллективами и работниками в клубах.

И, понимаете, как выяснилось, в Приангарье имеется поющая молодежь. Много.

Потому нельзя сказать, что у нас нет материала. Но то, что необходимо с ним трудиться и искать, — это правда».

Но в контексте беседы о недостатке поющих и танцующих артистов Анна Фекета напомнила: «Театру нужен не просто человек с голосом. Нужен артист.

В моей практике было большое количество таких обстановок, в то время, когда обладатель прекрасного голоса — как артист полный «ноль». Я ему задачу — а он меня не осознаёт».

Директор Иркутского театрального училища Светлана Домбровская поддержала: «Харизма актерская в обязательном порядке должна быть. Без нее голос — это филармония».

А Наталия Плинт возразила, процитировав Ирину Архипову о том, что не так страшно не попасть в ноту, как не попасть в душу.

Само собой разумеется, в совершенстве зритель ожидает большого профессионализма «по всем фронтам». Артист обязан и петь, и танцевать, и актерским талантом покорять.

Но где забрать такие универсальные, многогранные кадры?

«Актер музыкального театра — профессия более дефицитная, чем драматический актер, — уверена Светлана Домбровская. — Для «драмы» театральное училище готовит большое количество артистов, а вот музыкальный курс набирается раз в четыре года».

Директор Иркутского театрального училища Светлана Домбровская.

Однако Иркутское театральное училище — на сегодня главной поставщик кадров для театра Загурского. И в прошедшем сезоне совместно с училищем Анна Фекета собрала целевой курс — 37 человек готовят конкретно как актеров музыкального (!) театра.

Эти парни уже на данный момент привыкают к собственному будущему месту работы, посещают все репетиции и спектакли, привыкают к стилистике режиссера и, что крайне важно, перенимают опыт у ведущих артистов.

Ответ растить актеров собственными силами выглядит в полной мере логичным, в особенности в случае если учесть, что заманивать «в глубинку» уже готовых выпускников учебных заведений, расположенных в других регионах, "Наверное," не вариант.

Юные таланты: отыскать, выучить и удержать

«Я в прошедшем сезоне ездила в Нижний Новгород, наблюдала выпускников-артистов музыкального театра, входила в училище и говорила со мастерами и всеми курсами хореографического отделения, — говорит Анна Фекета. — Расписывала, какой у нас превосходный и неповторимый театр. Сказала, что возможно попытаться себя в различных жанрах, что мы и на классику готовы замахнуться, и опытов не опасаемся.

Словом, «зазывала» молодых артистов, как имела возможность. Но ехать в Сибирь на низкую заработную плат не было желающих.

Помимо этого, вопрос с жильем людей тревожит, а мы пока не можем по объективным обстоятельствам всех поддержать. В общем, возможность кроме того для начинающего актера выглядит не очень-то заманчивой. на данный момент уже не советское время, в то время, когда все люди имели возможность легко отправиться куда-нибудь трудиться по распределению».

Сейчас молодежь вправду мечтает столицей либо Санкт-Петербургом. Не смотря на то, что, в случае если честно, выйти в том месте на сцену один раз месяца за три — громадная успех для молодого артиста.

Казалось бы, для чего быть никем в Москве, в то время, когда возможно приобретать хорошие роли в Иркутске, нарабатывать опыт и делать себе имя? Но многие перспективные парни охотнее выберут работу аниматором в громадном городе, чем произведут переезд «в провинцию». «Ну и что, что ни при каких обстоятельствах не дадут партию Гамлета либо Онегина, но буду гулять по столичным улицам и ощущать, что Европа рядом» — логика приблизительно такая, и победить ее практически невозможно.

«В действительности это беда многих театров в регионах, не только в Иркутской области, — констатирует Анна Фекета. — Я трудилась на Дальнем Востоке. В том месте все приблизительно то же самое. Мы привезли в Хабаровск четырех выпускников из Новосибирска.

В итоге сейчас трудится полтора: два уехали сходу, еще один артист «на чемоданах», и лишь одна вышла замуж и потому осталась. И это не обращая внимания на то, что в Хабаровском театре довольно служебные квартиры и высокие зарплаты предоставляются».

Директор театрального училища Светлана Домбровская также уверен в том, что пополнять труппу театра молодыми талантами необходимо прежде всего за счет местных ребят, которых в регионе держат как минимум дом, друзья и семья: «Необходимо наблюдать в ближнем кругу. Как я осознаю, остро необходимы танцующие артисты-мужчины.

Так вот у нас в городе имеется хореографы, каковые трудятся конкретно с мальчиками. К примеру, Владимир Чернегов. Думаю, возможно совместными усилиями попытаться решить кадровую проблему театра.

Необходимо проводить системные кастинги. Наблюдать детей (потенциальных артистов) у «целевых людей».

В случае если мы отыщем хотя бы 15-16 человек и заинтересуем их на этапе выбора профессии, то тогда теоретически возможно сказать о целевом комплекте в том же Бурятском хореографическом колледже: послать в том направлении ребят из Иркутской области, а позже они возвратятся к нам трудиться. Но при таком варианте, повторюсь, крайне важно предварительно, целенаправленно и основательно трудиться на комплект, отсматривать участников самых различных танцевальных коллективов, и не только в Иркутске, но и по области.

Необходимо связаться с начальниками хореографических студий и открыто сообщить: «В Иркутске катастрофа с молодыми танцорами. Нужна ваша помощь».

Светлана Домбровская поведала, что опыт для того чтобы поиска талантов у училища и театра уже имеется. Так действовали в прошедшем сезоне, набирая целевой курс актеров для музтеатра.

Прослушивали детей по всему региону — ездили и в Братск, и в Усть-Орду. В итоге собрали с области певческие «сливки»: «Процентов семьдесят ребят не иркутяне. Весьма сильный курс!

Не отыщу в памяти кроме того, в то время, когда таковой был. В большинстве случаев у нас на потоке поющих процентов 40%, а 60% — это легко имеющие слух (оставалось лишь сохранять надежду, внезапно он разовьется).

А сейчас большинство на курсе — обладатели хороших певческих данных, причем и юноши, и девочки. Занимательные парни.

Надеюсь, через 4 года они вольются в труппу музыкального театра, принесут в том направлении «молодую кровь», идеи и энергию».

Труппу Иркутского музыкального театра вправду стоит омолодить как минимум за счет выпускников театрального и хореографического колледжа. С таким тезисом дали согласие все участники совета экспертов. Одновременно с этим коллективу необходимы две-три «суперзвезды».

С этим также сложно поспорить.

Борьба за «суперзвезду»

Согласно точки зрения Светланы Домбровской, «никакой колледж вокалистов-суперзвезд — с конкретным голосом, с конкретным диапазоном — не подготовит». Это уровень консерватории.

Дабы достойно петь Кармен, нужна высокая певческая школа. «Театральное училище все-таки дает актерскую базу, — растолковывает его начальник. — В случае если после этого отправиться в консерваторию — это совершенный сценарий развития артиста. на данный момент один отечественный необычный вокалист Филипп Соловьев (таковой голосище!) получает образование новгородской консерватории. Без всякой протекции его взяли на бюджетное место, не смотря на то, что конкурс громадный.

По причине того, что юноша с громадным потенциалом. И он, по-моему, не против возвратиться в Иркутскую область. Само собой разумеется, таковой редкий талант необходимо, что именуется, «пасти», кликать в труппу.

Шанс имеется, поскольку он местный, ему имеется, к кому ко мне возвращаться».

«Но чем мы можем привлечь артиста, которого точно кличут во многие театры страны?» — задается вопросом директор музтеатра Татьяна Мезенцева и вспоминает советские времена, в то время, когда коллектив пополнили такие солисты, как Вячеслав Варлашов, Виктор Лесовой, Елена Бондаренко. Люди с высшим опытным образованием ехали в регионы.

Им предоставлялись квартиры, профессию актера ценили куда больше, и это выражалось а также в хороших заработных платах.

Сейчас актеру приходится существовать и кормить семью, приобретая, в зависимости от звания и опыта, от 18 до 50 тысяч рублей, в среднем — не больше 30 тысяч. «С таковой заработной платом квартиру не приобретёшь, кроме того в ипотеку, — констатирует безрадостный факт Евгений Алешин. — Банк не видит в тебе надежного заемщика. Так оно и имеется.

Не окажется на эти средства жить и выплачивать громадный кредит. Печальная вырисовывается возможность. При Советском Альянсе, кроме того живя в общежитии, ты имел возможность представить себе какое-то обычное будущее.

А сейчас у человека культуры оно не завидное. Государство уже не готово взять на себя тот же жилищный вопрос».

Директор театра как никто осознаёт: артистам необходимо как-то устраиваться, заводить семью, детей. И театр по мере собственных возможностей оказывает помощь артистам с жильем. «Имеется пара служебных квартир, но их не хватает.

Приходится снимать для солистов. На эти потребности в год тратится 6 миллионов рублей.

Месячный фонд зарплаты », — говорит Татьяна Мезенцева о наболевшем.

Два года назад, казалось, показался хороший вариант ответа злополучного квартирного вопроса. От автомойки «Элис» поступило предложение выкупить гаражи, находящиеся в собствености музыкальному театру.

До этого компания их сняла в аренду.

«Мы написали письмо губернатору (тогда это был еще Сергей Ерощенко), сказали, что не возражаем, но просим средства, вырученные от продажи гаражей (32 млн рублей) направить на приобретение служебных квартир, — растолковывает Татьяна Мезенцева. — В 2015 году сделка была оформлена, деньги поступили в бюджет полностью. Но губернатор в регионе в очередной раз поменялся, и нам было нужно опять растолковывать, уже новой власти, какая договоренность раньше существовала, и кому и из-за чего остро нужно служебное жилье.

В декабре прошлого года Сергей Левченко дал обещание оказать помощь с квартирами для трех ведущих артистов театра. Сейчас совместно с областным министерством культуры мы сохраняем надежду, что по окончании сентябрьской сессии Заксобрания что-то сдвинется с мертвой точки и отечественный вопрос решится, хотя бы частично.

Но в возможности хотелось бы, дабы средства возвратились полностью и были направлены на приобретение квартир. Так как продажа имущества театра была целевой.

В противном случае мы имели возможность бы и дальше сдавать гаражи в аренду и на эти средства снимать жилье для нуждающихся сотрудников».

Со своей стороны Светлана Домбровская, осознавая, что нет ничего, что держит человека так, как жилье, выступила с еще одним предложением: принять на уровне региона закон, разрешающий артистам приобретать ипотеку под льготный процент либо вовсе давать беспроцентный займ на жилье (ставку субсидировала бы область). Такие примеры в стране имеется. «Неужто отечественному региону такая помощь не по силам?

Не так много у нас актеров», — уверена Светлана Ивановна. Но как на все это взглянут депутаты?

По словам Натальи Плинт, областное правительство радо по предложенной схеме поддержать культурную сферу, но разумеется, что в его адрес посыплется масса вопросов: из-за чего как раз актерам такие преференции? А вторым разве не требуется?

Но бюджета на всех не хватит. «Вы воображаете, с чем приходится сталкиваться, отстаивая подобные инициативы», — с досадой заявила представитель минкульта.

«Я не воображаю? Да я отлично знаю, о чем вы рассказываете! — парирует Светлана Домбровская. — Я более 20 лет была главой муниципального управления культуры.

Но я кроме этого совершенно верно знаю, что в случае если вовсе не пробовать, то ничего и не окажется».

Но, справедливости для, стоит заявить, что областной минкульт от неприятностей музыкального театра не отворачивается. На документе о новых служебных квартирах для артистов стоит резолюция министра Ольги Стасюлевич. «Мы поддерживаем, как можем, — комментирует Наталья Плинт. — Сообщу вам, что знаем сложности, с которыми сталкивается театр, и искреннее стараемся оказать помощь в их преодолении.

Но отечественные возможности очень сильно ограничены. Не все мы можем. И обращение в действительности не только о квартирах.

Обстановка с гастролями сейчас также напряженная. Раньше региональные театры каждый год ездили по стране. на данный момент все изменилось.

Имеется особая национальная программа «Громадные гастроли», в то время, когда выделяются средства из федерального и регионального бюджетов на гастроли столичных театров в провинциальные города страны».

Оно, само собой разумеется, ясно: москвичи якобы нас, «чёрную периферию» просвещать ездят, к хорошему приучают. Но они в лучшем случае два-три спектакля в год иркутянам продемонстрируют, а главную культурную повестку формируют все-таки местные труппы.

Как раз они дают для иркутян по три много пьес каждый год и вносят главной вклад в области и театральную жизнь города. Нам, зрителям, также хотелось бы видеть, как местное мастерство начинается, а не чахнет.

«Служебные квартиры, само собой разумеется, окажут помощь привлечь кадры, — резюмировала Светлана Домбровская. — Но это своевременное ответ, помощь в контексте сегодняшнего дня. Но в случае если думать на дальнюю возможность, то столице Восточной Сибири все-таки нужна консерватория, университет культуры.

Без этого мы ни при каких обстоятельствах не создадим в Иркутске действительно культурное пространство».

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

!!!СПЕЦ.ВЫПУСК!!! Жизнь за кадром. ТРАГЕДИЯ в с.Чинар.(2 сезон)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: