Журналистика, которой никогда не будет
В столичном издательстве Вече только что вышла в свет книга видного журналиста времен «Перестройки» Дмитрия Лиханова «Жанры судьбы». Отечественный обозреватель встретился с автором, дабы узнать обстоятельства возвращения к профессии.
— «Википедия» именует Вас одним из основателей жанра журналистских расследований в современной России. Подтверждаете?
— Я бы назвал то время расцветом журналистики в Российской Федерации. Связанно это было, в первую очередь, со снятием многих цензурных ограничений и на данный момент тем с одной стороны, открытием архив – с другой и политической борьбой – с третьей.
Жанра журналистских расследований, вправду, не существовало. И потому любая увлекательная история становилась сенсацией.
К примеру, так именуемое «Дело Мосторга» либо «Узбекское дело», каковые распутывали узнаваемые в то время следователи Гдлян и Иванов, раздались на всю территорию страны. Популярность публикации в «Огонька» превышала популярность всех каналов телевидения совместно забранных.
Однако сейчас я осознаю, что меня, как и многих моих сотрудников того времени применяли в собственной политической борьбе на самом верху власти. Применяли для свержения политического строя, идеологии, смены, как на данный момент говорят, элит.
Манипулировать журналистами в любом обществе достаточно легко. Нам давали вкусную наживку, и мы на неё клевали.
Настоящими расследованиями я занялся позднее, в то время, когда вместе с покойным сейчас Юлианом Семеновым начали делать первые номера «Совсем Секретно». Со мной был Женя Додолев, позднее присоединился к нашей компании Артем Боровик, которого я весьма долго уговаривал перейти в новую газету. «Совсем секретно» стала первой личной газетой в СССР с тиражом в пара миллионов экземпляров.
И нас, её корреспондентов, был полный carte blanche. Мы имели возможность летать в любую точку планеты с светло синий служебными паспортами и писать о чем захотим.
Без каких или идеологических ограничений. Как раз тогда я распутал историю американского сержанта Лоунтри, которого завербовали отечественные разведслужбы посредством собственной агентессы по имени Виолетта.
И вышел с ней на контакт, не смотря на то, что КГБ поменяла ей всё от биографии и имени до квартиры.
К тому времени относится мое знакомство с полковником Ивановым, что был участником покушения на Александра Солженицына в конце семидесятых годов. И моя переписка с самим Солженицыным, Вишневской и Ростроповичем у которых на даче в Жуковке он по окончании того покушения отлеживался.
Это расследование опубликовали все европейские газеты от The Guardian до El Pais и La Stampa. Оно же вызвало разрыв отечественных взаимоотношений с Боровиком.
-Чувствуется, что Вы вспоминаете о том времени с эмоцией некоего сожаления.
-С сожалением, потому, что той журналистики уже ни при каких обстоятельствах не будет. В те времена она была, вправду, властью. По окончании публикации в газете подлецов завлекали к ответственности, а воров сажали.
Журналистское удостоверение открывало каждые двери. И любой глава принимал тебя по первому требованию.
Да и сами журналисты того времени трудились за идею, за справедливость, а не за “бабло” и PR, каковые придают сейчас данной профессии навозный оттенок. на данный момент все ведомства обзавелись пресс-работами, закрывающими собственных хозяев от неудобных вопросов. на данный момент позакрывали все архивы. К тому же оснастили уголовный кодекс поправками, за каковые и посадить возможно, а уж административно прижать – тем более.
Раньше я имел доступ к, так называемой, «особенной папке» Горбачева. А также копировал с неё кое-какие документы КГБ. Причем совсем легально, с письменного разрешения. Опубликуй я их сейчас, да меня за разглашение гостайны.
Потому, что их снова засекретили.
Сравнительно не так давно постарался собрать материалы для книжки об убийстве в Дохе фаворита чеченской оппозиции Яндарбиева в 2004 году. История для книжки – легко потрясающая.
В том месте имеется все: и политическое убийство, и провал агентуры, и шумный суд, и политическое давление на самом большом интернациональном уровне, и кулуарный торг отечественных политиков с шейхами , и, наконец, освобождение отечественных ребят храбрецов, а после этого и закрытый указ Президента о награждении всех участников данной операции. Словом, драматургия необыкновенная.
Но, в это тяжело поверить, без оглядки на то, что написано об данной истории довольно много, она сразу же была закрыта по всем каналам и сохраняеться в тайне. Я говорил с юристами, переводчиками, писал письма на самый верх.
И для того чтобы не было ни при каких обстоятельствах: все они — под подпиской о неразглашении. Не смотря на то, что секретов в том месте уже давно никаких, на мой взор, не осталось.
Тем более, для литературного изложения.
-Это Ваша последняя работа?
-Нет. Сравнительно не так давно я возвратился из Нью-Йорка, где пара часов сказал с Маритой Лоренц – бывшей сотрудницей ЦРУ, которая должна была убить Фиделя Кастро, но не смогла этого сделать, потому, что в сердце её было больше любви, чем неприязни.
В восьмидесятых годах, уже по окончании собственного неудачного покушения, она выяснила, что её сын, о котором в ЦРУ ей говорили, что люди Фиделя убили его сразу же по окончании рождения, жив и здоров. А кубинские власти кроме того дали ей встретиться с ним.
Но забрать в Америку запретили. Между этими событиями – участие в покушении на Президента Джона Кеннеди в Далласе и брак с венесуэльским диктатором Маркосом Пересом Хименесом.
Но, до сих пор у неё в шкафу хранится форма verde olivo «Перемещения 26 июля» и пожелтевшие фотографии с молодым Кастро. А в сердце – любовь к этому человеку, с которым она прожила в гостинице «Гавана Хилтон» чуть меньше года и которого обожает сейчас.
-Просто кино.
— Да, это хороший сценарий, на что нет времени и Paramount Pictures.
— Возвратимся к книге. В том месте собраны все Ваши расследования?
— Большая часть из них. Но, как светло из заглавия, в книге не только журналистские расследования, но и мои интервью с различными людьми, эссе, необходимые комментарии и очерки.
Тут я опубликовал, например, собственный эссе о Габриеле Гарсия Маркесе, с которым был знаком, которого выделяю во всей современной литературе, но написал о нем лишь по окончании его смерти в прошедшем сезоне. И о Юлиане Семенове, с которым обошелся таким же образом.
Не смотря на то, что, в отличии от Маркеса, с Семеновым меня связывали весьма родные отношения, мы и до сих пор дружим с его дочерью Ольгой. В книгу не вошло интервью с сэром Фазле Хасаном Абедом – величайшим гуманистом отечественного времени, будущим, лауреатом Нобелевской премии мира, как мне хочется верить.
Мы с женой совершили с ним и его женой Сарват три дня в Москве, куда он приезжал на вручение золотой медали Льва Толстого и прониклись глубокой симпатией к этому человеку, что каждый год выручает от смерти и нищеты десятки тысяч людей во всем мире. Кстати, это интервью опубликовала ваша газета.
-Предисловие к книге написаны мэтрами современной журналистики интернационального уровня: Президентом факультета журналистики МГУ Я.Н.Засурским, общественным деятелем и итальянским публицистом Дж. Кьеза и шефом столичного бюро газеты El Pais Пилар Бонэ.
— Я дружу с ними много лет и благодарен, что они отозвались на мою просьбу написать предисловия к моей книге. И их нужно прочесть, дабы лучше осознать контекст того времени и журналистику той поры.
Мне, соглашусь, польстило, что, Ясен Николаевич внес предложение эту книгу в качестве книжки для тех институтов, где преподают журналистику сейчас. И в случае если хотя бы дюжина ребят по окончании её прочтения станут хорошими журналистами, значит, я трудился не напрасно.
Книгу Дмитрия Лиханова вы имеете возможность купить наложенным платежом, направив по электронному адресу zakazknig@argumenti.ru, либо по почте: 125167 Москва, Летный пер., д. 4а, заявку и ваш правильный адрес с индексом, ФИО всецело. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ».
В Москве книги возможно приобрести (Д. Лиханов Жанры судьбы — 400 руб) по адресу: Летный пер., дом 4а (строение МФЮА), к. 104, или заказать по телефону 8(495) 980?45?60 (цена доставки в пределах МКАД – 300 руб.).
Мы трудимся: пн. – пт. с 10.00 до 18.00.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Журналистика погибнет через 5 лет