Ах, если бы, ах, если б можно было, чтоб сердце самовольно разлюбило
4 августа на 88-м году судьбы скончалась заслуженый артистка России Зинаида Шарко – одна из героинь великой труппы БДТ Георгия Товстоногова. Ослепительная индивидуальность и нелёгкий жизненный и творческий путь актрисы сейчас сделали её лицо неимоверно ясным: для для того чтобы лица нужно было безотлагательно отыскать какое-то особое творческое пространство. Но – не нашли
Плохо огорчаюсь, в то время, когда кто-нибудь не знает Шарко – а в это же время это дело обычное, поскольку она была по преимуществу театральной артисткой. Снималась редко и в авторских картинах, скажем, у Муратовой («Продолжительные проводы»), у Авербаха («Фантазии Фарятьева»), у Мельникова («Луной был полон сад»), у Светозарова («Математика убийства») Игралась великолепно, упоительно, необычным казалось, что когда-то её обнаружили «некиногеничной».
Да что вам тогда нужно, если не эта до предела музыкальная, с обнажёнными нервами, «рыдающим» голосом, с драматизмом, пронизывающим всё её существо, актриса? Не меньше Анны Маньяни либо в том месте Анни Жирардо явление.
Дама, у которой ничего в жизни не может быть гладко, легко и обыкновенно. Глаза, глаза!
Весь спектр умений для мелодрамы, но и комедию может сыграть свободно…
В случае если фильмов с Шарко человек не наблюдал, додаю последний довод – ну вот, в «Собаке на сене» Яна Фрида она играется Анарду, поёт «Ах если бы, ах в случае если б возможно было, чтобы сердце самовольно разлюбило». Песенку вспоминают.
Недаром и в известном спектакле «Пять вечеров» Товстоногова все запомнили «Миленький ты мой» – песню, которую пела Шарко-Тамара. В этом государстве необходимо петь.
В товстоноговской труппе Шарко занимала видное и вместе с тем непростое положение. Дело в том, что для того чтобы жадного до актёров режиссёра, как Товстоногов, свет не видел.
Он актёров собирал, заманивал, коллекционировал. И так скапливалось неимоверное количество артистов, каковые имели возможность бы в принципе солировать и блистать на любой сцене, а в БДТ ждали ролей годами, выходили в эпизодах.
Актрисы БДТ в дореволюционное время имели возможность бы – любая – создать собственный театрик (как, к примеру, Комиссаржевская), для них писали бы пьесы, приглашали режиссёра, и зритель бы прицельно ходил «на Эмму Попову», «на Людмилу Макарову», «на Валентину Ковель», «на Наталью Тенякову», и уж само собой разумеется, «на Зинаиду Шарко». А они существовали дружно в одном пространстве.
Верили в собственную мелкую театральную империю и помогали Богу и своему царю.
А ещё темперамент Шарко – гордый, предельно свободный, сумасбродный кроме того. Она два раза была замужем и не мельком, а по семь лет (первый супруг – режиссёр Игорь Владимиров, второй – актёр Сергей Юрский), и ни одного брака не оформила официально.
Имеется таковой тип русской дамы, очень сильно отличающийся от «идеально-нормативного», что представлен в поэтических мечтах мужчин-поэтов (верность, кротость, самопожертвование, терпеливость и т.д.) Да, видится и такое, спорить не буду, но вот рядом с верными и кроткими у нас на просторе отплясывают совсем другие. Каковые ведут собственное происхождение не от Евы, а от чертовки Лилит.
Огневые, взбалмошные, лихие, звонкие. Дочери хаоса, врагини порядка.
Увлечься таковой возможно мгновенно. Жить с таковой – практически нереально. У них громадный избыток психологических излучений, они успевают за пять мин. поменять пять настроений.
Им вправду оптимальнее идти в актрисы – но тут вторая беда подстерегает: в случае если сцена либо экран не забирает всецело их огня, им предстоит тоска и маета.
Притом такие дамы довольно часто награждены баснословной жизненной силой, какой и была награждена отечественная Зинаида Шарко. Тяжело было бы сыскать в бытовании Шарко хоть какие-то следы преднамеренно здорового образа судьбы – и однако она отметила 87-й сутки рождения!
О, недаром многие из ролей, сыгранных ею на сцене БДТ, кроме того никак не именовались, а в программке было написано легко: «Дама» («Божественная комедия», «Четвёртый» и другие). Дама!
Притом в один момент во всех собственных возрастах: и девочка, и женщина, и зрелая дама, и старица. Эти состояния дамы заключались в Шарко в какой-то фантастической пропорции, она редко на сцене была «в собственном возрасте», то в тридцать лет игралась бабушку, то Мелкую разбойницу из «Снежной королевы».
В молодых её дамах внезапно проступали тяжесть и горечь возраста, старухи оборачивались девчонками, заключёнными в пожилое тело. В «Ветхой деве», сыгранной в антрепризе вместе с Инной Чуриковой, Шарко сидела в кресле и всё-таки умудрялась выдавать фейерверки озорства.
В одном из последних собственных пьес, в «Квартете», где она выступала с Кириллом Лавровым, Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили, Шарко игралась состояние полного блаженства – другими словами совершенного отключения от действительности. Её бывшая оперная певица из дома старых, единственная во всём квартете не вступала в отношения с людьми, пребывая где-то в садах вечной юности.
Зачарованно гуляла-кружилась по сцене с голубым бантиком в волосах, страно красивая девочка-старуха. И она не была жалкой – наоборот, возраст как словно бы побеждался в её блаженном состоянии, и так как это не редкость, проступают в пожилых людях те дети, которыми они были когда-то.
Об Эдит Пиаф сообщено – она не ходила по солнечной стороне улицы. Так и Зинаида Шарко.
Практически в любое время на лицах её дам лежали тени несчастья, отверженности, утраты, разрыва. Но над любой пропастью они хлопотали, метались, упрямились, заполняли драматическое пространство собственными обворожительно пульсирующими излучениями, трепетом плачущего голоса.
Шарко не хватило какого-нибудь «народного сериала», где она развернула бы собственную индивидуальность на массовый спрос, но и в этом была собственная «логика судьбы». Будущее так как также дама, а потому к дамам ни честной, ни милосердной быть не имеет возможности.
на данный момент таких, как Шарко, сыскать тяжело – актрисы в возрасте довольно часто имеют такие лица, на каковые, по выражению одного хорошего писателя, хочется надеть трусы. А Зинаида Шарко была бесстрашна.
Жила, как имела возможность и умела, без расчёта и правил. Неповторимая индивидуальность.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Зинаида Шарко — Романс Анарды (Ах, в случае если б возможно, в случае если б возможно было…)