Азиатское настроение: куклы и картины
В Иркутской галерее Виктора Бронштейна снова царит мастерство Бурятии. Похоже, «душа Азии» не желает покидать эти залы с самого основания, в то время, когда в июне прошлого года в галерее была открыта первая выставка c одноименным заглавием.
Необычным образом как раз азиатское мастерство тут смотрится оптимальнее . Убедиться в этом возможно прямо на данный момент, пока в галерее трудятся две занимательнейших экспозиции бурятских мастеров — Зорикто семьи и Доржиева скульптора Даши Намдакова, которая представила новые авторские куклы из серии «Ульгер».
Волшебство, обращенное в куклу
Слово «ульгер» с бурятского и монгольского языков переводится как сказание, легенда, предание. Когда-то в далеком прошлом данный фольклорный жанр жил в культуре кочевых народов, благодаря бродячим сказителям, улигершинам, каковые передавали стихотворные предания из уст с уста.
Куклы, созданные по эскизам Даши Намдакова его семьей, как словно бы вышли из этих сказаний. Но фантазия современного живописца, как и в скульптуре, только оттолкнулась от народной традиции и создала личный неповторимый художественный мир.
В нем бурятские принцессы седляют крылатых единорогов, мелкий мальчик уютно устраивается на пояснице льва, похожего на пекинеса, а с неба спускается царевна-лебедь, прародительница одного из старейших родов Бурятии.
В первый раз проект называющиеся «Ульгер» был представлен в Иркутской галерее Бронштейна в декабре прошлого года и тогда публику. Похожие на сказочных храбрецов, застывших в необыкновенных позах, эти куклы, с одной стороны, напоминают скульптуры самого Даши Намдакова, а с другой — являются совсем отдельным видом большого мастерства, которое просто не может уместиться в сухую сокращение ДПИ.
Куклы статичны, но в каждой из них заключен собственный темперамент, про каждую возможно придумать отдельную историю.
Каждая из представленных кукол — итог усердной работы сходу нескольких мастеров, и Даши, с позиций трудозатрат, вправду вносит только малую лепту в эти произведения. Вдыхает жизнь в идеи его семья: родители, сестры и братья.
Любой важен за собственную часть работы — кто-то обрабатывает кожу и занимается подготовкой ткани, кто-то — мастерит каркас куклы и готовит для нее «постамент», кто-то — занимается украшением поразительно сложно устроенных костюмов, любая подробность в которых несет собственный, обычно сакральный суть. Для одной куклы требуется от двух до четырех месяцев ежедневной работы.
Начиная с 2005 года творческой семьей Намдаковых создано уже около 50 кукол. Большинство из них отыскало собственный место в частных коллекциях в мире и ни при каких обстоятельствах не было представлено публике в музейных залах, исходя из этого выставка «Ульгер», инициированная Галереей Бронштейна, стала первым выходом этих сказочных персонажей в свет.
Годом ранее иркутяне первыми в мире заметили сходу 11 авторских кукол семьи Намдаковых, через несколько месяцев экспозиция дополнилась еще двумя экспонатами, а в текущем году, с 1 по 20 ноября галерея показывает продолжение этого проекта — «Ульгер. Продолжение сказки».
В экспозиции представлено семь новых авторских кукол, выполненных в том же стиле, что и прошлые. Они снова поражают зрителей филигранным мастерством выполнения — «ювелирные» техники шитья, плетения волос, декорирования разными материалами, да и сами персонажи приводят к восхищению.
Уже в декабре выставочный проект отправится в собственный первый зарубежный тур, отправным пунктом которого станет Пекинский музей Мирового мастерства. В течение года неповторимая коллекция авторских кукол будет путешествовать по городам Китая, а после этого ее ожидают фестивали кукол и российские музеи.
Позднее Даши Намдаков собирается показать «куклы собственной семьи» в Лондоне.
Упорядоченный хаос
Зорикто Доржиев — еще один широко видный живописец из Улан-Удэ. Но, в отличие от собственного коллеги Даши Намдакова, он прославился красивыми полотнами, полными загадок и тайн.
Базой его творчества также помогает национальный колорит — храбрецами картин становятся воины и кочевники, женщины и дети в классических бурятских одеждах, но существующие как бы вне времени. По словам искусствоведа Александра Боровского, «мастерство Зорикто Доржиева — это вход в особенный художественный мир — мир Великой степи, где время течет эпически неторопливо.
Тут тесно переплетены единство с природой, легенды и мифы, события настоящей судьбе и умное, философски спокойное отношение к окружающей действительности. Побывав в данной неповторимой художественной действительности, привычный обыденный мир начинаешь видеть по-новому.
Гениальный создатель появился в Улан-Удэ в семье живописцев Риммы и Бальжинимы Доржиевых (выставка отца Зорикто с громадным успехом прошла весной этого года в Иркутском музей изобразительного исскуства). По окончании окончания Бурятского искусств и республиканского училища культуры Зорикто продолжил обучение в Красноярском национальном художественном университете на кафедре живописи, а по окончании возвратился в родной город, дабы с головой погрузиться в собственное творчество.
Декоративная манера письма, характерная выпускникам красноярского института, наполненная культурой и бытом кочевого народа, на фоне мирового интереса к азиатскому мастерству достаточно скоро принесла успех автору. В 40 лет за плечами живописца — персональные выставки в Москве (Музей мастерства населений украины, Центральный дом живописца, Национальная Третьяковская галерея) и Санкт-Петербурге (Национальный Русский музей), Нью Йорке и-Лондоне, Монако, Страсбурге, Брюсселе, Люксембурге Кроме красивого творчества Зорикто успел отметиться работой в кино (поучаствовал как живописец в работе над фильмами «Монгол» Бодрова, «Небесные жены луговых мари» Федорченко, «Дом Солнца» Сукачева) и в книжной иллюстрации (живописец и сам выступил автором собственной книги называющиеся Zorik book, выстроенной на детских воспоминаниях, поведанных через комиксы).
И по биографии, и по прошлым работам (в последний раз Зорикто Доржиев выставлялся в Иркутске около пяти лет назад) было видно, что автору тесно в рамках одного вида мастерства. И не смотря на то, что поговорка о том, что «гениальный человек гениален во всем» скорее не имеет права на истину, при Зорикто она трудится идеально.
Немногие поклонники творчества живописца знают, что создатель кроме этого увлекается музыкой (у него в Улан-Удэ имеется личная несколько) и видеоартом. Эта всеядность проявилась на выставке «Теория хаоса» в Галерее Бронштейна очень прежде.
Тут наровне с реалистическими полотнами, характерными его раннему творчеству (к примеру, ироническое переосмысление «Девочки с персиками» на примере изображения собственной дочери), имеется и стилизации («Семья», «Живописец», «Наследница»), и новые, совсем экспериментальные работы. Так, создатель представил картины, созданные в смешанной технике, — с применением драпировок, металла и различных тканей.
Так, в заглавной работе выставки — «Теория хаоса» использована произвольно кинутая ткань, и уже в ней дорисовано лицо дамы. Эта же тема — случайного вмешательства хаоса в стройное произведение искусства живописца — отражена и в клипе, созданном специально для выставки.
Имеется в экспозиции и скульптура — также совсем новый для автора вид мастерства. Получившие количество полотна («Энгри бердс»), отлитые из латуни, а после этого раскрашенные акриловыми красками вручную, выглядят как куклы либо пластиковые фигурки из каких-нибудь аниме.
Смешение стилей, где из одного произведения в один момент смогут выглядывать реализм XIX века, книжная иллюстрация, комиксы и стритарт, это, пожалуй, самое занимательное, что имеется на выставке Зорикто Доржиева. Поразительным образом ему вправду удается организовать данный хаос в гармонию.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ светло синий ВЫЗОВ ПРИНЯТ СТОП МОУШЕН Монстер хай