Бесконечная река жизни
В галерее сибирского мастерства Иркутского музея изобразительного исскуства трудится выставка одной из выдающихся художниц Бурятии Альбины Цыбиковой. Экспозиция, включающая в себя более 100 произведений, расположилась сходу на двух этажах и на сегодня есть самоё полным собранием неординарного автора.
Обыденные сюжеты, перерастающие в тибетские притчи и бурятские мифы, написанные в западноевропейских красивых традициях, являют собой неповторимый художественный мир, полный тайных, философских размышлений и скрытых тайн.
Иркутское художественное училище стало первой важной школой живописи для юный художницы, появившейся в Забайкалье. В 1970-м году Альбина (которую позднее все начнут называть Аллой) Цыбикова поступила в основное в то время художественное учебное заведение города.
На последнем курсе попала к Галине Новиковой — мастеру, которого сейчас именуют классиком иркутской живописи. Философский взор на глубокое понимание и мир изобразительного мастерства — вот, пожалуй, основное, что забрала Алла Цыбикова от собственного учителя.
Большое количество позднее эти черты будут выделять в качестве главных в ее собственном творчестве.
«Алла Цыбикова была любимой ученицей Галины Новиковой. Уже в ее дипломной работе Иркутского художественного училища угадывался особенный тип мышления, что я бы назвала мифологическим, — говорит искусствовед Тамара Драница. — Она была неординарно одарена талантом не только живописца, но и мыслителя.
Поразительно занимательны ее записи об мастерстве, культуре Бурятии, о отыскивании собственного языка. Ее стиль — скорее европейский, но этим языком она говорит о родной для себя культуре.
Наряду с этим, как подлинный классик, она говорит легко и одновременно с этим весьма глубоко. Кроме того самый мелкий мифологический сюжетик у нее подразумевает громадной пространство и масштаб.
Изумительное мастерство, узкое чувство гармонии ритмического рисунка, образа, глубокое познание символического значения цвета — это все Алла Цыбикова».
По окончании выпуска из иркутского училища — продолжение учебы, в Столичном художественном университете им. В.И. Сурикова, на театрально-оформительском, что также внесет вечный отпечаток в ее живопись, довольно часто сюжетную, иногда декоративную.
По всей видимости, из этого же — маски, тут и в том месте мелькающие на полотнах, постоянный мотив автора.
Но столица дала Цибиковой не только «профессию» — по завершении учебы художница возвратилась на родину и начала работать в области монументально-декоративного мастерства, создавала эскизы костюмов и декораций для театра, сделала монументальную настенную роспись в Бурятском отвлечённом театре драмы им. Х. Намсараева «На земле Гэсэра».
Для самой художницы ответственнее выяснилось погружение в европейскую культуру, через призму которой она обучилась пропускать личные национальные традиции.
«Как живописец она формировалась на западноевропейской, и в первую очередь французской живописи предела XIX-XX столетий, — говорит об Алле Цыбиковой помощник директора по науке Иркутского музея изобразительного исскуства Татьяна Огородникова. — В течение всей собственной жизни она обожала творчество Анри Матисса, почитала Марка Шагала, Поля Сезанна, Василия Кандинского, но не меньшую роль в ее формировании сыграла и культура Тибета: и Востока Бурятии. Необычное сочетание этих традиций и создало данный неповторимый художественный мир.
Ее стиль развивался неспешно, и в поздних работах ощущается более глубокое отношение к судьбе. Она вспоминает над тем, что такое людская судьба, как она протекает, где она начинается, в то время, когда достигает расцвета и в то время, когда угасает.
Эти работы проникнуты особенным мировосприятием, поэзией и душевностью».
«Мы сейчас большое количество говорим об уникальности бурятского мастерства, но так как как раз Алла Цыбикова в первый раз вывела его в мир. Она первой объединила традиции европейского и азиатского мастерства в собственном творчестве, — додаёт искусствовед Ираида Федчина. — Но она ни при каких обстоятельствах не была самонадеянной, кроме того в то время, когда уже прославилась, — она постоянно находилась в поиске и сомневалась в собственном творчестве.
И всю жизнь неизменно творчески росла».
Как говорят искусствоведы, подлинное значение Аллы Цыбиковой для бурятского, да и мирового мастерства еще предстоит понять. Не смотря на то, что художница за собственную маленькую и творчески насыщенную судьбу успела выяснить, что такое признание.
Сейчас ее работы сохраняются во многих частных коллекциях в мире, а также в нескольких наибольших музеях зарубежья и страны. К примеру, Иркутский музей изобразительного исскуства владеет восемью полотнами автора.
Кстати, путь к славе начался для художницы не из родного для нее Улан-Удэ, где она жила и трудилась, а именно из стенку Иркутского музея им. В.П.
Сукачева, где во второй половине 80-ых годов XX века у нее открылась первая персональная выставка. Спустя четыре года тут же она продемонстрирует собственный творчество еще раз, и, как окажется, это будет последняя прижизненная выставка Аллы Цыбиковой.
Во второй половине 90-ых годов двадцатого века художница погибла. Ей было всего 47 лет.
«Ее жизнь оборвалась весьма рано, но она успела создать замечательное, броское, жизнеутверждающее мастерство, мастерство живописца-интеллектуала, — говорит Татьяна Огородникова. — Перед смертью она начинает попадать в сущность людской судьбе, большое количество об этом думает. И мы видим большое количество страдания и печали в ее картинах, но одновременно с этим присутствует просветленность.
Второй чертой ее творчества был постоянный поиск — она ни при каких обстоятельствах не останавливалась на чем-то одном. В случае если взглянуть на ее работы — они лишь на первый взгляд кажутся декоративными, в действительности в каждой картине заложена глубина.
Так, к примеру, в каждом портрете, не обращая внимания на возраст модели, она старалась отразить юность, которая ни при каких обстоятельствах не покидает человека. Об этом Алла Цыбикова писала в собственных письмах».
Наименование выставке также дала цитата из размышлений самой художницы о творчестве — «Нескончаемая река судьбы». Экспозиция посвящена 65-летнему юбилею автора и вобрала в себя свыше сотни работ, по большей части предоставленных сыном художницы, что аккуратно хранит творческое наследие матери.
Кроме красивых работ, на выставке представлены гобелены, выполненные по эскизам Аллы Цыбиковой, пара произведений малой пластики, и серия расписанных досок, которыми художница увлекалась в течении многих лет.
Сотрудники музея попытались выстроить выставку по хронологическому принципу, начиная с ранних работ, датируемых 70-ми годами прошлого века, и заканчивая последней, недописанной картиной — «Обращение к Белой Таре». Это буддийское божество, символизирующее трансцендентную мудрость и исключительную чистоту, кроме другого, владеет целительными силами и дает успех.
Как раз к ней желала обратиться художница, осознавая, что ее земной путь заканчивается.
При собственной ориентации на европейскую живопись и кажущейся философской рациональности мышления Алла Цыбикова оставалась мистиком по собственной природе. Так, на ее полотнах различных лет присутствуют мифологические существа, каковые, как сказала художница, являлись ей во плоти на протяжении работы.
К примеру, персонажем сходу нескольких ее картин стала птица с людской лицом — то ли славянский Сирин, то ли греческий Феникс, то ли залетевший из буддийской культуры Гаруда.
Искусствоведы говорят, что открывать для себя неповторимый стиль живописи Аллы Цыбиковой возможно вечно, поскольку любая подробность в ее картинах, впредь до выбора цвета, несет какой-то глубинный суть и дает пищу для трактовок. Исходя из этого знакомство с выставкой, попытка пробраться в творческий мир живописца также преобразовывается в увлекательный творческий процесс.
Экспозиция будет трудиться до 18 декабря.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
ПИНК ФЛОЙД 2014 Нескончаемая река