Был бродвей, да весь вышел
Русская версия бродвейского мюзикла «Чаплин» осуществилась на сцене Театра музкомедии (Петербург). Спектакль, возможно, будет иметь некий успех у публики, но его преимущества скромны.
Бродвей – пугало и извечный кумир для отечественных производителей мюзиклов: в том месте бьётся сердце жанра, в том месте сияют настоящие звёзды и блещут настоящие, на миллион американских долларов, «песни-танцы». А мы что можем?
Разве что позвать дорогих заморских преподавателей поучить нас загадочному мастерству придумывать музыку, петь и двигаться. Сами мы разве в состоянии эдакую премудрость освоить!
Но «Чаплин» (музыка К. Кёртиса) никак не имеет возможности внушить восторженно-молитвенного отношения. Это плохое произведение, по мировым стандартам – на тройку с минусом.
Я считала, что создатели «Чаплина» применяют изумительную музыку самого Чаплина (он сочинил её к своим фильмам много), но этого не произошло, что необычно. Так как разумеется, что с доступом композиторов к гармонии что-то произошло Сейчас, и убедительных побед, например, в жанре мюзикла в далеком прошлом нет, нигде нет.
Не хорошо себя ведём, не подпускают нас к собственной музыке небеса! Но К. Кёртис самонадеянно решил обойтись собственными силами, без божественного воодушевления.
Оказалась простая сейчас эдакая псевдомелодизированная музыкальная масса. Артисты гордо делают вид, словно бы поют потрясающие хиты, а в действительности ни одной музыкальной фразы из этого бесцветного массива весело запомнить для напевания по дороге из театра к себе – нереально.
Сюжет (либретто К. Кёртиса и Т. Меана) говорит о жизни Чаплина – от английского детства до возвращения в Европу из ополчившейся на него пуританской Америки – и складывается из маленьких наивных сценок. Это в полной мере возможно для мюзикла – жанру неизвестны всякие фабульные и психотерапевтические сложности.
Он берёт вторым – страстью и яркостью. С этим у Чаплина неприятностей не было, а вот у «Чаплина» – имеется.
Уровень качества выполнения помой-му приличное, все стараются, всё идёт без неточностей, слаженно, ритмично, но вот к чему всё это – вопрос.
Роль Чаплина играется юный актёр Евгений Зайцев. Он оптимален собой, с прекрасным, пара кукольным лицом (но таков был и Чаплин в молодости), с пепельными выразительными глазами и завитками волос. Чем-то смахивает на юношу из «Сумерки.
Сага. Затмение», к тому же лицо Чаплина-Зайцева почему-то выбелено, как и лица других персонажей. У дам губы накрашены коричневой помадой, что придаёт, как мы знаем, пугающий жёлтый колер зубам.
По всей видимости, в Театре музкомедии ещё не отошли душой от успеха «Бала вампиров», но к чему в «Чаплине» выбеленные коричневые губы и лица – ума не приложу.
Но неприятность не в этом, а в том, что Чаплин так и остаётся хорошеньким обаятельным мальчиком до конца постановки. Искры никакой не высекается.
В аннотации к спектаклю указано: «авторы постарались разгадать, что стоит за мифом о гении, окончательно поменявшем всемирный кинематограф». Не-а.
Не разгадали. Заметили «за мифом о гении» разве что сообразительного парнишку, придумавшего крутой бренд «мелкого бродяги». Это скучно – так и спектакль скучен, от музыки до оформления. (А ведь речь заходит о лучшем комике всех народов и времён!)
Потому, что Чаплин снимался лишь в чёрно-белом кино, режиссёр У. Карлайл и живописец Б. Боритт решили выдержать всю цветовую гамму в чёрно-серо-белых тонах. Во многих случаях это стало причиной смешному рассказу: так, на протяжении выступления Чаплина на антивоенном митинге, статисты проносят знамёна с серпом и молотом – и они серого цвета!
Не знаю, как это пережил город трёх революций. (Действительно, и американский флаг в спектакле также серо-белый, но это нас уже тревожить не имеет возможности).
Спектакль и целый, в общем, «в серых тонах» – партии скучны, сюжет плоский. Функции злодея делает персонаж по имени Хедда Хоппер (А. Лукоянова), питающая зависть к Чаплину журналистка. Она достаточно забавна и на полноценную злодейку никак не тянет.
Второй злодей – Гитлер – само собой разумеется, весьма кроме того тянет, но он появляется только тенью на экране. Что же делать храбрецу мюзикла, в случае если у него нет поступков?
Амурной истории нет – лишь эпизоды с нехорошими корыстными жёнами (оформленные в виде боксёрского поединка – не уникально, но смешно). И встреча с настоящей любовью Уной – но тут всё начинается на самой высокой ноте полного согласия и без того на ней и длится.
Борьбы также нет. Получается, летел отечественный Чаплин от успеха к успеху, а позже внезапно уехал из Америки – журналисты достали.
Изгнанный из Америки Чаплин-Зайцев стоит на сцене, где висит белый экран и стоят безлюдные стулья. «Зритель мой, ты забыл меня!» – трагически восклицает он, покачивая пепельными завитками волос собственной прекрасной головы. Тут создатели мюзикла вводят зрителя в заблуждение.
Появлявшись в Европе и выйдя из образа «мелкого бродяги», Чаплин не рыдал от горя, а создал пара шедевров – «Огни рампы», «Мсье Верду», «Король в Нью-Йорке». Об этом известно всем кинолюбителям мира, но что означает мир для Америки?
Для отвода глаз покритиковав собственную страну (на момент 40-х годов), авторы мюзикла остались стопроцентными американцами – для них Чаплин существует лишь как «мелкий бродяга», как шустрый иудейский мальчик, придумавший усики, котелок, огромные башмаки и широкие штаны и получивший на этом миллионы. Человек успеха, кумир толпы.
С маленькой прививкой «верной идеологии» (сочувствие бедным, неприязнь к Гитлеру).
И что нас так стращали этим Бродвеем? Его современное состояние, в случае если делать выводы по «Чаплину» (а это успешная премьера 2012 года), ничем не привлекательнее, чем, например, бытие Столичного театра оперетты с «Клеопатрой и Цезарем» А. Журбина.
Да нет, «Клеопатра и Цезарь» куда лучше. Единственным препятствием для торжества А. Журбина на Бродвее есть, по-моему, то печальное событие, что в том месте собственных Журбиных много, и ничего больше.
Ничего не попишешь, почтение к «брендам» не умаляется, и сумку (мюзикл, фильм) раскрученной иноземной марки, само собой разумеется, намного легче реализовать потребителю, чем такую же либо кроме того вдесятеро лучше, но – сделанную на родине.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Лысый ржал ДО СЛЕЗ! | Юноши порвали комиков и зал!