Быть знаменитым некрасиво
Он планировал стать летчиком, но для сцены закинул и самолеты, и девушек. Он сделал головокружительную карьеру в кино тогда, в то время, когда другие довольно часто уходят в забвение.
Благодаря нашумевшим фильмам Александра Сокурова «Молох» (Гитлер), «Телец» (Ленин), «Камень» (Чехов), коллеги и поклонники именуют Леонида МОЗГОВОГО не в противном случае как Адольф Ильич Чехов.
С Леонидом Павловичем мы разговариваем на палубе теплохода «Иван Кулибин», плывущего на родину Тарковского – в город Юрьевец. На борту гости и участники кинофестиваля «Зеркало».
В текущем году конкурс отмечает пятилетний юбилей. А вот у Леонида Мозгового текущий год юбилейный в кубе
– Ровно 20 лет назад состоялась отечественная встреча с Александром Сокуровым, помимо этого, в апреле мне стукнуло 70. А 14 июня – 60 лет самому Александру Николаевичу, – перечисляет мой собеседник.
– Леонид Павлович, ваш дебют в кино состоялся благодаря случаю либо Сокуров сначала заметил в вас великого писателя?
– До меня на роль Чехова пробовался актер Володя Особик, сейчас ушедший. Мы обучались с ним в параллельных группах.
А позже моя знакомая Вера Новикова, трудившаяся у Сокурова вторым режиссером, внесла предложение и мне попытать счастья. Мы с Сокуровым проговорили часа два, но уже через пять мин. я осознал, что «приглянулся» ему не смотря на то, что, согласиться, я совсем не похож на Чехова, кроме того не обращая внимания на то, что носил бороду.
Мне было уже 50, а Антон Павлович погиб в 44 года. Но, я игрался великого писателя, явившегося с того света в наши дни
– Каких жертв стоила вам долгожданная роль в кино?
– Мне было нужно скинуть 13 кг веса. Три месяца я худел под контролем доктора-диетолога, однако открылась язва желудка. Но это было связано не с едой, а с переживаниями. Еще мне предстояло пропитаться духом и эстетикой Сокурова.
По его распоряжению я ежедневно в директорском зале «Ленфильма» наблюдал по два его фильма. Но делал это с наслаждением. Мне весьма нравится его первый фильм «Одинокий голос человека».
В свое время управление ВГИКа потребовало стереть с лица земли его за «кинематографический формализм». Сокуров не подчинился и запрятал ленту где-то в коммуналке у друзей. Спустя 9 лет продемонстрировал картину Тарковскому, и тот послал ее на фестиваль в Локарно, где автору и вручили «Серебряного льва»
– на данный момент вы опять снимаетесь у Сокурова?
– Да, в «Фаусте». Сперва он желал дать мне роль Мефистофеля, но после этого изменилась концепция фильма и все заглавные роли для пущей достоверности выполняют немцы.
А для меня придумал три мелкие рольки. Трудиться с Сокуровым – счастье. Тяжело отыскать режиссера, что так обожает собственных актеров.
Вы бы слышали, какой на «Ленфильме» мат-перемат стоит Он же за 20-летний период, что я его знаю, не только никого не обидел, голоса ни разу не повысил на площадке. Нет в нем ни фанаберии, ни фанфаронства, не смотря на то, что имеется от чего задрать шнобель: он входит в сотню лучших режиссеров мира.
– Сравнительно не так давно вы снялись в фильме «Метель» Александра Гордона. Действительно, что по роли вам приходилось большое количество материться?
– Я играюсь возницу, что просматривает собственному сыну матерные сказки Афанасьева. Сложная задача, в моей семье никто не матерился.
Но я отыскал хороший движение. Отыскал в памяти рассказ «Филипок», где храбрец просматривает по слогам – в то время, когда произносишь мат по слогам, звучит уже не так грубо.
– Не питали зависть к Григорию Добрыгину, вашему партнеру по фильму? Таковой юный, и уже – куча ролей, призов
– У меня также имеется цацки – два «Золотых овна», «Ника», еще что-то. В 2002 году стал заслуженным артистом России. Это безлюдное.
Серьёзнее всего, что у Сокурова снялся и что он до сих пор мной интересуется. Пастернак был прав: «Быть известным некрасиво».
Согласитесь, смешно, но, по новым правилам, – звание заслуженного артиста возможно взять лишь через 2 десятилетия от начала трудового стажа, а народного – лишь через десятилетие по окончании заслуженного. А как же быть с балетными?
У них карьера всего-то продолжается 15 лет! Идиотизм!
За границей по большому счету никаких званий нет. Представьте: я снялся с «заслуженый артистом Франции» Депардье, где он играется Распутина, а я – его духовника отца Макария.
Прекрасно не звание, в противном случае что в мои семьдесят еще кому-то нужен!
– Вы неизменно с радостью рассказываете о Сокурове и ни слова – о собственной семье
– Мой папа был армейский. Среди четверых братьев я старший, двое младших сгинули из-за водки. Один разбился насмерть, сев за руль в подпитии.
Весьма переживаю за старшего внука Андрея, ему 15 лет, страшный возраст. Собственную первую жену Валентину я также пережил, она погибла 7 лет назад. С ней мы сидели за одной партой и сразу после школы поженились.
В то время, когда я поступил в летное училище, то ежедневно писал Вале письма. Она сохранила все 997!
– В собственных жен вы влюблялись с первого взора?
– Сложно сообщить. Готовя «Крейцерову сонату», я большое количество занимался Толстым.
Уже в 13 лет он выяснил, что такое бордель. Это очень сильно оказало влияние на него.
Та же история с Чеховым: сестра пробовала вымарать факты, которые связаны с девушками легкого поведения, но они стали-таки достояние общественности. Как раз с этим было связано его презрительное отношение к дамам. Осуждать никого запрещено, тем более гениев.
Но Я не желал бы, дабы про меня такое знали.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Вечерний Ургант. Александр Петров просматривает Пастернака. (27.04.2016)