Чего не хватает олегу павловичу
Согласитесь, помой-му необычная постановка вопроса — чего не достаточно Олегу Павловичу?
Всего ему хватает. Прославленных ролей в театре и кино, начальственных постов, детей, учеников, любящих актерских сердец и навек преданных зрителей. званий и Всяких чинов досыта.
Кроме того проблем, в особенности сейчас, — не то что хватает, а очевидно через край.
При таковой солидности (какой бы торговец вышел из Табакова лет 150 назад! Загляденье! Самому Островскому с него бы образы писать!) нет в Олеге Павловиче начальственной давящей тяжести. Завидев его, люди радуются с наслаждением — чуют правду.
Ту правду, что под добротной, богатой шубой из славы и чинов прячется шальной мальчишка, проказник и озорник. У которого в каждом глазу по сто чертиков, а в душе — настоящий полнозвучный дар вольной игры.
Данный чудный дар прошел изрядные опробования, прожил совместно со всем народом эры и эпохи. И в наше время Олег Табаков — еще и носитель широкого опыта, представитель великой русской театральной культуры ХХ века.
Таких орлов у нас — единицы. Татьяна Доронина, Алла Демидова, Михаил Козаков, Олег Басилашвили, Юрий Соломин, Алиса Фрейндлих, Галина Волчек, Сергей Юрский, Ольга Яковлева, еще пара человек.
Каждого хотелось бы завернуть в какую-то мистическую оболочку для пущей сохранности!
В это же время вы редко заметите этих неповторимых людей на телеэкране и уж тем более — в современном кинематографе. О них не так-то довольно часто пишут, и нельзя сказать, дабы всех их легко возможно было заметить в театре — в спектаклях, на них поставленных, и ролях, для них предназначенных.
Это все равно что царские сокровища забрать да закрыть в подвал, куда нет ходу!
Так вот, возвратимся к вопросу, чего не достаточно Табакову. Вот в чем парадокс: ему не достаточно… внимательного и любящего худрука. Он сам худрук. И в этом качестве самим собой как актером занят очень мало.
И никто, в общем, его актерской судьбой не занимается.
И к чему это приводит? К тому, что со времени выхода хорошей комедии Т. Кеосаяна «Президент и его внучка», где Табаков великолепно сыграл Президента, прошло, господа, девять лет.
И никаких ролей, хороших Олега Павловича, с того времени в кино не нашлось. В театре он занят больше, но в этот самый момент беда — частенько Табаков соглашается играться, выручая режиссера из беды, дабы сделать кассу, а не вследствие того что нашлась вправду ответственная, нужная роль.
А ведь в то время, когда им занимается чуткий режиссер, Табаков творит чудеса. Так было с «Обычной историей» по Гончарову (постановка Г. Волчек), так произошло в «Балалайкине и К» по Щедрину (постановка Г. Товстоногова).
И — в случае если продолжить тему русской классики — совсем феерическое превращение Табакова совершил Никита Михалков в картине «Пара дней из судьбы И.И. Обломова».
Эта роль серьёзна еще и вследствие того что за Табаковым в далеком прошлом закрепилась слава мастера на роли прохиндеев, всякого сорта и ловких проходимцев мошенников. Обаятельная ухмылка сломанного мальчишки, лгущего вдохновенно и без всяких мук совести, плутовской глаз практичного дельца, что объегорит тебя не просто так, а с явным наслаждением…
Все помой-му свидетельствовало, что Табакову годятся роли «плохишей», образы обаятельных негодяев и плутов.
А он сыграл — ласкового, непрактичного, милого Обломова, невыросшего ребенка, к тому же отчаянно влюбленного! какое количество нежного юмора, сколько переливов настроения, сколько узкой печали! Видно, как усердно копался с ним Никита Михалков, знаток нюансов и оттенков актерской игры.
Он нашёл в Табакове не только хитрованское сказочное существо, замечательно знающее, какой стороной направляться на данной почва класть на язык бутерброд, — но душу ласковую, тревожную, любящую.
Кто на данный момент желает и может так копаться с актерами? Кому вправду дорога русская актерская школа и ее выдающиеся храбрецы?
Не знаю! В 60-80-х годах у нас был «телетеатр», и Табаков в нем много поучаствовал — я не забываю, как потрясающе он сыграл храбреца «Шагреневой кожи» Бальзака.
Неужто запрещено вместо идиотских сериалов типа «Неизменно не скажи ни при каких обстоятельствах» возобновить производство хороших телеспектаклей по классике? Хотя бы чтобы превосходные отечественные актеры взяли настоящую работу.
Дабы, говоря об их судьбе, Виталий Яковлевич Вульф хоть время от времени менял скорбное выражение лица на более либо менее довольное!
Всего хватает Олегу Павловичу Табакову, умному и практичному начальнику, попечителю целого театрального мира… не считая попечения о себе самом как о творческом человеке.
В современном кино, заточенном под интересы полупьяных подростков, — ему нет места.
В современном театре приходится больше хлопотать о вторых, чем о себе. Да и редко так происходит, дабы актер сам про себя все осознавал и умел сам себя развивать и направлять, для этого нужен режиссерский промысел…
Меньше! — как говорит молодежь, — вот отечественное пожелание: «Забейте на все», Олег Павлович, и сыграйте в юбилейном году так, чтобы лишние билеты в МХТ от Кремля задавали вопросы!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ