Дебют оркестров мира

Дебют оркестров мира

С 1 по 11 июня, в Колонном зале Дома альянсов состоится уже ставший классическим Седьмой Фестиваль оркестров мира. Еженедельник «Доводы семь дней» являются информационным партнером фестиваля.

В канун одного из самых больших музыкальных форумов России, на отечественные вопросы любезно дала согласие ответить Директор Ассоциации начальников симфонических и камерных оркестров (АСКОР) Лолита Сильвиан.

— Лолита Анатольевна, по словам Советника президента России по вопросам культуры Юрия Лаптева главное слово-эпиграф нынешнего форума – дебют. Не страшно привозить первый раз в Россию оркестры, к тому же с малоизвестной программой?

— Привезти на первые два Фестиваля самые узнаваемые оркестры мира – это был продуманный движение. Нам было нужно привлечь интерес общественности, публики к форуму, приуроченному ко дню России.

Начиная с третьего года, мы медлено начали привозить неизвестные, либо узнаваемые лишь искушенной публике оркестры. Не скрою, что отечественная миссия, как бы это ни звучно звучало — просветительская.

Причем имеется задача продемонстрировать русскому зрителю не только новые коллективы, но и познакомить с творчеством композиторов различных государств. Сказать о каком-либо страхе по поводу новых коллективов пара некорректно, поскольку мы ни при каких обстоятельствах не разрешим себе привезти оркестр, не прослушав его с различной программой в записи либо на концерте.

И уже сейчас, совершив шесть Фестивалей, я могу с гордостью заявить, что ни одного провального концерта у нас не было. К примеру, выполнение молодым и малоизвестным оркестром Индии Девятой симфонии Бетховена было настоящим откровением.

Я пологаю, что громадное значение имеет настрой дирижёра и артистов, как их принимают, с какой заботой относятся к каждому музыканту. Ведя переговоры с коллективами, мы говорим о фестивале, его значении в культурной жизни страны, и оркестранты проникаются духом праздника и фестиваля.

От настроения и подъёма исполнителей зависит, как будет звучать оркестр, и это может сыграть решающую роль в их выступлении. Грядущий, седьмой фестиваль – «терра инкогнито» для всех.

Приезжают Национальный оркестр Кубы, Филармонический оркестр Боготы, Хьюстонский оркестр. Где еще зритель за семь дней сможет послушать эти коллективы, к тому же с таковой увлекательной программой?

Потому, что поразительно дорого привозить громадные оркестры из Латинской Америки и Америки, очень расточительно было бы не послушать их два раза. Оркестр Кубы на первом концерте выполняет музыку композиторов Латинской Америки, а на втором — Чайковского и Римского-Корсакова.

Оркестр Боготы на втором концерте выполнит Симфонию №5 Густава Малера, тем самым заполнив пробел в биографии фестиваля, в программе которого раньше Малер не звучал. Мы не зря выбрали для выполнения данной симфонии маэстро Энрике Димекке, он есть обладателем приза Малеровского общества за выполнение всех симфоний Малера и номинировался на Грэмми за выполнение пятичастной версии Первой симфонии Малера.

Тот комплект оркестров, что имеется в текущем году – стройный по плану и поразительно занимательный. Куба сохранила традицию исполнительства, близкую к СССР.

Я имею ввиду лучшую в мире советскую школу симфонического мастерства, на которую накладывается неукротимый кубинский темперамент. Я думаю, данный концерт будет открытием фестиваля.

— Фестиваль проходит седьмой раз, это уже достаточно солидный возраст для ежегодного форума. На Ваш взор, показалась собственная фестивальная публика?

— Непременно, собственная публика показалась. И что весьма интересно, кое-какие зрители, каковые ходят на концерты фестиваля ежегодно, считают себя сопричастными к форуму, отслеживают программу, звонят, уточняют кое-какие неточности.

Это для нас пара нежданно и весьма приятно. Не скрою, что фестивальная площадка – Колонный зал – достаточно сложное место, без собственной публики, и приобретение пула зрителей сверхсложный и продолжительный процесс.

— К юбилейному, пятому фестивалю, Алексей Рыбников написал симфонию. Возможно зрителям ожидать на десятилетие намерено написанного произведения?

— Вы понимаете, симфонию Анатолия Львовича Рыбникова, красивого композитора, ожидает хорошая будущее, я в этом уверена. Эту премьеру не забывают до сих пор.

Это было броское чувство, как публики, так и музыкантов, входящих в состав Объединенного оркестра. Я знаю, что многие из оркестрантов до сих пор общаются в сети, дружат. Существует кроме того некоторый фанклуб симфонии и Объединенного оркестра.

Эта музыка написана для инструментов оркестра, это крайне важно. Никакой электроники, экзотики, она весьма удобна для выполнения.

Что касается юбилейного, 10-го фестиваля, само собой разумеется, у нас уже имеется идеи и задумки. Но что мы придумали, я пока не сообщу.

— Собирать каждый год Фестиваль для того чтобы масштаба поразительно не легко. Поведайте, прошу вас, с какими проблемами каждый год сталкивается управление АСКОР, и возможно, кто-то, уже зная фестиваль, идет навстречу и оказывает помощь в организации форума?

— Да, вы понимаете, сложности имеется неизменно. Причем, по окончании третьего фестиваля нам казалось, что вот сейчас мы уже все знаем, и все можем предусмотреть. В будущем году оказалось, что не все возможно предугадать и предусмотреть.

Неприятности иногда появляются в том месте, где их не ожидаешь. Но отечественная команда старается сделать нахождение музыкантов на отечественном фестивале самоё комфортным.

Сперва кроме того мои требования воспринимались некоторыми сотрудниками как прошедшая обида оркестрового музыканта, познавшего лишения гастрольной судьбе. Так как предусмотреть все мелочи, большой комфорт стоит больших денег и усилий.

Но это необходимое условие для выступления оркестра с большой отдачей. Так как оркестр складывается из людей, у каждого из которых имеется определенное состояние души.

И, если они знают, что каждому из них создали наилучшие условия для репетиций и пребывания, то и играться они будут с полной отдачей. на данный момент, по окончании проведения шести фестивалей, любой из команды АСКОР осознаёт, как ответственна любая мелочь для приглашенных музыкантов. Что касается помощи, во-первых, мы находимся под патронатом Президентской администрации, это всем известно.

Юрий Константинович Лаптев вносит неоценимый вклад в создание каждого из фестивалей. За эти годы мы наработали партнеров, для которых отечественный форум стал не просто ежегодной акцией, средством дохода, а чем-то громадным.

Я совершенно верно знаю, что компании, каковые трудятся с нами пара лет, ожидают отечественный фестиваль не только как занимательную работу, но и как встречу партнеров-единомышленников. Компания, которая оказывает помощь нам с обслуживанием зала, так знает, что нам и оркестрантам нужно, как словно бы это не наемные работники, а мы сами все делаем.

То же самое я могу сообщить о доставке и растаможке инструментов, мы даем им лишь данные, а дальше они все делают сами. Я могу сообщить эти слова фактически обо всех отечественных давешних партнерах. Имеется люди, которым мы лично обязаны.

К примеру, мы ежегодно пишем письма в ГИБДД, МИД, Федеральную таможню. И нам ни разу не отказали, мы весьма им признательны.

Второй год правительство Москвы предоставляет нам социальную рекламу. Эта помощь неоценима, т.к. на бюджетные деньги нереально разместить наружную рекламу в центре Москвы.

— На прошлом, шестом фестивале был потрясающий презент публике – выступление детей МБФ Владимира Спивакова. В будущем планируется творческий тандем фестиваля и стипендиатов Фонда, либо это была разовая акция?

-Каждый раз, на каждом фестивале публика приобретает презент, любой раз это что-то новое, прекрасно продуманное, логическое продолжение прошлого. Раз мы делаем таковой масштабный фестиваль, привозим первый раз в Россию лучшие оркестры мира, то когда-нибудь они должны были познакомиться с отечественными самыми одаренными, гениальными детьми.

И я знаю, что кое-какие из этих детей уже ездили на гастроли, выступали с отечественными оркестрами. Да, мы все любим мыслить в масштабах мира, вселенной.

Но я считаю, что кроме того в случае если одного человека, что все собственный детство, сознательную судьбу дал занятиям музыкой, мы подведем к его мечте, это уже — довольно много. Не забывайте дирижера Михаила Татарникова, что репетировал премьерную симфонию Рыбникова с Объединенным оркестром?

Он жил вместе с музыкантами, совершил большую работу, репетировал с каждым человеком из оркестра. Это был рабочий процесс, в котором шлифуется дирижерское мастерство, он прошел такую школу, которую не каждый дирижер может взять кроме того за пара лет. на данный момент он основной дирижер Михайловского театра в Петербурге.

Я не говорю, что это лишь из-за отечественного фестиваля, у него немыслимая работоспособность, умение ладить с коллективом, владение инструментарием, оркестром. Понимаете, мне нравится высказывание одного из мудрецов.

По-моему оно звучит так: «Я не помог ни одному рассвет , но находился при нем». Я уверена, в случае если имеется хоть мельчайшая возможность оказать помощь, нужно это в обязательном порядке сделать.

— Колонный зал Дома альянсов, непременно, одна из лучших площадок России. Однако, нет ли в замыслах фестиваля, поменять либо совместить выступления оркестров на различных площадках Москвы?

-Да, вправду замыслы имеется, хотя бы легко вследствие того что раньше у нас было по пять концертов в фестивале, позже шесть, в текущем году их восемь. Мы желаем проводить концерты, а также, и на вторых площадках Москвы и для того, что бы охватить большее количество публики.

Желаем продемонстрировать, что высококлассные концерты проходят не только в трех точках Москвы, но еще и в четвертой. Раньше мы не могли себе позволить проводить фестиваль в различных местах из-за жажды создать узнаваемый бренд.

— Выступление какого именно оркестра запомнилось Вам больше всего?

— Понимаете, я не могу заявить, что у меня имеется один оркестр, что мне понравился больше вторых. Я не забываю любой из концертов.

Однако имеется оркестры, каковые меня поразили. К примеру, оркестр из Будапешта как оркестровый музыкант, я просто не могла осознать их метод воспроизведения музыки. Еще турецкий оркестр, оркестр Шведского радио.

Сравнительно не так давно в Москву приезжал Чикагский оркестр. Я отправилась на концерт с надеждой испытать культурный шок, я его не взяла. Оркестр игрался прекрасно, профессионально, но не гениально.

Он просто как следует отработал, но не выложился. Как я раньше сказала, очень многое зависит от настроения музыкантов. Настрой коллектива – некоторый протуберанец, ни одной секунды не следует на месте. Возможно, самый непредсказуемый оркестр был Объединенный оркестр.

Я до последнего момента не знала, как это будет. На протяжении выполнения Токкаты из симфонии Рыбникова я сидела и не имела возможности поверить, что они так здорово играются.

Данный оркестр — отечественное детище.

— На последнем концерте Фестиваля публику ожидает целая программа, посвященная 1150-летию русском государственности и юбилеям народной победы 1612 года и победе 1812 года. Поведайте, прошу вас, что ожидает зрителей на этом концерте?

— Все снова более чем логично. Юбилей победы 1812 года, тут ничего не нужно было придумывать и придумывать. Мысль сделать таким последний концерт в собственности Юрию Константиновичу Лаптеву.

Он поразительно образованный, интересующийся, могущий применить знания человек и свои умения. И смотрите, наименование концерта «Музыка истории русском» складывается в сокращение МИР.

В программе концерта — гимновая музыка, которую фактически ни при каких обстоятельствах и нигде не услышишь. К примеру, кто может похвалиться знанием гимна Прокофьева?

Кто, не считая музыковедов знает, что он существует? Я не утомлюсь повторять, что миссия отечественного Фестиваля просветительская, нам не весьма интересно повторение известного, и это крайне важно.

И пускай кому-то не нравится тот либо другой концерт, не имеет значения, поскольку постоянно ругают тех, кто первый. Но мы неизменно радостны, в то время, когда оркестр, приехавший первый раз в Россию на отечественный фестиваль, приезжает на другие форумы опять.

Значит, отечественная работа не напрасна, и цель достигнута.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

В роли Кармен в юные годы Ярослава Галкина 2,5 года. Дебют.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: