Ганди буду!

Ганди буду!

Лиричный, воздушный, небесный, ясный, жидкий – такие синонимы к заглавию «Прозрачный» приходят в голову. Альбом «ДДТ» вдыхается и бодрит, как свежий воздушное пространство, ласкает слух и поглаживает нервы, как вода.

Собственный прошлый альбом «В противном случае» 2011 года Юрий Шевчук позиционировал как остросоциальный. Радовался: выход «В противном случае» совпал с пробуждением гражданской активности в стране.

Через месяц по окончании презентации начались массовые протесты, и «Песня о свободе» с той пластинки стала главным саундтреком митингов наровне с цоевской «Изменений!».

О «Прозрачном» Шевчук сообщил сходу: это не «В противном случае». «Большое количество лирики, тексты достаточно несложны и доходчивы, аранжировки немногословны, звучание лёгкое. Неизменно по окончании важной, достаточно тяжёлой для восприятия программы, таковой как «В противном случае», вылетает что-то более простое и душевное» – написал Юрий Юлианович в официальном комментарии к альбому.

Для «ДДТ» это и в самом деле тенденция. По окончании перестроечного альбома «Пластун» – злободневного и тревожного, с острым вкусом эры, – показалась полная хитов «Актриса весна» с обеими «Осенями».

По окончании громыхающего «Мира номер ноль» – негромкая и плавная «Метель августа». По окончании боевого «Пропавшго» – бардовская «Красивая любовь».

Деление на лирику и социалку, само собой разумеется, условно. Ни один лирический альбом «ДДТ» без социалки не обходится. «Прозрачный» можно считать самым социальным из лирических и самым лирическим из социальных.

На фоне «В противном случае» он вправду воспринимается лёгким. Но на фоне современной эстрады (кроме того рокерской) это «бунтарство» и «груз».

Отличаясь от прошлого, альбом одновременно с этим есть прямым его продолжением. Не сиквелом, не каким-то «В противном случае-2», а перемещением вперёд.

Протест в песнях сейчас не столь колючий и болезненный. Они звучат скорее как утверждение хорошего, чем ниспровержение нехорошего.

Чувство протеста превратилось из посыла песни в её предмет – оно подвергается анализу, осмыслению. «Я считал, что я хороший. Мне снилось, что я орёл.

Я сражался за чистый разум, но он снова не в том направлении завёл». В собственном роде – поэтический слепок Болотной. на данный момент, в связи с Майданом, на Шевчука сыплются шишки: желал устроить у нас то же самое.

И напротив: слабак, побоялся революции, слил протест, сказал в духе Ганди на митингах, что основное – это любовь. «Делать солдатами боли солдат и сочувствия ненависти – хорошая, чувак, работа», – заявляет Шевчук в новом альбоме. И ещё вот так: «Для бюрократов – мертвец, для радикалов – кефир.

Мне б с партизанами в лес и в том месте беречь данный мир».

Рецензия тяготеет в сторону социалки, и это может создать ошибочное представление о «Прозрачном». В нём, повторим, нет крена куда-либо. Круг тем широк. Упоение природой (как нетрудно додуматься, осенней). Петербург (также нетрудно додуматься).

Внутренняя тишина. Вечная судьба. Ностальгия. Призвание творческого человека.

Несовершенство миропонимания. Принятие действительности.

Сильнейшая – до самой эйфории – радость бытия. «Ты длиться будешь продолжительно – пока не пересохнет Волга, пока ещё нам что-то снится. Не ищут смысла в крыльях птицы».

Что до амурной лирики, то она ни при каких обстоятельствах не занимала в творчестве «ДДТ» большого места. Но любители «гендерной околесицы» (также цитата из «Прозрачного») обнаружат новой пластинке кое-что увлекательное для себя: в одной из песен жизнь предстаёт в образе дамы, и Шевчук разъясняется ей в любви.

Музыкальная стилистика «Прозрачного» – в основном негромкая, красивая. «Не пугайте тишину» Сам Шевчук относит пластинку к инди-року (никакой связи с Индией, имеется в виду британское «independent» – «свободный»). Как и подобает этому стилю, ритм-гитары на альбоме звучат не электрически, другими словами без преобразования звука (ещё один ключ к заглавию альбома).

Однако это не бардовская песня. Звучание гитар хоть и мягкое, но рокерское – насыщенное, густое.

И разнообразное: время от времени напоминает звон колокольчиков, время от времени – варган. Вторые (а время от времени и первые) по значимости инструменты на пластинке – клавишные.

Дабы для проформы хоть как-то покритиковать «Прозрачный»: первая песня мало чем отличается мелодически от первой песни на прошлой пластинке. Сетовать на такие вещи – занудство.

Но практически однообразные мелодии на первой позиции в двух альбомах подряд – всё-таки перебор.

Ещё возможно придраться к строке в самой твёрдой песне «Прозрачного» (Шевчук переплюнул собственную известную «Отчизну» про «национальных шлюх»). «Бодрой тучей навозные мухи на стране, как на старом толчке» Подлецы – мухи, несомненно. Но разве страна – толчок?

Хочется задать вопрос: для чего Шевчук даёт предлог выставлять его протест как нелюбовь к Российской Федерации?

А возможно и порадоваться за Юрия Юлиановича – на его душе так же, как и прежде нет решётки, самоцензуры. В итоге, обвинять Шевчука в недостаточном патриотизме смогут только те, кто ничего не знает о его биографии (к примеру, о концертах в Чечне для бойцов войск).

Или те, кто вряд ли хорош внимания.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Незадолго до ВЫБОРОВ. РАХУЛ ГАНДИ ПРИЕХАЛ В МАПУСУ. ГОА.


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: