Хорошая комедия, русская классика, осмысление советской эпохи

Хорошая комедия, русская классика, осмысление советской эпохи

Волгоградский молодежный театр завершает сезон двумя премьерами: «дамой пик» по пьесе «Тройкасемеркатуз» Николая Коляды (адаптация пушкинского произведения) и «Провинциальными смешными рассказами» Александра Вампилова. Достаточно сильный финальный аккорд непростого с денежной точки зрения сезона – а что зрителей ожидает дальше?

Об этом «Доводы семь дней» поболтали с худруком театра Владимиром Бондаренко.

 

– Прошло уже три года, как вы руководите труппой Волгоградского молодежного театра. Чего за это время добились?

– Возможно, лучше меня о достижениях театра сообщат те, кто следит за ним со стороны: ты не подмечаешь, как растет твой ребенок, но в то время, когда не видел приятельского сына год – сходу обращаешь внимание на все трансформации. Однако, имеется хорошие моменты, каковые очевидны и мне.

Во-первых, в хорошем порядке пребывает труппа: она мобильна, тут нет случайных людей, в спектаклях задействованы все. В театре так бывает редко: в большинстве случаев из, скажем, 50 человек всегда играют 15, еще 15 где-то на подхвате, а остальные 20 . Труппа будет в спокойном состоянии, нет разборок и интриг.

Во-вторых, с 2012 года удалось создать репертуар из произведений хороших драматургов – о качестве пьес обязан делать выводы зритель, но по крайней мере по количеству крепкого материала отечественная афиша создаёт чувство. Чехов, Островский, Шукшин, де Филиппо, Гольдони, Мрожек, Буковчан, сейчас Вампилов – это все важные драматурги.

И в-третьих, мы стали систематично выезжать на фестивали, пускай и не самые раскрученные: у нас были Самара, Тольятти, Петербург, Армения – и мы встретили много хороших отзывов.

– Какие конкретно трудности преодолеть не удалось?

– Не удается кардинально поменять денежную обстановку. Зарплаты актеров – на грани между мелкими и весьма мелкими.

Приходя ко мне, я ставил цель повысить оплату отечественным сотрудникам, пускай не через год, но хотя бы года через два-три – при определенной работе с управлением города казалось вероятным выхлопотать доплаты. В итоге доплаты мы можем делать лишь из внебюджетных средств, а они очень ограничены, учитывая, что зал у нас всего на 80 мест, а цены на билеты мы держим предельно демократичные.

Увы, не так резво, как хотелось бы, начинается обстановка с отечественными выездами: к примеру, выступление раз в тридцать дней в Волжском было бы полезно и для отечественных актеров, и для волжан – но этого до тех пор пока нет. В отечественном мелком зале артисты с большой уверенностью себя ощущают – а на фестивалях мы играем на более больших площадках, и неподготовленность воздействует на уровень качества пьес.

– Из пьес последнего времени какой был самым успешным?

– Конкретно удалась «дама пик». Постановка рождалась не легко, это весьма дорогой проект, но в нем большое количество красивых актерских работ – в этом заслуга режиссера-постановщика Адгура Кове. Я уверен, что такие вложения под таковой итог оправданы.

Кроме этого Сталинград в этом сезоне в первый раз за долгие годы смог приобщиться к актуальному европейскому театру – благодаря совместной постановке с французским режиссером Кристофом Пирэ «Знаешь… все эти границы…». Не 100% публики понравилось, но для большой части зрителей, да и для труппы, это было полезнейшим опытом.

– Ваша свежая премьера, «Провинциальные анекдоты» по пьесе Александра Вампилова, стала уже третьим спектаклем на советском материале. Чем приведено к обращению к советской тематике со стороны театра, в заглавии которого имеется слово «молодежь»?

– Словосочетание «молодежный театр» ни за что не задает возрастной ценз для зрителя. Это легко театр малой сцены. По поводу советской темы: у людей, каковые озабочены чем-то, не считая зарабатывания денег, эта эра приводит к интересу и будет вызывать еще пара десятилетий.

По окончании СССР осталось большое количество вопросов, до сих пор нет осмысления и анализа той эры. на данный момент, думается, заканчивается процесс осмысления армейского времени, а хрущевский и брежневский периоды пока не осознаны мастерством, не осознаны нами. Как жили люди тогда?

Какие конкретно у них были страсти и жажды? Лучше они либо хуже, чем те, кто живет на данный момент?

Вампилов именно тот драматург, материал которого идеально подходит для разговора и размышления о том времени.

– Станете ли вы и дальше трудиться в этом направлении?

– Думаю, да. Я осознаю, что это тяжело, но мне представляется очень уместным обратиться к драматургии Нодара Думбадзе, у которого имеется романы и прекрасные повести наподобие «Я, бабушка, Илико и Илларион» – весьма хорошие и человечные вещи.

В случае если это прекрасно сделать, то такая постановка может стать программной для Волгоградского молодежного театра, собственного рода эпиграфом ко всей отечественной деятельности. Имеется у меня задумка поставить «Отечественный город» Торнтона Уайлдера: очень способная пьеса, во многом перекликающаяся с Думбадзе и с темами, каковые мы затрагиваем сейчас и желаем затрагивать на следующий день.

– Какие конкретно еще репертуарные задачи вы ставите на следующий сезон?

– Мы всегда боремся за финансирование. Была угроза, что «Провинциальные анекдоты» станут последней премьерой 2015 года, и в новый сезон мы отправились бы без новых постановок.

Открыть сезон без премьеры – это весьма больной обстановка для любого театра. на данный момент помой-му вопрос с финансированием решен, но пока я не готов сказать, что именно мы поставим к октябрю. А в 2016-м театру исполняется 10 лет – само собой разумеется, к данной дате мы подготовим что-то вправду важное.

Быть может, это и будет «Отечественный город». Хорошо было бы отыскать хорошую комедию, и поставить что-то из русской классики: как минимум раз в два года на сцене обязан оказаться Островский, Чехов либо Гоголь.

– Планируете ли вы обратиться к кому-либо из современных драматургов?

– К отечественным авторам я отношусь сдержанно. Нам удалось найти хорошую пьесу Ярославы Пулинович «Дальше будет новый сутки», но это громадное исключение.

Я не весьма осознаю, о чем возможно сообщить постановкой большинства современных русских либо европейских пьес. О общем коллапсе? О том, что мир переворачивается с ног на голову?

Да тогда лучше поставить «Гамлета» – он ответит на все вопросы. Но, пожалуй, и о некой твёрдой истории для сцены нужно думать – и если не в текущем году, то в следующем поставить что-то из актуального европейского материала.

Присматриваюсь я, к примеру, к Гарольду Пинтеру и его легко абсурдистским пьесам, не смотря на то, что их уже и не назовешь современными. Основное для театра – это крепкая драматургия, исходя из этого к выбору материала мы постоянно подходим предельно шепетильно.

 

Александр АКУЛИНИЧЕВ

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Дремлющий лев (1965) СССР, кинокомедия


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: