Хорошего парня чингисханом не назовут
Единственный фильм, что может соревноваться в осеннем прокате с картиной Михалкова «12» (лишь за первую семь дней собравшей 2 млн. у.е.), – это «Монгол» Сергея Бодрова. Красочно снятая молодость вождя всех монголов Чингисхана в ту пору, в то время, когда он еще был Темуджин, впечатляет.
Не так, но, чтобы утратить рассудок.
ДЕВЯТИЛЕТНИЙ мальчик Темуджин едет с отцом-ханом выбирать невесту и по дороге встречает нахальную девчонку Борте. Она приказывает ему выбрать как раз ее, и Темуджин согласен с таким поворотом событий.
Все последующее действие – это история мужественной расплаты добропорядочного степняка за собственный скоропалительный выбор.
Итак, неожиданно отравили отца-хана. Мальчик-наследник в решительную 60 секунд ринулся бежать от преследователей по бескрайней степи и провалился под лед (эффектное медленное погружение, вид из воды).
И вынырнул уже длинноволосым мужчиной с узкими бесстрастными глазами, принадлежащими японскому актеру Таданобу Асано. Где-то мыкался лет двадцать, но в сказках так как и не то не редкость.
Взрослый Темуджин не желает ни власти, ни славы, а желает отыскать ту самую Борте, что приказала на себе жениться. Находит: широколицая красивая женщина (монгольская актриса Хулан Чулуун) его ожидает.
Но враждебное племя забирает Борте в плен, и Темуджин идет за помощью к собственному брату Джамухе. Монголы не вести войну за дам, говорит Джамуха, но оказать помощь обещает и, в неспециализированном-то, напрасно.
В то время, когда Темуджин обретает потерянную невесту, он уводит от брата лучших людей войска, обольстив их частью добычи. Так разгорается обычная средневековая неприязнь братьев.
Картина их битвы – кульминационная и, само собой разумеется, эффектная. Но вот что увижу: раньше при показе какой-либо битвы соперники были четко отграничены, и сама битва показывалась как в подробностях, так и на неспециализированном замысле, чтобы было ясно, кто с кем. на данный момент это не имеет значение.
Все со всеми. Как идет бой, неясно – виден только конкретный «махач» да брызги крови, каковые по новой кинотехнологии вылетают из статистов фонтаном, как бы под громадным давлением, затейливо распадаясь на струи каплевидных красных жемчугов.
Красотища!
Кстати, тут сталкиваются не только два характера и две судьбы, но и две актерские школы: японская и китайская (Джамуха – Сун Хон Лей). И в соревновании актерском победа – очевидно за китайцем.
Он создал рельефный, обаятельный темперамент забияки, жизнелюбца, хвастуна, втайне любящего собственного коварного братца. В то время как японец Асано так ничего и не раскрыл в образе будущего Чингисхана.
Будучи в плену, красивая женщина Борте забеременела от неприятеля. Но Темуджин благородно принимает ее дитя как собственный. Любовь! Ужасное дело.
Он попадает в плен, его реализовывают в Тангутское царство, где сажают в колонию. Сидит он, значит, наблюдает, как волк, на площадь.
Видит буддийского монаха и требует того отыскать жену и передать ей талисман семьи – косточку белой вороны. Монах сам отправляется в путь и среди пустыни видит внезапно красавицу Борте. Передает косточку и умирает.
А тут внезапно мимо идет караван торговца с золотой серьгой. Борте требует подвезти ее в Тангутское царство, но денег у нее нет, а плата за проезд дамы без денег во все века у нас сами понимаете какая.
Меньше, в Тангутское царство супруга будущего Чингисхана попадает уже с двумя детьми и очень сильно разбогатевшей, так что может выкупить мужа из клетки.
Семейство непростой судьбы, соединившись, резвится на зеленой лужайке, потому, что в этом сказочном царстве времена года не чередуются, а появляются и исчезают неожиданно. В неспециализированном-то, хеппи-энд.
Но внезапно Темуджин объявляет, что он осознал, как объединить монголов, – дело, в общем, нехитрое, нужно легко за любую провинность наказывать смертью. Садится на лошадку, целует жену и отправляется завоевывать мир – но этого мы уже не заметим.
Это написано в финальных титрах, а помимо этого, обещан следующий фильм, где нам что-то прояснят наконец.
Ясно. Данный фокус мы уже видели весной, в то время, когда вышла первая часть «Параграфа-78», а позже нас призвали пойти на вторую часть, где нам «все растолкуют», но до этого уже дожили не так многие, как хотелось бы…
Не считая шуток, фильм «Монгол» снят масштабно, профессионально, живописно. Еще бы – так как его режиссер, Сергей Бодров, постоянно входил, что именуется, в первую десятку отечественных мастеров собственного дела.
Но вот если бы меня задали вопрос – а кто бы имел возможность из русских снять фильм о Чингисхане? – я бы робким голосом назвала различные фамилии, но никак не Бодрова. Мне думается, это не его тема.
У него, на мой взор, нет собственной точки зрения на предмет (личность Чингисхана), а это принципиально важно. И вот Бодров снял о том, что его вправду тревожит – про любовь, семью, природу, судьбу, снял простую человекоразмерную историю на фоне некоей «Азии по большому счету», в красочной стилистике «восточной сказки».
Но Чингисхан-то тут при чем? Для чего мы воскрешаем это чудище, да так настойчиво – дабы набить очередное киночучело собственными штампами?
Фильмы о великих завоевателях на данный момент бывает на экране. То Александр Македонский блеснет собственной нетрадиционной сексуальной ориентацией, то вот Чингисхан поразит невиданной любовью к жене среди племени, где дамы равнялись скоту.
Быть может, все это и было – но не эти же частности личного вида навеки вписали их имена на страницы истории. Мы, по всей видимости, просто не понимаем великих солдат прошлого – нам малоизвестны их мотивы, нам не представить их мышления.
Мы можем снять лишь что-нибудь понятное – про денежки, про любовь. И про то, как красиво (в отечественных мечтах) брызгает кровь из отрубленной головы неприятеля.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Чингиз хан казах? Ответ украинскому историку Владимиру Белинскому