Кабаре крючкова

В Громадном драматическом театре имени Г.А. Товстоногова (Петербург) состоялась премьера спектакля «Игрок» («сцены из романа Ф.М.

Достоевского). Спектакль посвящён, как указано в программке, «сорокалетию творческой деятельности в БДТ заслуженый артистки России Светланы Крючковой».

Все эти «торговые марки» (Достоевский, Товстоногов, Крючкова) достаточно привлекательны для зрителя. Но вряд ли зрелище совпадёт с его ожиданиями.

«Игрок», которого Достоевский не писал ночами, поглощая крепкий чай и немилосердно куря недорогие папироски, а надиктовал собственной будущей жене – стенографистке Анне Сниткиной, отличается необычной для автора стилистическим изяществом и стройностью. В курортном городе Рулетенбург, где собралась масса людей лентяев со всей Европы, мается несколько русских, ожидая известий из России, не погибла ли богатая бабуленька и не покинула ли им наследство.

Среди них – преподаватель Алексей Иванович, страстно влюблённый в падчерицу легкомысленного генерала Полину. Бабуленька нежданно приезжает, в прах и пух проигрывается на рулетке, а философствующий преподаватель и сам обнаруживает в себе свирепого игрока.

Сейчас и любовь, и жизнь Алексея Ивановича закончены, он игрок, и будущее его – вращение рулетки. Он, так ненавидевший европейское скопидомство, отдаётся русской страсти к свободному сумасшествию

«Игрока» довольно часто ставили в театре, возможно отыскать в памяти спектакль Марка Захарова «еретик и Варвар» (блистал Александр Абдулов –Алексей Иванович) и «Литургию Зеро» Валерия Фокина (более-менее внятно игралась Эра Зиганшина – бабуленька). Так или иначе это всё-таки был театр.

Новая постановка БДТ выдержана в жанре кабаре. Режиссёра Р. Мархолиа очевидно вдохновили композиции известного постановщика музыкально-цирковых трагишутовских представлений Юрия Бутусова. Правильнее, та свобода, которую выбрал для себя Бутусов.

Но не только подражание Бутусову заметно в постановке Мархолиа – вспоминается и Жолдак, и Туминас, а также Богомолов (в то время, когда персонаж Полина говорит текст на фоне видеотрасляции). Другими словами режиссёра воодушевляют не все режиссёры скопом, а лишь кое-какие актуальные, из перечня «Золотой маски» В общем, не просматривавшие либо подзабывшие «Игрока» зрители смогут не разобраться в сюжете, утешаясь сценическим движением и музыкальными номерами на тему вот тут я не разобралась, с темой-то.

По музыке не осознаешь, пара раз, например, звучит «Rammstein», так к чему бы оно было?

Сцена загромождена. Перед нами вокзал с колоннами, с наклонённым паровозом (из трубы валит дым), тележками с чемоданами, стоит кроме того торговый автомат по продаже чего-то (в действии не участвует).

Плюс оркестр, плюс справа площадка для крупье – а крупье играется кроме этого Светлана Крючкова. К персонажам из Достоевского добавлены две всклокоченные женщины в блестящих чулках и нижнем белье (куда ж без них в современном режиссёрском театре), и вся эта компания практически что беспрерывно пляшет и поёт.

У француза де Грие, например, и текста-то нет, его партию танцует намерено приглашённый танцор Мариинского театра. Британец господин Астлей ясно молчит всю дорогу.

Двигаются артисты старательно, не более того, а поют приблизительно как артисты-неудачники, не прошедшие кастинг в шоу «Голос». Несовершенство пения в полной мере простительно, в то время, когда пение появляется в драматического действия и ему помогает.

Без драматического действия поднимается вопрос: а для чего я отправился в театр, а не в мюзик-холл, не в музкомедию? В том месте мне споют профессионально, а тут – вдохновенно-дилетантски Кое-какой текст покинут лишь Алексею Ивановичу (Владимир Кошевой) и бабуленьке (Крючкова), и они, само собой разумеется, выбиваются из группы не прошедших кастинг в шоу «Голос».

Кабаре крючкова

Фото Пресс-служба БДТ им.Товстоногова/ ТАСС

Владимир Кошевой в сериале Светозарова «наказание и Преступление» сыграл Раскольникова, и многим запомнилось его занимательное лицо с лихорадочно блестящими глазами. Он совсем годится на роль Игрока, но роли в полном смысле слова в этом спектакле нет, исходя из этого Кошевой убедительно демонстрирует, как бы он сыграл эту роль, если бы роль была.

Разумеется, что артист, так обаятельно интонирующий и очевидно владеющий внутренним миром, – гениален, способен играться Достоевского, но развернуться ему решительно негде. Чуть лишь Кошевой начнёт разворачивать цепь остроумнейших рассуждений храбреца (а это стержень «Игрока») – цепь обрывается всё той же гильдией актёров-неудачников со своей аэробикой.

Крючкова Что Крючкова! Светлана Крючкова – это гора. Я видела её и 40 лет назад («Фантазии Фарятьева» в постановке Юрского), и 30 лет назад («Юная хозяйка Нискавуори» и «Негромкий Дон» в постановке Товстоногова).

Это громадная драматическая актриса с могучим арсеналом ясных средств. Её зычный голос достигает третьего яруса, а сокрушительная энергетика обычно делает невидимыми партнёров по сцене.

Она в равной мере способна и на драму, и на комедию. В кабаре по «Игроку» она двоится: присутствует на сцене как крупье-певец, в фраке и цилиндре, и как бабуленька, ворвавшаяся в Рулетенбург.

Прибытие бабуленьки обставлено со всем шиком из того, что носят в последних театральных сезонах: Крючкова лихо выезжает на сцену в лётном шлеме, на самодвижущемся кресле, в инфернальном плаще и долгих сверхкрупных бусах, с айпадом в руке. Ожидали моей смерти, а вот она я! Выход сделан, но он продолжается 60 секунд, а спектакль – два с половиной часа.

Заполнять сценическое время режиссёр решил лишь несвежими приёмами недраматического театра – значит, заполнять время по существу нечем. Бабуленька Крючковой существует не цельно, но мгновениями (у Достоевского это – только цельный образ).

То азарт мелькнёт, то грусть, то презрение – и всё убедительно, ярко, мощно. Но из мгновений этих не складывается образ – так кто приехал и к кому приехал?

Ответ у меня один: к старательным любителям, каковые пара заблудились и попали из самодеятельности в БДТ, приехала прекрасная опытная актриса и попыталась вштыриться в их экзерсисы, и вштырилась фактически без зазоров.

Чего лишь не имеет возможности русская дама!

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Кабаре СЮСЮКСа 2010. 1. Шэг


Читайте также: