Как один генерал черту проиграл
В театре «Модернъ» идут просмотры нового спектакля по пьесе Славомира Мрожека «Радостное событие». В ключевой роли – заслуженый артист России Валерий Золотухин.
Валерия Золотухина нельзя назвать баловнем подлостей: и судьбы ударов от нее он приобретал много. Начать с того, что актер появился в июне 1941 года.
Тяжело такое назвать везением! Да и творческая судьба его сложилась не без извилин.
В театре на Таганке, где он помогает более сорока лет, у Юрия Любимова частенько пребывали актеры более заветные, чем Золотухин. Не смотря на то, что и в том месте он занимал собственный, особое место, давал нужную для неповторимого ансамбля Таганки «ноту».
Собственную, нутряную, «золотухинскую». Которую знает любой, слышавший его душевно-истошное и вместе с тем юморное пение.
Большие, помой-му простецкие черты лица – с этими Гамлета не дадут. Не смотря на то, что имел возможность бы и Гамлета сыграть, но также собственного, особого. Фильмы «Хозяин тайги» и «Бумбараш», прославив Золотухина, заключили его в рамках амплуа «комика-простака».
Действительно, с смелым оттенком. Юноша из народа, с задним умом и хитрецой, но же хороший и славный, не подведет ни в сражении, ни в любви.
Среди киноролей Золотухина необычным островком выделяется Моцарт, сыгранный в картине «Мелкие катастрофы» по Пушкину. Это уже не простак (не смотря на то, что в чем-то и простак) – чувствуется другой масштаб личности.
Данный масштаб постоянно чувствуется и в самом актере – поет он либо пишет искренние книги воспоминаний. По работам последних лет видно, что Золотухин не остановился – растет, крепнет, делается все более занимательным и притягательным.
Что он в том месте сыграл в сериале «Мастер и Маргарита» либо в «Ночном/Дневном дозоре» – промельк, почеркушка малая. А глаз не отвести и не забыть.
Прочно, здорово сделано, мастерски.
И вот Золотухин – наконец! – взял громадную роль в театре. Светлана Врагова, восстанавливая в новой редакции собственный спектакль «Радостное событие», пригласила его для принятие участия в оригинальнейшем зрелище.
До Золотухина, во второй половине 90-ых годов двадцатого века, ее игрался, изумляя публику, Спартак Мишулин. Сейчас пришел черед Золотухина.
Дело в том, что постановка данной пьесы С. Мрожека – настоящий театральный авангард. Что не в том состоит, дабы издеваться над классикой, обливать актеров водой либо раздевать догола без необходимости.
Театральный авангард – это новое, эксцентричное выражение сложных мыслей, каковые не выразишь несложным языком бытового театра.
«Радостное событие» в театре «Модернъ» – это нарядный, радостный и торжественный финиш света. В дом-крепость жёсткого генерала, могучего агрессивного отца (В.
Золотухин) приходит некто с чемоданчиком. Инопланетянин (П. Чукреев) – не то бродячий комедиант, не то фокусник, не то анархист, не то жулик. Он целый в говорении и постоянном движении, он неуловим, обаятелен и невнятен.
А грозный отец-генерал, хранитель устоев, распевно просматривающий Библию, бережёт у себя дома строгие порядки, основанные на его собственном понимании Бытия. Собственному придурковатому жалкому сыну (в данной роли еле узнаешь красавца-храбреца «Модерна» Олега Царева) он категорически запрещает спать с женой.
От этого бывают дети – а от детей происходят все беспорядки. Если бы Всевышний-отец своевременно вмешался и предотвратил то первое грехопадение, мы до сих пор жили бы в раю!
Но жулик-инопланетянин затягивает генерала в игру. И тот проигрывает в карты судьбу собственной семьи – а возможно, и всего злосчастного отечественного мира.
Супруг познает жену, и от этого рождается ужасный Младенец-дегенерат (потрясающий комедийный актер Сергей Пинегин). Папа повержен!
Сейчас вероятно все: некому выпороть младенца ремнем, некому внушить строгие правила судьбы. Наступает хаос
У спектакля Враговой – острейшая театральная форма. Все второе воздействие, например, проходит на батуте, где персонажи подпрыгивают и делают головокружительные кульбиты и пируэты в воздухе.
Под стать остроумному вздору автора. То и дело появляются танцы, армейские марши, всякие радостные и эстетически привлекательные дивертисменты.
Но основное все равно – за актерами, за их свойством быть «философами и акробатами» в один момент.
В таковой острой форме Золотухин существует как рыба в воде. Его мрачный и строгий самодур-генерал отчаянно забавен при всем величии.
Трагизм этого сильного человека в том, что он может сражаться с этими же, как он. А супротив безликого, подвижного, артистичного, игрового зла он бессилен. С Золотухиным в спектакль входит и тема ветхого театра.
Величественного театра, что когда-то был полон смысла, а сейчас застыл в упрямой рутине. Театра, что теснят и обыгрывают ловкие линии-проходимцы!
Профессионализм Золотухина способен доставить зрителю огромное удовольствие. Прекрасная дикция, полное владение достатком интонаций, скупая и притом отчетливая и ясная мимика.
Ни лишнего перемещения, ни безлюдного слова! Золотухин не выманивает у зрителя реакцию – но властно держит его в кулаке, как и всю роль.
Актеров для того чтобы класса сохранились единицы. Видеть их на сцене в громадной роли, к тому же в то время, когда режиссер не превращает артистов в винтики-марионетки собственных скудных фантазий, а выстраивает вместе с ним целую партитуру роли, – настоящее зрительское счастье.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
2000142 Аудиокнига. М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»