Одна абсолютно счастливая жизнь

Одна абсолютно счастливая жизнь

9 августа на 81-м году судьбы погиб Пётр Наумович Фоменко – неоспоримый фаворит русского театра (по крайней мере в последнюю четверть века).

Яркий, лёгкий, гармоничный, солнечный, умный – эти эпитеты показались около фамилии Петра Фоменко, в то время, когда у него наконец показался собственный театр. Это случилось достаточно поздно (ему было уже за 60), но всё-таки своевременно.

Распад театра в 90-е годы был остановлен и не превратился в тотальный в первую очередь из-за «Мастерской Фоменко».

Его мелкое доблестное войско, где дамы своим артистическим блеском кроме того время от времени превосходили мужчин, сражалось победоносно. А но, на каких весах взвешивать, кто круче: Галина Тюнина либо Юрий Степанов, Полина Кутепова либо Кирилл Пирогов, Ксения Кутепова либо Евгений Цыганов, Ирина Пегова либо Карен Бадалов и без того потом?

Безлюдное дело, покинем его вовсе, отметив, но, что у воспитательного таланта Фоменко было ещё и редкое свойство взращивания и отыскивания как раз женского артистизма.

Благодаря «войску Фоменко» два десятилетия никак не получалось «впарить» грамотному зрителю, что дилетантские почеркушки – это верховный профессионализм. А похищенные на Западе «авангардные» кривлянья – храбрый художественный опыт.

Фоменко нормально доказал и продемонстрировал, что такое талант и подлинный труд, что такое работа с музыкой и словом, что такое – вырастить актёра. Вырастить, а не применять!

Данный неповторимый человек плодоносил, как райский сад.

Но гармоничным и умным Фоменко был не всегда, а прирождённым режиссёром – неизменно. Я прекрасно не забываю ленинградский период его творчества, в то время, когда он трудился в Театре Комедии (1977–1981).

Как большая часть сорокалетних режиссёров, он был тогда в напряжённых отношениях с миром, да и поздний застой толкал творческих людей на острые, агрессивные художественные ответы. не забываю не добрый и ядовитый «Лес» Островского (без искажения текста, само собой разумеется), трагичного «Мизантропа» Мольера с потрясающей Ольгой Антоновой, насмешливую «Измену» по забавной пьесе Л. Зорина. Но – и душевный «Данный дорогой ветхий дом» Арбузова, и «Добро, хорошо, прекрасно» по Василию Белову.

Во всех этих спектаклях царили актёры, каковые сейчас плачут, по причине того, что для актёра встретить Фоменко на своём жизненном пути – всё равняется что проводника в чёрном лесу. Но вот только что вас вывели на светлую поляну – и снова трясина и чаща

Ужасный город Ленинград выдавил из себя Фоменко и продолжал собственное дело – истреблять и доедать гениальных людей, чем занимается и сейчас. А Пётр Фоменко продолжал собственное.

Поставил в Театре имени Маяковского блистательные «Плоды просвещения» по пьесе Л. Толстого, где блистала Татьяна Васильева. В Театре имени Моссовета – «Калигулу» А. Камю, где всецело раскрылся громадный диковинный талант Олега Меньшикова. А в Театре имени Вахтангова, в помещении театрального буфета, Фоменко придумал изумительный фейерверк с танцами и песнями – по драме Островского «Безвинно виноватые» с Юлией Борисовой, Юрием Яковлевым, Людмилой Максаковой, Евгением Князевым

Полумёртвые, угнетённые рутиной, закисшие театральные организмы оживали и начинали сиять под его магнетическими пассами. По причине того, что не совокупности и способы рождают творчество, а персональный магнетизм.

Заражение, в случае если угодно, бациллами творчества.

Фоменко с необыкновенной силой обожал русское слово и довольно часто использовал приём «влюблено-иронического» чтения. Но чтение это вдохновенное, проницательное, глубокое.

Из «мира и Войны» он, например, убрал лёгкой и властной рукой всю дидактику, всю тяжеловесную назидательность – и перед нами оказались в исполнении актёров «Мастерской» дивные, прекрасные, прекрасные люди позапрошлого века. Гоголь – сатирик, вы рассказываете?

Оно само собой разумеется, да лишь у Фоменко (спектакль «Мастерской» «Мёртвые души, том второй») Чичиков – Юрий Степанов испытывал превращение, обратное храбрецу рассказа Кафки: из насекомого в человека. А «овцы и Волки» Островского, где дуэты Тюниной и Степанова театралы смогут производить перерасмотрение вечно, как меломаны – слушать любимую музыку!

Да, вспоминая работы Фоменко, всегда споткнёшься об эту самую «любовь к человеку», но для чего идут трудиться в театр люди, людей не любящие, – это для меня тайная. Шли бы в морг, что ли.

«Одна полностью радостная деревня» – так именуется один из шедевров Фоменко в «Мастерской». В базе его – проза Бориса очень, ленинградского писателя 70-х годов. Вахтин и Фоменко дружили когда-то, и его имя Фоменко упрямо воскресил, вызывал из забвения.

И с тем же упрямством блистательно экранизировал уже немодную прозу матери Вахтина – Веры Пановой (телефильм «На всю оставшуюся судьбу»). Такая преданность «своим» (авторам, актёрам) отличала Фоменко неизменно – и в числе этих «собственных» неизменно были Островский и Пушкин, двое беспримесно солнечных сыновей русской литературы.

музыка и Слово – чего же ещё необходимо душе? Филологическое и музыкальное образования в добавление к театральному помогли Фоменко превращать все стихийные порывы в искусную, посекундно вычисленную игру.

Добавим ещё, что, "Наверное," Петра Фоменко отличала незаурядная людская порядочность. И педагогический дар – из неповторимых.

И что, никаких пороков, недочётов? Так наподобие не бывает?

Да вот не редкость. Само собой разумеется, в 80 лет у него силы были уже не те, что в 60, так это что, предмет дискуссии?

Пётр Фоменко воспитал высококлассных учеников-режиссёров: это и Сергей Женовач, и Иван Поповски, и Сергей Пускепалис, и Елена Невежина, и Миндаугас Карбаускас, и Евгений Каменькович. Все они исправно трудятся.

Все они различные. Действительно, имеется и неспециализированная черта: в случае если в их композициях актёры поют, то делают это искусно, тактично и со вкусом.

И никакой дряни, гнили и мерзости нет в их спектаклях. Заразил их Пётр Наумович прочно, привив глубокое познание того, что одно дело – благородно пошутить, изящно поиграть с авторским текстом, а совсем второе – изломать его и в него нагадить во имя фантомного «самоутверждения».

Да, и обижали, и гнали, и театр дали «на закате» – а всё ж таки Фоменко выстоял, взял верх, сделал всё, что имел возможность, и закат перевоплотил в восход солнца.

Легко страно, как очень многое может сделать один, всего лишь один человек, страно – и поучительно. Царства вам небесного, Мастер!

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Одна полностью радостная деревня мастерская П Фоменко ч 2


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: