Бубновый валет ещё один козырь в доме нащокина

Бубновый валет ещё один козырь в доме нащокина

В Столичной галерея исскуства «Дом Нащокина» до конца сентября будут «гостить» известные «бубновалетовцы», правильнее, их работы. Около 80 произведений отечественных известных соотечественников привезли из музея-заповедника «Абрамцево», Вологодской областной галереи , Тульского музея изобразительных искусств, Рязанского областного музея изобразительного исскуства, частных коллекций.

Снова собранные совместно, дополненные записями воспоминаний собственных современников, они позволяют ближе познакомиться с творчеством живописцев русского авангарда. Почувствовать настойчивость их опытных исканий.

Осознать мотивацию происхождения в начале ХХ века разных направлений живописи и их обоюдное влияние друг на друга.

Первая выставка «Бубнового валета», организованная в декабре 1910 г., возможно сообщить, шокировала почтенную публику. Не только наименование, но и картины, дискуссии самих живописцев позвали у многих визитёров «и хохот, и слёзы», и протест.

Неожиданная продуманная (!) упрощённость изображаемых объектов многим показалась некрасивой, гротескной. Глаз, привыкший к определённым канонам в живописи, принимал замеченное как неэстетичное, чуждое самому понятию большого мастерства.

Тут весьма к месту успешное дополнение экспозиции «Дома Нащокина» – выдержки из произведения «Полутораглазый стрелец». Это соратника бубновых и воспоминания «современника валетов», русского поэта, переводчика, исследователя футуризма – Бенедикта Лифшица.

Он говорит, как Давид Бурлюк на протяжении одной из дискуссий, «засучив рукава принялся низвергать кумиров. Рафаэль и Веласкес были заявлены мещанами духа. Отвлечённому канону он противопоставил новый канон.

Мастерству Восстановления – мастерство египетское и ассирийское». Он же убеждённо провозглашал, что «мастерство – искажение действительности, а не копирование её.

Современная живопись покоится на трёх правилах: дисгармонии, диссимметрии и дисконструкции».

Ретроспективный взор на творчество живописцев разрешает на данный момент практически понять их мироощущение «и» тонкое чутьё действительности как предчувствие «будущего». Реакция художественной судьбе на происходящие и зарождающиеся в мире трансформации проявилась в постоянной смене стилей, поиске новых совокупностей живописи.

С. Юрков, исследуя творчество «Бубнового валета», именует данный процесс «спасение мастерством». И уверен в том, что оно «вероятно единственным образом – адаптацией хаоса культурой, в первую очередь художественной».

Новые совокупности живописи появляются естественным образом. И лишь позже направляться их теоретическое обоснование.

Миссия живописцев – предощущать.

Критика всегда указывала на увлечённость «бубновалетовцев» лубочной культурой: пряники, этикетки, вывески

«с кренделями, бутафорскими дынями и сахарными головами». Да, тогда в художественном мире ощущалась такая потребность – спустить «живопись с небес на землю», приблизить её к судьбе.

Написание неживых предметов (nature morte) в тот период занимало в творчестве живописцев позицию лидера. В экспозиции «Дома Нащокина» представлены натюрморты П. Кончаловского, В. Рождественского, Р. Фалька, Н. Гончаровой, В. Эйгеса.

Кстати, знакомство с этим превосходным, но продолжительное время пребывавшем в забвении живописцем, без сомнений, доставит эстетическое наслаждение. Его «Новодевичий монастырь» и «Московский двор» завлекают внимание добрым взглядом и интересным ракурсом на дорогие сердцу места.

Директор «Дома Нащокина» Наталья Рюрикова напоминает, что живописцы «Бубнового валета» «восхищались Сезанном, Ван Гогом, но база была – лучшие мастера ренесанса». Эта база разрешает настоящим живописцам, неизменно экспериментируя, сохранять самобытность и узнаваемость.

Выставка «Бубновый валет» позднее переродилась в объединение деятелей исскуства живописцев с тем же заглавием. Главный «костяк» его составили П. Кончаловский, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк, В. Рождественский. Гениальная пара – М. Ларионов и Н. Гончарова – образовали собственную творческую группу

(с не меньше вызывающим заглавием «Ослиный хвост».) Активными организаторами выставок были Д. Бурлюк и К. Малевич. Потом Д. Бурлюк стал «отцом русского футуризма», а К. Малевич – «ликвидатором» живописи, основоположником супрематизма. Как мы знаем, создатель «Тёмного квадрата» утверждал, что в супрематизме «о живописи не может быть и речи, живопись в далеком прошлом изжита, и сам живописец – предрассудок прошлого»

Но в «Доме Нащокина» они все – ещё единомышленники в ходе развития и поиска собственных творческих позиций.

Больше всего работ Петра Кончаловского. В творческом замысле он, быть может, был наиболее плодовитым.

И потому, образно говоря, на одного Лентулова в экспозиции «приходится» четыре Кончаловских. Но, конечно же, не в статистике дело, в то время, когда речь заходит об мастерстве.

Не смотря на то, что в первом же зале «Портрет М.П. Лентуловой с розами», написанный Аристархом Лентуловым в 1913 году, «обрамляют» как раз четыре картины Петра Кончаловского, написанные им в 1909 году: «Ирисы», «Парк», «Оливковая роща», «Сбор винограда».

Это был период увлечённости творчеством Сезанна, влияние которого испытали на себе все «бубновалетовцы». Их завлекали в живописце умелая работа с пространством и замечательная энергия цвета, исходящая от его картин.

Этого результата они пробовали добиться, неизменно экспериментируя с его фактурой и цветом. Выговор на цвете как главном ясном средстве стал необычным девизом «валетов».

На выставке много работ Роберта Фалька. Среди них – «Берёзы», «Горный пейзаж», «Натюрморт со скрипкой». Любой цветовой штрих шепетильно продуман.

Про Фалька говорили, что студенты ВХУТЕМАСа, где он преподавал, при его появлении шутливо шептали друг другу: «Цвет, цвет, цвет!» Имеется в экспозиции выставки автопортрет Фалька. Имеется и его портрет, выполненный художницей Потехиной, его первой женой.

Два взора на одного человека – снаружи и изнутри! Весьма различные.

Знакомство с прекрасными броскими полотнами Аристарха Лентулова, которого приятели именовали Ярило, длится прекрасными пейзажами: «На пристани», «Парк», «Зелёный пейзаж. Ветер». В собственном мастерстве он был «озорным и затейливым».

Говорят, что в годовщину Октябрьской революции Лентулов забрал и выкрасил деревья на Театральной площади Москвы в «неистово фиолетовый» цвет! «Меня упрекают и за форму и за содержание моих работ, а ведь всю жизнь я писал лишь то, что видел, и лишь так, как видел» Эти слова Лентулова может сообщить «в оправдание» любой живописец.

В экспозиции галереи большое количество красивых и графических зарисовок любимого живописцами усадьбы Абрамцево. Среди них – снова работы Петра Кончаловского.

Но особенное внимание на выставке завлекает его монументальное полотно «Купание Красной конницы».

Эта картина из коллекции Центрального музея Армии. Экспонируется вне его стен всего лишь второй раз. Написана она на данный момент. Кончаловским во второй половине 20-ых годов двадцатого века.

К тому времени «Бубновый валет» как объединение деятелей исскуства уже завершил собственное существование. Любой из его участников отправился своим путём.

Но «бубновалетовский» дух в их творчестве сохранился на долгое время. Вот и появление картины «Купание Красной конницы» ввело в некое замешательство художественный совет.

Монументальное полотно, выполненное в достаточно реалистичной манере. плоскостей сдвигов и Никаких линий. Композиционно все-все элементы картины на своём месте. И наименование соответствует содержанию.

А вместе с тем какое количество озорства! Да, «Бубновый валет» – это был показатель юности, фантазии, таланта и игры.

Привлекательность мастерства в его непредсказуемости. Брат Давида Бурлюка Владимир – участник всех творческих перипетий, высказал собственный взор на развитие мастерства. «История мастерства – не последовательно развёртывающаяся лента, а многогранная призма, вращающаяся около собственной оси».

И эта идея в праве на существование. Тогда, в начале ХХ столетия, «призма мастерства» вращалась скоро, подставляя взору зрителей всё новые грани. Заставляла трудиться воображение и теребила душу.

Как это происходило в том месте и тогда, мы имеем возможность ощутить тут и по сей день – в залах галереи исскуства «Дом Нащокина».

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Les Mysteres De L’amour / Тайны любви / Сезон 8 / Эпизод 15 Русские субтитры


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: