Кинотавр 2012: покой нам снится
Завершился 23-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», и возможно подвести его итоги. Высокое жюри под управлением Владимира Хотиненко распределило призы, если судить по реакции сотрудников, к общему наслаждению.
Но вот у меня имеется кое-какие возражения, в основном против гран-при фильму Павла Руминова «Я буду рядом».
не забываю, в своё время в Каннах продемонстрировали фильм Атома Эгояна «Красивое на следующий день», где сюжет начинается с того, что в пропасть падает автобус со школьниками. Позже нам показывают их неутешных своих родителей, рассказывается история про некоторых из них.
На мой взор, это запрещённый приём. Зритель сочувствует персонажам не в силу каких-то привлекательных линия их характеров либо хороших одобрения поступков, а вследствие того что они несчастны.
Вот и в фильме «Я буду рядом» мы практически в начале выясняем ужасное – у героини Инны опухоль головного мозга. Данный вид рака летален. И она, живущая только среди доброжелательных людей, целый фильм подготавливается к смертной казни.
Заботливая мама, она подыскивает новых своих родителей для собственного 6-летнего сына. Это весьма хорошие люди, мы верим, что мальчику вместе с ними не будет одиноко. У неё красивая подруга, которая постоянно поможет.
А социальный работник, заботящийся за ней в последние дни (Алиса Хазанова), – добродетели и воплощение заботы.
Обладатель ресторана, где отечественная героиня (Мария Шалаева) трудится менеджером, готов дать каждые деньги на операцию и лекарства. Другими словами современная Москва – легко сказочный мир, где живут красивые люди.
И лишь вот в тело одного из них случайно заползла раковая опухоль, как змея, и ничего с этим не сделать.
Но в художественном произведении ничто не может быть случайно. В случае если героиня смертельно заболевает, то это должно быть не известно почему. Это же не документалистика.
В случае если объяснений нет, то нам предлагают клинический случай, что не обогащает нас художественным опытом. Само собой разумеется, любой обычный человек будет сочувствовать героине, поставленной в такую обстановку.
Но эта чувство никак не обогащает. Как сообщила по окончании просмотра картины мать и писатель двоих детей Татьяна Москвина – «пришла в хорошем настроении, ушла в нехорошем».
Вот в фильме Василия Сигарева «Жить», о котором я писал в прошлом номере, смерть храбрецов носит в полной мере осмысленный темперамент. Она нужна не сама по себе, а для осознания загадочных законов судьбы, предопределения и судьбы.
То, что происходит с персонажами фильма, с одной стороны, в полной мере натуралистично, и одновременно с этим появляется второй, символический, уровень говоримой истории, и это цепляет за живое. Приз за лучшую режиссуру достался этому фильму в полной мере закономерно, его композиция фактически не имеет недостатков.
Но на мой вкус фильм Александра Прошкина «Искупление» эмоционально богаче, с время от времени блестящими актёрскими работами (Сергей Дрейден в роли доктора наук). И в нём виртуозно воспроизведена воздух первого послевоенного года, что застаёт храбрецов в провинциальном городишке, где (наконец-то!) воздействие происходит не только на первом замысле.
Любой кадр продуман, насыщен «веществом судьбы», трудятся все подробности. И история, поведанная в нём, в полной мере символична. Вначале героиня «сдаёт» органам собственную мать, застав её с любовником. Она, обожавшая погибшего на фронте отца, сочла это предательством.
Позже её любимый, юный офицер, приехавший перезахоранивать собственных родных, убитых нацистами, также сгинет по доносу. Так что зло возвратится к ней бумерангом и принесёт очистительное страдание.
Возможно, правильнее было бы назвать фильм не «Искупление», а «Возмездие», не смотря на то, что он заканчивается на мажорной ноте.
Лучшая мужская роль досталась молодому актёру Азамату Нигманову, сыгравшему в фильме «Конвой» Алексея Мизгирёва. Я уже сказал о нём в связи с кинофестивалем в Берлине, где он был во второй по значению программе «Панорама».
Достаточно убедительно создан образ беглого солдатика, которого везут в трибунал через каменные джунгли Москвы. И однако пологаю, что это скорее задаток, к тому же оказалось так, что в конкурсных фильмах фактически не было сквозных мужских ролей.
Разве что Гоша Куценко в лирической комедии Виктора Шамирова «Со мною вот что происходит», которую советую взглянуть. И Гоша в ней наделяет собственного храбреца чертами в полной мере милыми, окрашивая образ лирической иронией.
Да и целый фильм смотрится на одном дыхании, что есть его коммерческой составляющей. Данный зрительский потенциал фильма, по всей видимости, и стал доводом против Гоши, – и без приза в той либо другой номинации эта лента свободно пробьётся к аудитории, а каналы будут ещё неоднократно её показывать в новогоднюю ночь.
Приз за лучшую женскую роль поделили в этом случае две актрисы – яна и Анна Михалкова Троянова, сыгравшие в фильме Авдотьи Смирновой «Кококо». Пожалуй, с этим возможно дать согласие, по причине того, что дуэт хабалки (Троянова) и интеллигентки (Михалкова) оказался на уникальность цельным и одновременно с этим драматичным, эмоциональным.
«Кинотавр» 2012 г. был весьма жанрово разнообразным, дал правильное представление о том, куда бредут отечественные неспокойные живописцы в лучах солнца либо под струями дождя. Показывая нам собственные мечты, они пробуют как-то растормошить вероятного зрителя.
И не смотря на то, что факт пересечения зрителя с большинством отобранных и награждённых картин маловероятен, оптимизм приводит к энтузиазму участников процесса. Художественное варево кинофестиваля, как расплавленный металл, когда-нибудь прожжёт бастионы прокатчиков, – основное, дабы под фестивальным котлом гудело пламя.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
В Сочи стартовал ежегодный фестиваль \