Князь юрий. трагедия

Князь юрий. трагедия

Погиб – а показывать нечего: ни одного спектакля золотой поры Театра на Таганке паразиты не сняли. Ни «Хорошего человека из Сезуана», ни «Антимиров», ни «Гамлета», ни «Обмен», ни «Мастера и Маргариту», ни «Древесных коней», ни «Послушайте», ни «Жизни Галилея», ни «наказания и Преступления»!

Ничего, ничего! Всё берегли плёнку для собственных толстозадых вождей из днепропетровской мафии.

Чему удивляться! И сейчас, в то время, когда и плёнки дефицитной нет, а имеется одна бескрайняя «цифра», снимают для вечности целую новомодную трёхгрошовую дребедень и крутят её по «Культуре», равнодушно проходя мимо настоящего мастерства.

Вот погибнет, скажем, режиссёр NN – и, прошу вас, все кучки его самовыражения к нашим услугам!

Продемонстрировали самого Любимова, дающего интервью, – ничего не зная об этом человеке, всё равняется нечайно задержишься, наслаждаясь. О, это господин! Не раб, не обслуга, не лизоблюд.

Господин!

Продемонстрировали «Всего пара слов в честь господина де Мольера», ветхий телеспектакль Анатолия Эфроса по Булгакову, с Любимовым в ключевой роли. Глаз не оторвать от этого лица – в собственной выразительности и величественной красоте его разве с Николаем Симоновым возможно сравнить.

Возможно, в юности Любимов был хорошим актёром, но в зрелые годы уж совершенно верно владел всеми задатками замечательного трагика. Да и жизнь его – словно бы трагедия в пяти актах.

Так как катастрофа – это не в то время, когда «всё не хорошо и все плачут». Катастрофа – это битва человека с миром.

Первый акт: годы актёрства, включавшие в себя и такие уникальные занятия, как роль конферансье в пляски и ансамбль песни НКВД и съёмки в картине «Кубанские казаки». Обычная судьба советского артиста второго замысла, в то время, когда всё настоящее под спудом, не высказано, запрятано.

Первый акт непомерно затянулся – он продолжался более сорока лет.

Второй акт: Таганка, и этим всё сообщено. Полное обнаружение всех изюминок собственного духа, неповторимый творческий взлёт, создание изумительной труппы.

В те годы неоднократно твердили, что-де Любимов диктатор и подавляет актёров, они у него совершенно верно солдатики – вот так как глупость безграничная. Да, очень сильно у нас были подавлены Высоцкий, Демидова, Золотухин, Трофимов, Хохотов и т.д.

Второй акт длился около двадцати лет – до смерти Высоцкого в первой половине 80-ых годов двадцатого века, открывшей для Таганки период утрат и горя.

Третий акт: лишение советского гражданства, странствия Любимова за рубежом. Это невесёлые страницы.

Да, он ставил оперы и драматические спектакли. (Не знаю, кто разрешает режиссёрам драмтеатра и режиссёрам делать постановки опер, но единственным оправданием этому помогает тот факт, что опытные оперные режиссёры ставят оперы ещё хуже.) Но, в случае если мастерство возможно унести с собой «в кармане», чего-то самого главного, если ты настоящий русский режиссёр, с собой не унесёшь Третий акт заканчивается возвращением на родину в конце 80-х годов.

Четвёртый акт: раскол театра (выделение «Содружества актёров») и новая судьба любимовской Таганки в ветхом строении. Любимов так же, как и прежде правит бал властной рукой, делает репертуар, трудится без простоев.

Но, само собой разумеется, новая Таганка – в некоем роде «театр теней». Не вследствие того что режиссёр стал хуже, – поменялась жизнь, повернулся сам вектор её развития.

Акт продолжался также приблизительно двадцать лет.

Пятый акт: развязка. Что-то треснуло, и отовсюду полезла тупая мерзость.

Актёрский бунт в 2011 году (из-за платов – примета времени в полный рост!), уход из театра, порог которого Любимов так и не переступил до смерти. Празднование 50-летнего юбилея Таганки без создателя Таганки, какой-то «Группой юбилейного года», другими словами молодыми недоучками, без зазрения совести освоившими бюджет Последние пьесы Любимова – в театре Вахтангова, в Громадном.

Смерть – как раз такая, о которой просят все христиане, – «безболезненная, непостыдная, мирная».

Как настоящий ужасный храбрец, нарушающий «гомеостаз», Любимов не поборол мироздания, но как продолжительно, как грандиозно и величественно он боролся! Он нисколько не виноват в том, что созидательное театральное время ушло с основной дороги на обочину.

Он-то сделал всё, дабы этого не произошло, но это произошло. Но история, обернувшись мифом, начинает мощно облучать будущее и настоящее.

Так облучает настоящее «та Таганка».

О Таганке написаны горы, обращу ваше внимание лишь на один факт: какой оригинальный репертуар и богатый придумал Любимов! Он вцеплялся в драматургов и талантливых поэтов и заставлял их трудиться для театра.

Он отбирал лучшую современную прозу – Трифонова, Абрамова, Можаева, В. Быкова. Он ни при каких обстоятельствах не ставил классику для безлюдного самовыражения.

Чувство ответственности? Да, но и могучий, настоящий интеллект.

Не начитанность-нахватанность, как у большинства современных режиссёров (многие из которых, по сути, просто-напросто глупы), а глубочайший ум. Но и сердце имелось – в случае если отыскать в памяти, как аккуратно и ласково копался режиссёр со своим «творческим сыном» Высоцким

Сейчас князь Юрий, думается, «удалился в замок», другими словами замкнулся в гордом уединении, и это более чем закономерно – пережить столько предательств. Не желаю на данный момент обсуждать, правы либо неправы были те, кто раскалывал Таганку либо совсем сравнительно не так давно возмущённо шипел в массмедиа про недоплаты и невыплаты.

Ну прекрасно, допустим, вы правы, так и вложите собственную правоту в эргономичное, неизменно дешёвое место. В случае если помогать тому, что превышает тебя (к примеру, русский театр), либо по крайней мере не забывать об этом, то вопросы правоты решаются легко, скоро и сами собой.

«Берегите ваши лица» – так именовался один спектакль Таганки. Ну-с, давайте посмотрим, кто сберёг собственное лицо, с годами становившееся всё более красивым, – Любимов либо его оппоненты? Кем возможно наслаждаться как произведением мастерства?

Кто создал театр-миф? И наконец, чьи дни Господь продлил так щедро, дабы мы имели возможность иметь перед глазами пример хорошей и угодной Ему жизни?

Вот как раз.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ исторический фильм


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: