Когда миша майский разговаривает с виолончелью
«В то время, когда я уезжал, Ростропович, мне думается, сохранял надежду, что мой ответ будет следующим: «По окончании Вас нет никого!»
Он старался быть похожим собственного великого Преподавателя во всем! Кроме того воспротивился родителям отправиться к логопеду, дабы исправить грассирующую букву «р» Еще, ему посчастливилось заниматься у Григория Пятигорского, – выдающегося виолончелиста XX столетия, что уехав из России в первой половине 20-ых годов двадцатого века, потом сотрудничал с этими великими музыкантами как Сергей Рахманинов, Яша Хейфец, Артур Рубинштейн
Миша Майский также покинул Россию в первой половине 70-ых годов двадцатого века, будучи студентом Столичной консерватории. И Мстислав Ростропович дал совет ему прорваться к Пятигорскому, что тогда уже был летально болен.
Миша выполнил «наказ» собственного первого учителя. Карьера музыканта состоялась. на данный момент, полный идей и творческих планов, он играется с оркестрами мира и лучшими солистами, дает сольные концерты.
А на Музыкальный фестиваль, что проходит в маленькой швейцарской деревушке Вербье, приезжает практически ежегодно совместно со своей бессчётной семьей. Тут для него – и превосходный отдых, и, конечно же, любимая работа!
Фестиваль в Вербье проходит уже в 21 раз. Уникальность его пребывает в том, что на концертах, вместе с респектабельной публикой в одном последовательности сидят, и пристально слушают друг друга отечественные великие современники: Юрий Темирканов, Марта Аргерих, Григорий Соколов
У Майского пятеро детей! Младшему Маттео – всего четырнадцать месяцев. А старшие дети уже давно выступают с отцом на одной сцене.
Как говорит виолончелист, они выросли вместе с этим Фестивалем. Отечественному обозревателю удалось побеседовать с музыкантом прямо перед концертом в церкви (Eglise). дочь и Отец воображали произведения Баха, Шостаковича и Бриттена.
Вы стали нередким гостем в Российской Федерации – выступаете на разных концертах, судите конкурсы. Сами проявляете инициативу либо откликаетесь на приглашения?
– Я бы не заявил, что в Российской Федерации моя концертная судьба такая уж бурная Я ни при каких обстоятельствах не проявляю инициативу полностью нигде. Единственное, что я делаю, – пробую всё скоординировать и выбрать те приглашения, каковые мне самый увлекательны.
А, по большому счету, стараюсь прекрасно играть на виолончели и совмещать это со своей личной судьбой. Но, сожалению, у меня, как и у любого концертирующего музыканта, ужасная дефицит времени, не достаточно на всё энергии и сил!
Говорят, в вашей судьбе присутствуют необычные совпадения и мистика.
– Мистика?.. Я бы не заявлял столь претенциозно.
Это уж как-то и звучит мистически (смеется). Да, совпадения имеются.
Вот, к примеру, столь редко видящееся в Российской Федерации отчество Леопольдович, – и у меня и у моего Учителя! В Бельгии, где я живу, был Король Леопольд
У Моцарта отца кликали Леопольд
– Да Мстислав Леопольдович имел привычку давать клички своим ученикам. Я у него был старик Леопольдыч
Вы рассказываете о совпадениях. Ваш Преподаватель в юные годы дремал в футляре от виолончели.
Вы также?
– Нет, не дремал, по причине того, что у меня не было в то время виолончели. Мои дети – да!
Говорят, что Ростропович, проводя время сна в футляре, вместо детской кроватки, с самого начала судьбы впитал в себя звуки этого инструмента. Возможно, ваш младший, Маттео, также станет известным?
– У моих детей, действительно, слава Всевышнему, имеется, где дремать, но случаи бывали (смеется) Я кроме того покажу вам на данный момент такую фотографию!
В юные годы я слышал по радио передачу с участием Ростроповича. Да и то, что я, похоже (как он), произношу букву «р», для меня был вправду мистический символ! Но, все это, конечно же, полная ерунда!
Я обожаю, к примеру, цифры, числа, их совпадения и всё такое. Но этим не требуется через чур увлекаться. Имеется таковой хороший анекдот
Поведайте
– Одна дама пришла в казино Монте-Карло и поставила на рулетку число 27 И победила на порядок больше! Снова, все деньги поставила на это число, и, опять, выигрыш составил огромную сумму.
В третий её ожидала такая же успех, – она взяла сумасшедшие деньги. Все в шоке, казино закрывают Тут, конечно же, телевидение, журналисты Ее задают вопросы: «В чем секрет?».
Она отвечает: «Интуиция и маленький математический расчет!» Все в восхищении: «Математический расчет?». «Да, – отвечает она, – имеется такое совпадение: сейчас – седьмое число, и я приехала ко мне ровно в семь часов! Мое место в поезде – также было № 7! Ну, я прикинула, – трижды семь – 27!
Вот и победила»…
Вы – гражданин мира. Все ваши пять детей появились в различных государствах.
Какой язык для вас самый родной?
– Одним из моих весьма важных партнёров и близких друзей, был румынский пианист Раду Лупу. Музыкант получал образование Москве, в консерватории. на данный момент он живет в Швейцарии. Он женился на англичанке (она также обучалась у Ростроповича).
Раду Лупу – поразительно образованный и умный человек, но, к тому же, он мне как-то заявил, что в нем развился ужасный комплекс. Так как он уехал из Румынии весьма молодым, то его первый язык конечно пострадал.
По-русски он говорит наподобие вольно, но уже с некоторым затруднением. Британский знает прекрасно, но т.к. его супруга из весьма интеллектуальной семьи и пишет книги на британском, он также не с большой уверенностью себя ощущает, в то время, когда говорит с ней на британском.
Вот он и почувствовал, что, по сути, у него нет ни одного языка!
Вы желаете сообщить про себя то же самое?
– Возможно. По-русски говорю редко. В случае если спросите, на каком языке мне легче всего общаться, к примеру, давать интервью, – это британский.
Я говорю по-германски, по причине того, что большое количество выступаю в Германии. И, конечно же, могу объясниться по-французски, т.к. живу во французско говорящих государствах. Кроме того говорю на иврите.
И живу, и говорю везде!
А вдруг вас задать вопрос о музыкальном языке. Музыкальный языккакой страны вам ближе?
– На протяжении выполнения мне близко то, что я играюсь! Обожаю русскую музыку; Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича.
Но точно кроме этого себя чувствую и по поводу Баха, Бетховена, Шуберта, Брамса либо Дебюсси. Самый любимый диск, из записанных мною, это французская музыка.
Он мне особенно нравится, потому трудясь над ним, я определил столько нового: Шоссон, Дюпарк, Рейнальдо Ан! Я кроме этого обожаю испанскую музыку, и записал диск, посвященный моему пятилетнему сыну Мануэлю. В то время, когда играюсь,
Другими словами, чувствуете себя настоящим испанцем?
– Само собой разумеется! И это прекрасная музыка!
В наш век, в то время, когда такие новейшие технологии, границ не существует! Совсем необязательно появиться, к примеру, в Российской Федерации, дабы знать и обожать русскую классику.
И раньше этого не было. К примеру, один из самых известных интерпретаторов французской музыки – германский пианист Вальтер Гизекинг.
Имеется масса таких примеров.
А кто из великих, громадных исполнителей ваш настоящий приятель?
– Тяжело сообщить! Имеется столько превосходных, глубокоуважаемых мной музыкантов. Я не весьма обожаю выбирать кого-то одного.
Что касается моих партнеров, с которыми мне весьма крупно повезло, это, конечно же, Марта Аргерих – мой самый главный партнёр и близкий друг. В следующем году у нас будет 40 лет совместного музицирования!
Пожалуй, по верности и длительности это единственный пример.
Но она таковой «закрытый человек», ни при каких обстоятельствах не дает интервью
– Это лишь так думается! В действительности, у не весьма широкая душа, она неизменно готова общаться. Марта – весьма несложная, и совсем, не в смысле этого слова, «примадонна».
Интервью вправду забрать у нее сложно (смеется). Больше всего она не терпит снобизм и неинтересных людей.
Она знает все про меня и про мою семью; про моих детей. Я с ней делюсь всем, задаю вопросы совета
Как берегли собственные руки, в то время, когда было нужно сидеть в лагере?
– Само собой разумеется, мне везло, в какой-то степени. Так как ежедневно мы грузили по восемь грузовиков цемента. Я одевал такую марлевую повязочку, мне кроме того за вредность давали ежедневно пол-литра молока.
Обо мне заботились! Я постоянно говорю, у меня совсем зацементированные легкие!
Слава Всевышнему, руки удалось сберечь. И я, по большому счету, считаю себя безумно везучим, в принципе!
Из-за чего?
– По причине того, что я самый радостный виолончелист! Не наилучший.
И подчеркиваю, что это весьма субъективно, поскольку так может сказать, любой желающий, если он так ощущает.
С кем общались, в то время, когда уехали? Кто вас больше поддерживал?
– Я приехал в конце 1972 года в Израиль, начал давать большое количество концертов. Меня сразу же поддержал дирижер Зубин Мета. В первоначальный момент помог мне Айзек Стерн.
В то время, когда я играл на израильском фестивале в первой половине 70-ых годов XX века, мне организовали встречу с величайшим музыкантом XX века Пабло Казальсом –Ему тогда было практически 97 лет! И я совершил с ним 3 часа!.. Меня кроме этого поддерживал Леонард Бернстайн.
С ним я записал 3 диска.
Переписка в то время исключалась?
– Переписывался я в то время лишь с мамой, которая оставалась в Риге. Брат жил в Ленинграде. Первой уехала моя сестра (во второй половине 60-ых годов двадцатого века), почему и начались мои неприятности в консерватории.
В первой половине 70-ых годов двадцатого века я уже строил коммунизм на цементном заводе, и, увы, бесполезно Я был последним студентом, кто заплатил за образование (это придумали внезапно чтобы остановить эмигрантов). Я заплатил 8900 рублей за четыре курса обучения в Столичной консерватории.
А как вы появились в Америке?
– На том израильском фестивале была, что именуется (смеется) такая Cosa Nostra (иудейская мафия) Стерна, и им нужен был юный виолончелист. А я идеально доходил для этого: Столичная консерватория, ученик Ростроповича и т.д.
Стерн внес предложение мне отправиться в Америку. Он тогда мне сообщил: «Вы приехали из России в Израиль, и вы думаете, что вы приехали на Запад?.. Нет вы приехали не на Запад, – это Ближний Восток Вы должны отправиться в Америку.
Я организую вам стипендию на шесть месяцев!».
И вы тогда задумали попасть к Пятигорскому, по совету Ростроповича?
– Не совсем так. В то время, когда я уезжал, Ростропович, мне думается, сохранял надежду, что мой ответ будет следующим: «По окончании Вас нет никого!»
Америка, Америка Стерн, организовав мне стипендию, конечно же, имел в виду педагога Леонарда Роуза, с которым игрался. А я-то грезил попасть к Пятигорскому.
В общем, он мне «надул шарик», а его иголкой сходу хлопнул! Пятигорский не был частью «клана» Стерна.
Он был с Хейфицом на западном берегу, а это – как вторая страна.
Это было наилучшее время в моей жизни! Четыре месяца! Я неизменно тут же поясняю, Ростропович и Пятигорский – несравнимые личности
Это было начало моей новой жизни. Пятигорский обожал владеть русским языком; мы с ним ни слова не владели английским языком Но! Он сказал совсем на втором русском языке!
Для него это был шанс поделиться своим неповторимым жизненным опытом. Я был подобен высушенной губке, которая все впитывает.
Вы говорите со своим инструментом?
– Каждый день.
А по окончании концерта?
– Я еще не совсем сошел с ума. Она не говорит и не играется сама
Это – процесс!
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Миша Майский (виолончель) и \