Красивая история челябинска

В прошедший понедельник в Челябинске, незадолго до празднования дня города, открылась выставка «Забытый город: Челябинск 18 века». И за эту нечаянную эйфорию, жителям направляться благодарить: отечественный национальный исторический музей, в особенности, в его составе, Детский музей, что фактически, и приготовил нам эту неповторимую выставку.

К тому же пожалуй региональное отделение военно-исторического общества, и группу ученых энтузиастов историков.

В которую, конечно же, просто не мог не войти, прекрасно узнаваемый челябинец Гаяз Хамитович Самигулов — научный сотрудник Южноуральского национального университета. Его специализация это прежде всего история Урала, в основном Зауралья, и, конечно же, история Челябинска.

Наряду с этим нужно прекрасно осознавать малозаметную неспециалисту, но весьма значительную отличие между административным, и географическим понятиями «Зауралье».

Главное занятие ученого Самигулова: проведение научных изучений, и популяризация многонациональной истории родного края, начиная приблизительно с конца 16 века. Другими словами с того самого периода, в то время, когда эти территории неспешно начали входить в состав государства Российского.

И кстати его первая монография была посвящена Далматовому монастырю, истории русского расселения, которое как выяснилось, возможно и необходимо, изучать и осознавать, лишь, в тесной привязке с историей тюркского расселения, расселения фино-угорского народа на интересующих всех нас территориях.

Красивая история челябинска

Причем с того времени, и по сей день, Гаяз Хамитович, последовательно старается минимально политизировать, все изучаемые им весьма непростые исторические процессы. Пробует, отталкиваться наряду с этим только, от установленных фактов, материальных предметов, а не от популярных лозунгов дня сегодняшнего.

Уходить от популярных стереотипов, историку многонационального и многоконфессионального края, конечно же, совсем не просто. Гаяз Хамитович, к примеру уверен, что в Челябинске в обязательном порядке должен быть установлен хороший монумент такому выдающемуся историческому деятелю как Кутлу-Мухамме?д Те?вкелев (Алексей Иванович Тевкелев); — татарскому мурзе из рода Тевкелевых, русскому дипломату, основателю Челябинска, генералу России. Не смотря на то, что сейчас это на его взор до тех пор пока еще нереально

— Гаяз Хамитович, в чем фактически сущность, и отличие данной выставки от всех остальных, к каким жители уже начинают привыкать

— Сущность ее, как и у всякой настоящей исторической выставки неизменна: познакомить его гостей и жителей Челябинска с некоторыми сторонами судьбы ветхого города. Но это еще и 18 век, тот самый, неизвестный период отечественной истории.

Мой любимый период истории, вправду малодоступный, кроме того для большинства просвещенных людей, без шуток интересующихся прошлым родного края. Реалии, которого во многом, кроме того сейчас, представляются нам историкам, легко фантастическими.

Потому еще, что документальная база того времени очень мелка. Вследствие того что весьма мало архивных документов того времени сохранилось.

Так оказалось, что пугачевцы, в то время, когда забрали под себя Исетскую провинцию, ухитрились сжечь целый архив. В то время, когда забрали Челябинск, потому, что для них все документы напрямую были связаны с налогообложением, с прямым злом по существу, они просто сразу же забрали и все пожгли

Нам необходимо было выбирать какой-то определенный исторический период для выставки. А 18 век, в истории отечественного региона, это вправду весьма важный перелом.

Время, в то время, когда эти территории, были совсем включены в состав Русского страны. И затем, все процессы, происходящие у нас, стали уже неспешно определяться как раз национальными заинтересованностями.

В случае если до этого времени, мы можем сказать, о большой автономности местных жителей, то по окончании создания в отечественных местах оборонительной линии России, обстановка изменилась в корне. К тому же, с этого момента, стало настоящим, и вероятным развитие на Урале индустрии. Вследствие того что до этого, никто бы кроме того не выделил бы почвы под обустройство фабрик

— Знаю, что Южный Урал того времени, является предметом вашего интереса. С чем это связано, из-за чего вам так дорог Челябинск 18 века. Из-за чего вот уже более десяти лет вы углубленно изучаете его славное прошлое

— Любой город формируется прежде всего в начальный период собственного развития. И сегодняшний Челябинск, конечно же, это не город 18 века.

Но какие конкретно, то очень важные его характеристики, они со всей неизбежностью были заложены как раз в ту пору. И особенный темперамент челябинцев, их в хорошем смысле слова упертость на мой взор идет от весьма необычного характера свободных, свободных людей, создававших челябинскую крепость, в основном уроженцев людей и зауральских слобод пришедших ко мне с русского Севера.

Крутых и весьма инициативных мужиков решившихся испытать собственную судьбу. С характером конечно. Себе на уме, в основном.

Осознаёте, отечественные почвы это пограничье. Тут всегда были башкирские восстания.

Тут, всегда были набеги калмыков, казахов, других степняков. Тут люди, постоянно готовься забрать чуть чего в руки оружие, и в ответ самим устроить вооруженный набег, совершить поход в Дикую степь. Одним словом предки это — вооруженные люди, привыкшие себя чувствовать свободными

— Поведайте хотя бы очень мало об экспозиции. Опасаюсь, что не все желающие смогут посетить эту выставку.

Город то у нас миллионный.

— Центральное место выставки, занимает макет центра Челябинска 70-х годов 18 века. Максимально правильные, из дерева, в миниатюре, копии настоящих бревенчатых жилых домов, административно-хозяйственных строений.

А керамист-живописец Лариса Балханова, экспрезидент Челябинского областного объединения живописцев, изготовила еще и неповторимый керамический макет каменного челябинского Христорождественского собора. В полной мере разрешающего, любому визитёру выставки, осознать, как же в старину соотносилось это величественное строение с другими муниципальными строениями.

Что означал данный собор для ветхого Челябинска. И собор у нее оказался вправду весьма прекрасным.

Возможно подолгу находиться, и просто любоваться этим творением. Пологаю, что он, все же, весьма похож на тот самый собор, Что в то время, когда то давным в далеком прошлом, вправду украсил отечественный с вами город.

Конечно же, керамисты-живописцы сделали его макет весьма достойно, и в полной мере подобающим образом.

Но и древесные постройки, каковые были сделаны сотрудницами Детского музея, были выстроены на весьма большом музейном уровне. Сходу ясно, что их делали настоящие эксперты собственного дела.

При изготовлении этих моделей, дабы все совершенно верно воспроизвести в подробностях, всегда приглашались еще и консультанты историки, такие как я, и Андрей Рыбалко – ведущий этнограф Южного Урала. Мне было нужно снабжать мастеров документами того времени, содержащими описание построек, планировку, их обоюдное размещение в пространстве.

По окончании чего, мы все уже совместно, отталкиваясь от собственного знания строительных традиций, неспешно приходили к заключению, как имело возможность вправду смотреться то, либо иное сооружение. Вследствие того что, конечно же, любое историческое описание, неизменно мягко выражаясь не хватает подробное.

И моменты реконструкции постоянно допускают определенный компромисс. Но мы конечно же постоянно стремились добиться большого соответствия времени.

В принципе эта выставка, сейчас — украшение Детского музея, но вычислено это все, на самую широкую аудиторию: от малышей, которым эти прекрасные домики, конечно же, запомнятся на продолжительно; до взрослых, и самых важных людей, вследствие того что большинство из них, в обязательном порядке откроют для себя что, ни будь новое. К примеру, устройство слюдяных вставок в окна.

Мелких обрезанных, и обработанных кусочков слюды, каковые по краям через дырочки сшивались, дабы после этого эту сложную конструкцию засунуть в оконный проем.

-Удивительно. Хочется знать, кто же изготовил эту чудесную сказку.

Что за люди стоят за этим усердным трудом?

— Все это делалось по большей части в нерабочее время, как в большинстве случаев у вправду увлеченных людей, на голом энтузиазме. По большей части дамами, сотрудницами Детского музея. Настоящими перфекционистами.

Работа, конечно же, у них была легко выматывающая. Устроители выставки весьма желали как следует и честно сделать вправду хорошее дело. Подлинно научный труд. Создать экспозицию, за которую им не будет стыдно. Я это знаю доподлинно.

Еще и вследствие того что моя супруга — куратор выставки сотрудник Детского музея Татьяна Альфидовна Дудник.

Но эти макеты это лишь часть выставки. Лишь один экспонат, пускай кроме того очень важный. На выставке представлен так же макет начального варианта древесной челябинской крепости.

Реконструкция на основании чертежа, что имеется в отечественном архиве. Эту подробную модель сделал мастер художник-и замечательный реставратор-макетчик Челябинского краеведческого музея Виталий Петрович Грачев.

Представлены на выставке, конечно же, еще, и бессчётные культуры материалы — жителей и археологические предметы быта отечественного региона того времени. оружие и Строительные инструменты. Так, что картина оказалась достаточно целостная и объемная.

Хороший презент к дню города для всех, кто вправду интересуется его историей.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Кто выстроил сталинский Челябинск? (Познавательное ТВ, Илья Богданов)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: