Культурный форум взгляд сбоку
7–9 декабря в Петербурге состоялся Интернациональный культурный форум, третий по счёту. Бесчисленное количество мероприятий и участников форума совсем исключает точный и полный отчёт о них какого-либо отдельного лица: это лицо было бы не в состоянии посетить и десятой доли событий.
Так что ограничимся собственного рода «заметками на полях».
Мокрый снег повалил в Санкт-Петербурге фантастически некстати: 6 декабря приблизительно в 17:45, ровно тогда, в то время, когда в честь 250-летия Эрмитажа на Дворцовой площади подготавливалось шоу «Бал истории» (фильм проецировали на стены Генштаба). Десятки тысяч людей сперва терпели, а позже дружными толпами потянулись по Невскому проспекту к метро, заняв проезжую часть.
Клубы снега, отчаянные гудки автомобилей Что так рассердило небесных покровителей города? Возможно, то, что 250-летие Эрмитажа насчитали аж от коллекции Екатерины Великой?
Но это дело обычное. Либо не пришлось по нраву то, что сейчас Эрмитаж, замечательно делая функции хранения сокровищ, желает стать ещё и рассадником «современного мастерства»?
Глокальные времена, господа!
Вот какие конкретно шедевры ловкой демагогии рассылает в наше время основной музей города. Привожу отрывок из релиза выставки «GLASSTRESS2015GOTIKA», которую Эрмитаж планирует проводить на венецианской бьеннале 2015 года. «Мы опять живём в «глокальные» (от слов глобальный+локальный) межкультурные времена с вечно многообещающими результатами технического прогресса В искусстве и архитектуре Европы готика стала первым интернациональным стилем.
Сейчас похожую роль играется современное мастерство. Все характерные для готики показатели: сложность, фундированность философией, системная последовательность, всеядность, пристрастие к внешнему эффекту, девиантность – смогут быть установлены как определяющие и для современного мастерства» Вот это фокус!
Значит, готический Кёльнский ржавая машина и собор, которая летом стояла у Эрмитажа в рамках «бьеннале современного мастерства» – одного поля ягоды? Быть может, стоит внести в перечень якобы схожих линия современного искусства и готики талант, профессионализм и веру в Создателя?
И тогда шарлатанская игра слов сама собой растает, по причине того, что у творцов готики всё это было, а у современных арт-аферистов, в большинстве случаев, нет и в помине?
Министры, министры, министры
Культурный форум – что-то наподобие военного парада: внизу проносят успехи и проходят войска, наверху – руководство. Главы прибыли на форум в изрядном количестве и посетили не только классические начальниковые места наподобие Президентской библиотеки и Эрмитажа.
К примеру, в музее Фаберже министры культуры разных стран совершили «рабочий ланч без галстука» и подписали последовательность соглашений. Действительно, среди них не было ни одного министра культуры из государств Европы, не считая Сербии, но были министры культуры из Южной Осетии, Абхазии, Лесото, Ливана и Южного Судана,что, само собой разумеется, куда круче.
К сожалению, публике не сказали меню делового завтрака, так что неясно, для чего по большому счету упоминать слово «ланч», возбуждая здоровое любопытство, но ничем его не удовлетворяя.
Помощник примьер-министра Ольга Голодец находилась в «Чаплин-холле» в рамках секции «Цирк» и рассказала о программе «Социоцирк». Тема социоцирка, само собой разумеется, всецело в компетенции О. Голодец, да и все мы в целом можем сообщить много увлекательного о социоцирке, в котором пребываем много лет.
А В. Мединский оказался и вовсе в предельно демократическом месте – в магазине «чтения и Парк культуры» на Невском, потому, что воображал личные книги как создатель. С одной стороны, прекрасно, в то время, когда во главе министерства стоит грамотный человек.
С другой – все авторы тщеславны и горды, а для пользы дела главам над культурой лучше бы испытывать смирение и трепет перед настоящими её творцами. Что касается президента, то он пронёсся над культурным форумом в собственном простом стиле Бэтмена, за день посмотрев в Эрмитаж и Царское Село, совершив заседание по образованию и науке и поздравив Алису Бруновну Фрейндлих с Днём её Благословенного рождения.
А действия Бэтмена дискуссии не подлежат – остаётся лишь негромко и страстно сохранять надежду, что когда-нибудь, возможно, он прилетит и к тебе.
Москва самодовольная
Само собой разумеется, прекрасно бы культура помогала согласию народов. Но покамест с этим тяжело кроме того у Москвы с Петербургом. На форум прибыла делегация из Департамента культуры г. Москвы во главе с Сергеем Капковым.Данный необычный человек (живая иллюстрация русского выражения про гуся и воду), в принципе лишённый рефлексии, весело поведал, что:
1. Секрет успешной работы департамента в том, что у него большое количество денег.
2. Департамент культуры Москвы превосходен тем, что он создаёт смыслы.
По всей видимости, в качестве живого доказательства процветания культуры в Москве департамент привёз драматурга Вырыпаева и режиссёра Богомолова. Нет, что-то не убедил меня департамент, скорее испугал: не дай всевышний, скромное петербургское управление культуры, у которого мало денег и которое никакие смыслы, хвала Создателю, не создаёт, наберётся самодовольства у столичных сотрудников.
И начнёт предъявлять режиссёров, начисто лишённых таланта, в качестве новаторов-реорганизаторов культуры. В большинстве случаев, таких голубчиков Петербург дарит Москве, как подарил ей некоего Б. Юхананова.
Некто Б. Юхананов удачно перевоплотил Театр имени Станиславского на Тверской в что-то называющиеся «Электротеатр Станиславский». До тех пор пока что никаких пьес в том месте нет, и откуда бы они взялись, в случае если во главе стоит не режиссёр, а прожектёр?
Мои поздравления труппе бывшего Театра имени Станиславского, которая съела талантливого порядочного человека – Александра Галибина и взяла вместо то, что заслужила.
Нет уж, благодарю, дорогая моя Москва, но давайте вы станете сходить с ума по-своему, а Санкт-Петербург – по-своему. Ходите сами в собственные «Электротеатры», а Санкт-Петербург пускай останется реликтовой рощей театра обычного, драматического.
Стоит ли овчинка выделки?
Культурный форум – предприятие новое. Необходимое ли? Не берусь ответить. Вот «Золотую маску», «национальную» театральную премию, этого спрута, рождённого лихими 90-ми, считаю нужным упразднить.
Такая экономия выйдет! А необходимо ли прессовать много встреч, диспутов и открытий в три дня, делать выводы не могу.
Тем более на форуме авторитетные специалисты хронически чередовались с бойкими самозванцами, и какая от этого имела возможность случиться польза для культуры – неизвестно.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Референдум в Донбассе — Взор сбоку — Росбалт 13 05 14