Легко, весело и справедливо

8 марта в театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова» под управлением н.а. РСФСР Рудольфа Фурманова (Петербург) состоялась вторая церемония вручения русском национальной актёрской премии «Фигаро».

Также – имени Андрея Миронова.

Соучредители премии – правительство Петербурга и сам театр.

Мелкий (200 мест) зал «Русской антрепризы» сиял от знаменитостей, как витрина ювелирного магазина. На сцену в качестве «вручантов» и «получантов» премии «Фигаро» выходили Олег Басилашвили и Сергей Безруков, Людмила Чурсина и Нонна Гришаева, Эдуард Игорь и Радзинский Кваша, Василий Лановой и Роман Виктюк, Александр и Светлана Крючкова Розенбаум, Александр Адабашьян и Левон Оганезов Под острые комментарии сидевшего в первом ряду президента премии – Валентина Гафта.

Такое сияние – уникальность для Санкт-Петербурга, и, само собой разумеется, оно получено «на доверие», под персональный авторитет Рудольфа Фурманова. Премия, им задуманная, – чистая, прекрасная.

Нет никаких надутых «специалистов», с жабьим видом римских прокураторов отбирающих якобы «лучшее», нет мнимой интриги (кого отберут из номинантов, ах-ах). Участие в премии ненавидящих театр «тэатровэдов», слава всевышнему, сведено к нулю.

Статуэтку из бисквитного фарфора, изображающую Андрея Миронова в его коронной роли Фигаро, просто-напросто вручают «по любви» хорошим актёрам. И тем, кто пользуется общероссийской известностью, и тем, у кого она возможно в первых рядах.

Актёрам различных поколений, из различных театров. Вот и всё.

В это же время, если бы и собралось жюри из самых злобных критиков, что бы оно имело возможность возразить против кандидатуры Олега Басилашвили, великолепно сыгравшего в прошедшем сезоне американского доктора наук в пьесе «Лето одного года»? Через фирменную иронию у Басилашвили в данной роли проступает знакомая каждому думающему человеку тревога: как прожита жизнь, для чего?

Актёр не закутан в мантию славы, не отгораживается от действительности. Только что вышла книга его воспоминаний под эмоциональным заглавием «Неужто это я?!

Господи» – в ней большое количество блистательных, замечательно написанных страниц, и нет ни тени самохвальства.

Легко, весело и справедливо

Басилашвили прочёл стих Евтушенко «Поэт на рынке», всем своим статным видом подтверждая, что и поэт на рынке, и актёр на рынке, и любой желающий на рынке – может вести себя достойно.

Эдуард Радзинский, взявший «Фигаро», хоть и не актёр, но полностью артист, к тому же написавший для русских актёров множество отличных ролей. «Вот человек, говорящий правду, лишь правду и ничего, не считая правды!» – заявил его ведущий, но Радзинский только скептически хмыкнул. «Если бы я правду сказал, я бы в далеком прошлом не жил на свете такая у нас страна особая» – молвил он. Вдобавок ко всему Радзинский ещё стал и персонажем пьесы Валентина Гафта, идущей на сцене «Современника» («Сон Гафта»), и в том месте к нему обращается лично товарищ Сталин.

Обращение Сталина, которую тут же озвучил Гафт, заканчивается репликой – «Потому, что я Неизменно в Кремле». Да-а, тяжело не дать согласие

Светлане Крючковой, которая вышла поздравлять Радзинского, тяжело выступать в зале меньше чем на 500 мест. Но, ядерная энергия актрисы в состоянии взорвать любое помещение.

Загружать эту шаровую молнию работой (а Крючкова трудится в БДТ) театр обязан хотя бы из мер предосторожности. Действительно, пару дней назад, в беседе с Путиным, министр Авдеев сообщил, прося дополнительных средств на реконструкцию Громадного драмтеатра в Санкт-Петербурге, что – «выяснилось, в театре всё прогнило, от фундамента до потолка».

Надеюсь, это в прямом, не в переносном смысле?

Людмиле Чурсиной какие конкретно призы ни давай – всё будет мало, поскольку это настоящая звезда советского экрана, по таланту не уступающая никаким Вивьен Ли и Элизабет Тейлор. Легко жизнь её творческая развивалась за металлическим занавесом и мир об этом не определил.

Но мы-то знаем! Помимо этого, Чурсина – незаурядная театральная актриса, преданная репертуарному театру, за что и была награждена «Фигаро».

Сергей Безруков мячиком выпрыгнул на сцену и специально для фотографов скорчил пара уморительных лиц. Дабы они, как растолковал артист, не подлавливали его на неудачных выражениях лица, а имели забавные рожи «по закону».

Тут вспомнилось мне, какой в действительности радостный и забавный это актёр, не обращая внимания на сыгранных им Есенина, Иешуа и Пушкина. Прекрасно бы лёгкий дух комедиантства перебивал время от времени в Безрукове тяжесть «мессианства».

Лицедейка, непревзойдённая пародистка Нонна Гришаева, приобретая особый приз президента жюри, была скромна и очаровательна в собственном щекотливом платье в стиле 60-х – и, стреляя зажигательными глазами из-под чёлочки, спела песенку про «дожди на Арбате». На Арбате, где расположен Театр имени Вахтангова, вправду идут дожди – и это дожди из слёз красивых невостребованных актрис Театра имени Вахтангова, в их числе и сама Гришаева.

Задыхаясь от беспокойства, прижала собственного «Фигаро» к пышной груди Ирина Пегова – сотканное из таланта чудо природы с ямочками на щёчках. В этом сезоне Пегова отличилась в театре имени Маяковского, исполнив роль Саши Негиной в «поклонниках и Талантах».

Возможно порадоваться – наконец-то имеется кому играться героинь Островского с их «горячим сердцем». Не смогут Островского играться холодные стервы!

Приз имени Миронова вручили и прекрасному актёру из Ярославля (многим он знаком по кино) Владимиру Гусеву. Большой, лучащийся обаянием Гусев тут же оправдал массовое убеждение в том, что актёр – это праздник, и продемонстрировал пара забавных этюдов на тему, как кто что ест.

Не наведаться ли нам в Ярославль отдохнуть, на Гусева поглядеть?

«Фигаро» кроме этого взяли петербургские актёры, играющие в «Русской других» театрах и антрепризе – Ксения Каталымова, Евгений Баранов и Аркадий Коваль. Это хорошие артисты, и их присоединение путём «Фигаро» к прославленным именам справедливо, оно позвано острой необходимостью поддерживать актёров Санкт-Петербурга, каковые существуют в страшных, практически что невыносимых условиях.

И материально, и морально. Мизерные зарплаты в театрах сопровождены ещё и катастрофическим положением дел со СМИ в городе. Один канал (ниже среднего качества), три радиостанции, два городских издания, четыре жалкие газеты – и это в пятимиллионном городе!

Об актёрах не пишут, их работы не подмечают, нет никакой инфраструктуры для создания славы а также известности. Я как замечу питерского актёра – сходу начинаю плакать. Заверяю вас – Каталымова, Коваль и Баранов – самые настоящие звёзды, лишь негде им сиять, неба нет

Отыскали в памяти на «Фигаро» и о мелких театрах, куда Аполлон, кстати, заглядывает почаще, чем в громадные, с их статуями и колоннами. Статуэтку взял режиссёр Вадим Фиссон, начальник театрального товарищества «Комик-трест».

Это три озорных артиста, чьей пластической удали и музыкальной выдумки хватило на пара прекрасных пьес и 20 лет творческой судьбе. Вадим не смог выйти на сцену (он перемещается в инвалидном кресле), таких людей именуют людьми «с ограниченными возможностями» – но возможности этого человека были неограниченными

Церемония шла как по маслу – ни одной накладки либо длинноты. Не подвела и концертная часть – на игрушечной сцене сумела разместиться кроме того сказочная длиннорукая дива Ульяна Лопаткина с пара мистическим «Русским танцем».

Эстер Устаева напомнила нам о грустной участи «Снегурочки» из оперы Римского-Корсакова. Александр Розенбаум, умелый волк, сходу осознал, что запрещено ему, с его гулким голосом, бить в микрофон, – и, удачно разместившись между двумя усилителями, душевно зажёг а капелла.

Под сопровождение «музыкального полиглота» Левона Оганезова Александр Адабашьян спел по-французски, а актриса Кристина Кузьмина – по-английски. Василий Лановой, рокоча, прочёл недлинное стих Пушкина («Брожу ли я на протяжении улиц шумных») Само собой разумеется, хотелось бы кого-то, напоминающего главного храбреца церемонии – Андрея Миронова, в чьём достаточно небогатом голосе и нескладном теле почему-то жили все музы сходу.

Надеюсь, в следующий раз таковой отыщется – а в этом случае мы выяснили, что кроме того конкурс актёрской песни имени Миронова уже не проводится. На это «у них», значит, денег нет!

Страно, что мелкий театр сумел так грамотно и достойно совершить сложную церемонию с фантастическим для Санкт-Петербурга числом «випов». Тем более что местные «праздничные дни» вручения театральных премий, в большинстве случаев, – это постыдный кошмар, междусобойчики небольших театральных шаек, каковые так принюхались к собственному запаху, что уже не различают его природу.

На банкете по окончании церемонии Розенбаум так прямо и сообщил Рудольфу Фурманову: «Санкт-Петербург преобразовывался в дерьмо, и как здорово, что имеется люди, каковые его оттуда извлекают».

«Ох, нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота»

Всего-то горстка людей – две-три тысячи человек – пробует спасти культуру города от окончательной деградации.

Получается!

Возможно, с того света оказывают помощь. Андрей Миронов – такое чувство – уж совершенно верно посетил 8 марта, в сутки собственного рождения, театр «Русская антреприза», что на Петроградской стороне.

Взглянул, что в том месте за призы его имени дают.

Да наподобие всё в порядке, Андрей! Легко, радостно и справедливо.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

25 TRUE FACTS THAT WILL SHOCK YOU


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: