Летим в иерусалим
В прокат вышла новая картина Павла Лунгина («Такси-блюз», «Свадьба», «Остров», «Царь») под кратким заглавием «Дирижёр». Воздействие фильма происходит в Иерусалиме, где оркестр под управлением главного храбреца выполняет ораторию митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». Нешуточные страсти (страдания) подстерегают и персонажей картины
Музыка митрополита Илариона занимает огромное место в фильме Павла Лунгина. В это же время я, лицо мирское, вряд ли могу компетентно делать выводы о ней.
Подлежит ли по большому счету творчество лиц духовного звания мирскому суду?
Нужно подметить, творчество это ширится и растёт. Вот сравнительно не так давно вышла книга рассказов о. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» – кто-нибудь из критиков осмелился рассуждать о ней?
А возьмутся ли музыковеды за анализ оратории митрополита Илариона?
Возможно, православные круги как-нибудь решат эту проблему, воспитав в собственной среде ещё и компетентных критиков? Пускай бы они и разбирались с творчеством лиц духовного звания.
Мне лично известно лишь то, что митрополит Иларион – красивый бородач средних лет, что ведёт на канале «Российская Федерация 24» передачу «мир и Церковь». В том месте он, с кроткой безмятежной ухмылкой, характерной для священников этого типа, отвечает на вопросы, каковые появляются у мира к церкви.
Так же кротка и безмятежна, не обращая внимания на тему, его оратория. Возможно счесть её потрясающей, возможно очевидной.
Неприятность в том, что кроме того если бы в картине звучала оратория Баха, а не митрополита Илариона, её было бы через чур много и она пребывала бы в несоответствии с ходом действия фильма.
Основное лицо «Дирижёра» – начальник оркестра, крепкий мужчина Вячеслав Петров. У него замечательная грудь, долгие волосатые руки, маленькая седая борода и волевой огненный взор.
Чувствуется, продолжительно и настойчиво человек выбивался «от почвы» к мастерству Дирижёра играется Владас Багдонас, заветный актёр выдающегося театрального режиссёра Э. Някрошюса. Исходя из этого в могучий вид дирижёра Петрова подмешаны и европейский лоск, и толика холодного психоза, характерного для безрадостного литовского театра.
Из-за чего Лунгин выбрал литовца Багдонаса, ясно. В возрастной категории 55–65 лет у нас катастрофически мало культурных актёров. Само собой разумеется, ничем не нехорош Юрий Беляев – но он уже игрался дирижёра в картине Абдрашитова «Слуга».
А Багдонас в столь громадной роли на экране в первый раз, и в нём имеется всё, что необходимо: осанка, европейская повадка, налёт интеллекта, мужское обаяние. Вот разве блеска артистизма и иррациональной глубины, пожалуй, мало.
Но где его по большому счету на данный момент отыщешь по окончании Олега Олега янковского и ухода Борисова?!
Итак, отечественный Петров летит в Иерусалим не только для выполнения оратории. Он взял какое-то драматическое известие. По прибытии отправляется в жилище интернациональной компании парней, каковые на различных языках на него со злобой кричат и рычат.
Оказывается, только что наложил на себя руки сын Петрова, пара лет назад ушедший из дома. Вообразив себя живописцем, данный сын просил денег у Петрова, но властный папа думал, что юный человек обязан трудиться, а не шляться по миру без дела.
И вот расплата!
В один момент разворачивается драма ещё троих людей. Нервозный всклокоченный тенор (Сергей Колтаков) смертельно опасается, что ему не дадут петь в Иерусалиме, по причине того, что от своих злосчастий он теряет голос.
А сопрано (Инга Оболдина) дико ревнует ловеласа-мужа (Карен Бадалов). Бедная дама унижается до того, что тайно требует хорошенькую дамочку (Дарья Холод), с которой супруг флиртовал в самолёте, не приходить на концерт.
И что же? Дамочка соглашается, на концерт не приходит, гуляет по Иерусалиму с двумя детишками – и попадает под бомбу террориста.
Невольную виновницу драмы, ревнивую жену, терзает совесть, как терзает она и дирижёра. Но ничего уже не исправишь. Остаётся сохранять надежду, что по прибытии в город Москву эти люди сделают выводы из произошедшего.
Но какие конкретно?
В задаче спрашивается, в чём обстоятельство несчастий этих людей и для чего тут необходимы были как раз Иерусалим и как раз «Страсти по Матфею»? Масштаб страданий персонажей никак несоизмерим – и не созвучен! – евангельской истории.
Сына дирижёра мы не видели кроме того в гробу. Кто он: заблудший, падший, совершенно верно ли лентяй либо всё-таки талантливый человек?
Как прав дирижёр, отказавший ему в помощи? Возможно, парень был генетическим уродом, от чего не застрахованы ни дирижёры, ни режиссёры, ни журналисты, ни по большому счету кто бы то ни было? Дирижёра именуют нехорошим, ожесточённым, злым, но это художественно не доказано.
В пределах картины он ничего особенно ожесточённого не совершает. В случае если тенор скверно поёт, его нужно заменять, это простые опытные дела.
Конфликт с сыном остаётся на словах и не прояснён в действии.
История же с ревнивой женой по большому счету осталась за рамками моего понимания. Повеяло жутковатым мистическим трагизмом в духе польского кино (К.
Кесьлевский и др.) – вот, вмешалась дама собственной волей в движение судьбы, и какой был кошмар. Быть может, ловелас-муж своим флиртом желал спасти дамочку от бомбы?
Значит, его коварными улыбчивыми устами говорили ангелы? И по большому счету не нужно дурам-бабам влезать в любовные дела мужей, так, что ли?
Так как в художественном кино нет места « » – события для чего-то необходимы, о чём-то говорят.
В случае если разглядывать картину «Дирижёр» как развёрнутый видеоклип на ораторию митрополита Илариона, то приходится признать, что в нём что-то категорически «не срослось». Возможно, изначальная мысль была нежизнеспособной – соединить «интеллигентскую» тему с духовной музыкой. Либо в музыке было что-то, не соединяющееся с простыми живыми людьми и их, в общем, обыкновенными проблемами
Павел Лунгин – блистательная фигура, умный и гениальный человек. С. Колтаков, С. Барковский, К. Бадалов, Д. Холод и особенно Инга Оболдина – красивые актёры. Иерусалим – великий город.
Митрополит Иларион – точно прекрасный человек, на досуге пишущий душеукрепляющую музыку. Из-за чего всё это совместно дало нам таинственный и вселяющий удивление фильм «Дирижёр», я не знаю. Не вышло кино.
Не редкость.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Израиль №3 | Иерусалим. Летим к себе.