Левитан. музыка. медведев вдали
С 21 по 23 сентября в городе Плёс, что на Волге, состоялся Пятый Левитановский фестиваль хорошей музыки.
Большая редкость, дабы в заглавии музыкального фестиваля фигурировало имя живописца. Но Плёс и Левитан – особенная сказка, в которой жизнь и искусство слились в тесных объятиях.
Пробыв в Плёсе три лета вместе с другом-любимой и художником дамой Софьей Кувшинниковой, очень способный пейзажист создал образ-миф Плёса. Миф мелкого и печального русского рая.
«Имеется в русской природе усталая нежность» – писал Бальмонт. Вот данной нежностью, исходящей из больного, утончённой и страстной души живописца, пронизаны его пейзажи.
Любой, попадающий в Плёс, в первую очередь придирчиво оглядывает холмистые красоты волжских берегов – как они «левитанны».
А сам Левитан стоит в Плёсе и на набережной, в виде бюста около музея и наверху, на «горе Левитана», в образе бородатой медной фигуры в человеческий рост, в шляпе и с мольбертом.
Не считая влияния левитановского гения у Плёса имеется энергичный земной попечитель, он и есть президентом Левитановского фестиваля – предприниматель Алексей Шевцов (он одно время был главой горадминистрации Плёса). Практичный устроитель причалов и отелей, Шевцов ещё и форменный мечтатель, создатель брошюры «Республика Плёс».
Мечтает Шевцов о планомерном и сознательном развитии любимого края, другими словами о стратегии. Это он, само собой разумеется, съел чего-нибудь.
А вот настоящие шаги его весьма разумны – как раз Шевцов приручил к Плёсу Д.А. Медведева, устроившего в километре от города личную резиденцию.
Бравые парни, рассекающие жёсткие волжские волны на убитых катерах, показывают туристам – во-о-он в том месте, за последним причалом, видите – банька? Да, вправду видим – банька имеется.
Кстати, маленькая.
В советское время функцию окультуривания и облагораживания пространства делала худо-бедно тень В.И. Ленина.
На всём протяжении его тревожного жизненного пути ремонтировались дома, расчищались ландшафты, укреплялись мемориальные доски и появлялись рабочие места. Сейчас идеологии нет, и отечественным начальникам приходится окультуривать пространство личными упрочнениями.
Медведев, например, инициировал строительство Левитановского концертного зала, и это наконец не комплект слов, а настоящее дело. Двусветный красавец-зал, на 200 мест, с древесной стильной галереей по периметру, и принял в текущем году музыкальный фестиваль с его изысканной и сложной программой.
Худрук Левитановского фестиваля пианист Алексей Гориболь – твёрдый приверженец просвещения публики, а не адаптации к её невежеству. Исходя из этого в программе кроме того гала-концерта были не только дивные шлягеры наподобие «Мук любви» Крейслера (в ласковом и умном выполнении скрипачки Елены Ревич).
Либо «Танго» Пьяццолы, либо «Баркарола» Оффенбаха. Были и тяжёлые, редко исполняющиеся вещи Генделя, Бетховена и Шумана – и ничего, публика сидела как шёлковая.
Само собой разумеется, это случилось из-за большого опытного уровня исполнителей. Пианистка Полина Осетинская, скрипач Назар Кожухарь, виолончелисты Дмитрий Рустам и Прокофьев Комачков, солистка Геликон-оперы Татьяна Куинджи, сам Алексей Гориболь, прекрасный пианист, – имеют безукоризненную репутацию.
И к тому же не покрыты никаким слоем жирного самодовольства, не щеголяют мёртвым мастерством, но действительно и глубоко обожают музыку.
Об одной гостье Плёса нужно сообщить очень – на фестивале выступила прекрасная певица, меццо-сопрано Олеся Петрова. Про такие голоса написал Чехов: слушаешь – и словно бы ешь спелую, ароматную, сочную дыню.
Олеся Петрова (серебряная медаль на конкурсе Чайковского, финалистка конкурса BBC «Голоса мира») стоит на пороге громадной всемирный славы. И не так долго осталось ждать мы только будем изумлённо вращать головой, замечая, как отечественная Олеся спешит из Австралии в Америку, да из Германии в Италию (везде уже приглашена).
Но пока что публика в Плёсе ликовала, в то время, когда Олеся Петрова, в светло синий бархатном платье и чуть не со слезами на глазах, страно свежо и мило пела арию Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского.
Много интеллектуального изящества было положено в кульминационную программу фестиваля, посвящённую образам детства. В том направлении вошли: певческий цикл Мусоргского «Детская», «Детский альбом» Чайковского и посвящённые как раз «Детскому альбому» Чайковского стихи Веры Павловой в исполнении актрисы Ингеборги Дапкунайте.
Поразительно современно звучит Мусоргский, для которого катастрофа человека начинается с детской, тут источник всех неврозов и будущих ужасов. Чайковский, словно бы возражая ему, – наглухо закрывает идиллический мир детства от тревог взрослых.
А обаятельные, хоть и грубоватые стихи Павловой возвращают слушателя не просто на землю, но в советские семидесятые годы, к бедному мещанскому детству детей советских инженеров, которое они почему-то настойчиво именовали «культурным».
(Поразительно дистрофичная и стильная Дапкунайте прочла стихи не так неприятно, как это в большинстве случаев делают актёры.)
Оказалось целое «пространство смысла», было что послушать, было над чем и поразмыслить. Не считая гостей фестиваля и интеллигенции Плёса приехала публика из окрестных городов – Иваново, Костромы.
Такие мелкие фестивали, проходящие в провинции, делают громадное дело – «провинция» из скуки и синонима отсталости преобразовывается в образ добропорядочного, глубокого и вдумчивого провождения времени, его неспешного и умного заполнения. Мастерство отдаёт судьбе необходимые долги – вдохновившись ею, преображает её и украшает.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Голос Левитана.8 мая 1945 года