Литература это наш сталинград
Наступающий 2015 год заявлен Годом литературы. Это что может значить – всевышний весть, но дела в Отечестве таковы, что вряд ли отечественные писатели смогут рассчитывать на мифические золотые дожди.
Быть может, это к лучшему. У литературы имеется шанс избегнуть растления баблом – которого до тех пор пока что не избежали иные деятели культуры.
Литература нынешнему стране без необходимости (оно изначально всё поставило на телевизор), а потому практически что единственный вид господдержки книги – это гранты на её опубликование. Для материального поощрения живых писателей существуют литературные премии (самая нажористая – «Громадная книга», её основной пирог складывается из 3 миллионов рублей).
Но эти премии напрямую страной не финансируются, а соучредители, эксперты и отборщики проявляют понимание сути и удивительную ответственность предмета, другими словами художественной литературы.
Мы наблюдаем на участников маленьких перечней известных литературных премий, и находим в том месте целую благодать. В отличие от театральной «Золотой маски» в том месте не сыщешь ни одной наглой бездари, ни одного тупого графомана.
Никто не заявлялся в отечественную литературу с видом Командора и не говорил, что всё прежнее кончено и наступила, мол, эра «постхудожественной литературы» (как заявили «постдраматический театр»). Читатель так же, как и прежде открывает книгу либо кликает сайт – и видит не россыпь разрозненных букв, а слова, каковые складываются в понятные фразы, фразы – в ясный текст, где фигурируют храбрецы, где имеется кроме того сюжет, и что самое поразительное – осуществлена в слове личность автора.
В текущем году премию «Национальный бестселлер» взяла Ксения Букша за роман «Завод «Свобода», «Громадную книгу» – Захар Прилепин с «Обителью», а «Русского Букера» – Владимир Шаров за изысканное произведение «Возвращение в Египет». Всё это увлекательные, уникальные, гениальные книги, каковые объединяет некая «сдвинутость», сумасшедшинка – ну так что вы желаете от русского писателя, что настойчиво пишет книги сейчас и по сей день!
Узнаваемая часть чудаковатости в нём естественна и не то дабы простительна – она довольно часто и образовывает основную красоту сочинённого.
Скажем, роман В. Шарова «Возвращение в Египет», вошедший во все маленькие перечни премий этого года, необычен кроме того в сравнении с прошлыми, также диковинными книгами писателя («Репетиции», «Воскрешение Лазаря», «Будьте как дети» и др.). Вся история и тем более России для него – отражение Ветхого и Нового Заветов, реестр блужданий человека и духовных подвигов,страстно желающего вернуть прямую сообщение с Создателем.
В новом романе действуют бессчётные потомки Н.В. Гоголя (дети его младшей сестры), каковые, претерпевая муки, уготованные твари ХХ веком, напряжённо и безоглядно ищут истину.
Возможно, все беды отечественные оттого, что Гоголь не дописал «Мёртвые души», не преобразил Павла Ивановича Чичикова в духовного фаворита, а Россию – в Новый Иерусалим? Персонажи затевают грандиозный проект: «Мёртвые души» направляться дописать, и никакие превратности судьбы, лагеря, ссылки и тюрьмы не должны помешать этому подвигу Шаров пишет светло, обстоятельно, никак не хотя путать и мутить читателя, но сложность и диковинность его мировоззрения такова, что читатель как бы самую малость сходит с ума вместе с писателем.И причудливая фантасмагория, изложенная «на голубом глазу» в виде хроники, начинает властно попадать в сознание, напитывать его страданиями и страстями русских людей. Прошлое никуда не «проходит»: распятие Христа, раскол при Никоне, Октябрьская революция – всё это в нас, в составе неспециализированного «духовного тела», которое одно лишь и принципиально важно, другое – прах
Так произошло, что премированные в текущем году произведения говорят нам о прошлом – Прилепин погрузился в 20-е годы ХХ века, Ксения Букша создала эпическую поэму о послевоенном житье-бытье ленинградского завода. Писатели, как принц Гамлет, желают соединить порванную сообщение времён, и это им частично удаётся.
На время общения с их книгами читатель выпадает из моря злобной и циничной пошлости (ТВ, Интернет и т.д.). Капля в море? Но капель этих много.
Уникальных писателей, умелых и одарённых работников слова – у нас большое количество, пара десятков-то уж совершенно верно.
Имеется несложный и хороший метод познакомиться с современными писателями, выбрать из них себе любимчиков. Пару дней назад вышел четвёртый том «Литературной матрицы», имеющий подзаголовок «Учебник, написанный писателями».
Это сборник очерков и эссе, сочинённый живыми современными писателями. Первый и второй тома «Литературной матрицы» посвящались классикам из школьной программы, третий – советскому времени, а в четвёртом, «Самостоятельное чтение», собраны рассказы о не вошедших в школьную программу, но литературных явлениях и отличных писателях (к примеру, В. Шаров написал блистательное эссе о переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским).
Так вот, учитывая, как непросто писателю, существу тщеславному, отрешиться от себя и написать о втором, просматривая «Матрицу», возможно ознакомиться с десятками современных писателей, оценить их метод мышления, стиль, вкус, уровень образованности. Другими словами взять двойной количество информации – и о литературе прошлого, и о её современном изводе.
Тут мы отыщем умнейшее, глубочайшее эссе Максима Кантора о Петре Чаадаеве. Грустный, наполненный пониманием и любовью рассказ Макса Фрая об Александре Грине. Страстное признание в любви к протопопу Аввакуму – Андрея Рубанова.
Щекотливое изучение сложнейшей личности Василия Розанова – Сергеем Носовым За этими очерками многие точно захотят прочесть и другие произведения отечественных писателей. Так как сильная и чистая людская индивидуальность, выраженная в слове, – это сокровище, а современная литература заключает в себе целую их россыпь.
И хоть и не в серьез, да не совсем я именую литературу «отечественным Сталинградом».Вот они стоят, писатели, пара десятков человек, не клянчат бюджетных денег, не предают русского слова, настойчиво трудятся, не сдаются. Совсем не ангелы – не чужды им ни зависть, ни самомнение, ни тщеславие.
Но пока они придумывают собственные необычные книги на риск и свой страх, что-то ответственное (может, и основное) в культуре не стёрто с лица земли и не растлено.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Некрасов Виктор — В окопах Сталинграда