Любовь к золотому абрикосу

Любовь к золотому абрикосу

В Ереване прошёл 11-й интернациональный кинофестиваль «Золотой абрикос». Он продемонстрировал, как за пара лет возможно создать не только основное культурное событие в стране, но и вырастить новое поколение людей, приобщённых к авторскому кино. «Доводы семь дней» пообщались с президентом фестиваля, участником Европейской киноакадемии, режиссёром-документалистом Арутюном ХАЧАТРЯНОМ.

— Арутюн, с чего началась история фестиваля?

–Было две предпосылки. Важная и комедийная. 20 лет назад в Армении было уничтожено всё.

Представьте: землетрясение, распад СССР, война с Азербайджаном. Закрыты все границы, распроданы кинотеатры.

Из 30 сохранилось всего два. Выросло поколение людей, по большому счету не видевших кино на громадном экране. Ясно, что оставшихся в Армении кинематографистов такое положение дел весьма тревожило. Мы осознавали, что необходимо создавать киноатмосферу.

Это одна предпосылка.

Но имеется и вторая! В 2003 году я сделал фильм «Документалист», он взял приз на интернациональном фестивале в Карловых Варах.

Как обычные армяне, мы собрались, открыли бутылки с коньяком и стали приставать ко всем привычным и незнакомым кинематографистам, дабы они выпили с нами. Все радовались.

Был лишь один хмурый человек из Нидерландов, что не радовался, а грубо задал вопрос: «А в вашей Армении имеется кинофестиваль»? Мы сообщили: «Что вы, само собой разумеется, нет».

Он ответил ещё неотёсаннее: «Что это за страна, в которой кроме того нет собственного кинофестиваля?» В этот самый момент я, как обычный пьяный кавказец, всех присутствующих пригласил на будущий год в Армению, на первый фестиваль «Золотой абрикос». Всё улеглось, люди разъехались и забыли об этом инциденте.

И внезапно в январе приходит письмо от этого человека из Нидерландов – его кличут Питер ван Буерен: «Ну и где отечественные официальные приглашения на «Золотой абрикос»?» Тут мы начали бегать, реализовали что у нас было, заложили почвы и собрали 32 тысячи долларов. Было жюри из пяти человек, 25 фильмов, одна программа, мы с приятелями развозили отечественных гостей на собственных автомобилях.

Но самое ужасное – не было зрителей.

– Другими словами кино в Армении никому не требуется?

– Так тогда казалось. на данный момент у нас 50 тысяч зрителей. Пять программ. Четыре конкурса, мастер-классы, нам присылают 1500 фильмов из 80 государств. К нам едут Клаудиа Кардинале, Фанни Ардан, Шарль Азнавур.

В текущем году главой жюри главного конкурса был известнейший южнокорейский режиссёр Ким Ки Дук. Появилась особенная воздух, показались юные люди, каковые желают снимать кино. на данный момент мы показываем на фестивале 30–40 армянских фильмов в год.

И наконец, мы открыли киношколу.

– Как принимают ваш новый фильм «Вечное возвращение», что вы снимали 25 лет?

– В этом фильме я отошёл от собственного простого киноязыка, что предполагает отсутствие диалогов, особенный звук, ассоциативный монтаж и без того потом. В данной картине говорят.

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века я снял фильм «Ветер забвения» про армян, каковые уезжают из Армении. Для чего?

Что они ищут? Отыщут ли они собственное счастье? Что с ними будет через 10–15 лет? Всё это время я следил за действующие лица этого фильма, где бы они ни пребывали: в Америке, на Камчатке, в Хабаровске, Уфе, Москве.

Каждые 5–7 лет я снимал их. Картина «Вечное возвращение» – про одного из этих храбрецов, что на моих глазах стал совсем вторым.

Что осталось от восхищения? Что осталось от силы?

Данный фильм отвечает на вопросы, поставленные во второй половине 80-ых годов двадцатого века. Отвечает словами.

– Один из храбрецов, которых вы отслеживаете, как я знаю, – Армен Джигарханян. Про него будет отдельный фильм из цикла «Вечное возвращение»?

– Да. Будет отдельный фильм, что на данный момент находится в монтаже.

Фестиваль весьма мешает трудиться, но оставлять запрещено ни одно, ни второе.

Комментарий

Кирилл Разлогов, киновед, отборщик Столичного Интернационального кинофестиваля:

– Творчество Арутюна Хачатряна – явление неповторимое. Он трудится на особенной территории киноискусства.

Его картины имеют художественный импульс, они в значительной мере выстроены на документальном материале, но неизменно с присутствием того, что в журналистике и зарубежной науке именуется message. Эта позиция не вписывается ни в армянский кинематограф, ни в советское кино, ни в мировое.

Но основная задача Хачатряном уже решена: он доказал всему миру, что он Создатель и сейчас в праве делать то, что рекомендует. на данный момент Арутюна Хачатряна возможно назвать одним из самых больших режиссёров-документалистов мира.

Виталий Манской, президент фестиваля «Артдокфест»:

– Как фестивальный русский деятель, я честно питаю зависть к армянам, что у них имеется «Золотой абрикос». Я не первый раз на «Золотом абрикосе» и вижу, как легко и комфортно тут существуют те же персонажи – фавориты кинематографического мира, каковые, приезжая в Москву, мгновенно обрастают какими-то «секьюрити», «вип-территориями».

В Москве они движутся в собственном «замкнутом пространстве», не пересекаясь. Тут всё по-второму. Оказывается, возможно смотреться красиво, не целуясь с Брэдом Питтом. Я, как фестивальный директор, совершенно верно знаю, сколько стоит «Золотой абрикос».

И я совершенно верно знаю – это сотая часть Столичного фестиваля. Исходя из этого – меня и преследует зависть.

К Армении, Еревану, «Абрикосу» и тому высокому КПД, с которым функционирует это свободное фестивальное пространство.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

Посадка абрикос из косточки (3 часть)


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: