Лондон и талант, убитый инкассатором
Английскую столицу, пресыщенную мастерством, пожалуй, кроме того сверх меры, очень тяжело поразить чем-нибудь из последовательности вон выходящим. Но произведениям Виктора Попкова удалось это сделать.
Английский культурный центр «Соммерсет-хаус», воспользовавшись случаем (на данный момент в Российской Федерации и Великобритании так называемый перекрестный Год культуры), представил на суд публики выставку произведений этого советского живописца. По такому случаю из Третьяковки привезли 40 работ Попкова, по плану устроителей отражающий фактически целый спектр его творчества.
Нет, изысканных лондонцев, конечно, не планировали накормить очередной порцией социалистического реализма, чтобы разрешить повод порассуждать на темы ГУЛАГа, страшного Сталина, прочих прелестей и железного занавеса тоталитаризма. Чего греха таить, в Альбионе (и не только в том месте) постоянно найдётся масса подкованных людей, готовых со знанием дела пожонглировать устоявшимися стереотипами.
Ну, плюс, само собой разумеется, «балалайка», «медведь» и «водка».
Весна в депо
Нет, картины Попкова тем и необычны, что это соцреализм, но Какой-то неверный, что ли, соцреализм.
Талант Попкова ухитрился сплавить в себе догмы одобряемого с самых верхов способа и все успехи, гонимого этими же верхами искусства. Причем так «хитро и коварно», что живописец смог, с одной стороны, не стать каноническим завсегдатаем всевозможных президиумов, а с другой – не упасть в пропасть неисправимого диссидентства, куда суждено было угодить многим.
Так разместили Строителей Братска
Попков был «своим» и в СССР, и на Западе. Во второй половине 60-ых годов XX века он почетный лауреат биеналле современного мастерства в Париже, а в 1975 –м – лауреат Национальной премии СССР. Действительно, увы, посмертно
Необычной а также снаружи какой-то совсем нелепой была смерть живописца. Официальная версия, задокументированная и запротоколированная гласит: Виктор Ефимович попросил водителя подвезти его.
Вещь полностью простая для всех. Не совсем простым выяснилось лишь то, что прося он обратился к водителю инкассаторской автомобили, а тот почему-то все неправильно осознал и начал стрелять из табельного оружия На суде стрелявший докажет, что действовал в полном соответствии с должностной инструкцией
Шинель отца, по всей видимости подлежит долгому дискуссии — исходя из этого для дискутирующих предоставлены напитки…
Во временной промежуток между смертью и Парижем от пуль перевозчика наличности Попков формирует множество разных полотен, посвященных частным переживаниям человека: художественному анализу подвергаются такие неприятности, как одиночество, уязвимость, ужас смерти, творческое самоопределение и межличностные отношения. Это глубоко человечное и личное видение мира.
Да, как раз такое, и хоть сообщено очень плоско, но словами в противном случае и не выразишь.
В английском «Соммерсет-хаусе» визитёры наблюдают шедевры Попкова «Весна в депо» (1958), «Строители Братска» (1960—1961), и многие из работ, созданных им на протяжении творческих командировок по Мезенскому району. Представлено кроме этого большое число автопортретов, а также «Шинель отца» (1970—1972), входящая сейчас в школьные книжки по истории искусств.
Скромную церемонию открытия сопроводил своим выступлением русский скрипач Евгений Угорский. Оказалось удачно: возможно было взять некоторый навигатор для мира творчества живописца, что дает удосужившимся зайти на выставку редкую возможность по-новому посмотреть на недооцененный период советского мастерства и заметить, что его наследие отнюдь не сводится к упомянутому выше стереотипному воспроизведению агитационных штампов
И вдобавок для воссоздания сложного исторического контекста экспозиция дополнена фотографиями Игоря Пальмина, каковые оказывают помощь западному зрителю лучше осознать социальные и культурные изюминки эры, наложившие отпечаток на творчество живописца. Пальмин, выступавший в качестве неофициального хроникера советской судьбе, был вхож в круг живописцев-нонконформистов, благодаря чему смог запечатлеть обстановку и атмосферу того времени.
Напоследок — о репликах гостей.
Мэтью Аттвелл (представился как «эксперт digital-направления»):
— Я слышал о Викторе Попкове, но ни при каких обстоятельствах не видел его работы. Он необычный живописец! Я пологаю, что его «спокойная темнота» очень сильно резонировала с тем, что происходило в стране в то время.
И выставка Попкова в Лондоне – это немыслимая возможность продемонстрировать его миру!
Эверита Силин (учитель, Нью-Йорк)
— Ранее я уже видела работы живописцев «жёсткого» стиля, но это мое первое знакомство с Попковым. Широкий диапазон тем Виктора Попкова не имеет возможности не впечатлять!
Мне безумно нравится, как выставка подчеркивает все стороны необъятной русской души. Чёрные тона, мысли о загробной жизни и смерти, воспоминания и картины утра. И вот, в то время, когда я думаю об данной самой русской душе, я воображаю это же
Любой видит, что желает. Не будем спорить.
Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ
Инструкция как поставить Инкассаторов на место