Министру культуры мединскому мы не верим

Министру культуры мединскому мы не верим

Представители Академии Русского балета им. А. Я. Российского института и Вагановой истории искусств публично растолковали, из-за чего их тревожит кадровая политика Министерства культуры РФ.

Кадровые перестановки в сфере культуры в наше время особенно заметны. Возможно, оттого, что из всего, чем гордился город на Неве, у нас лишь и осталось, что балет да традиции искусствоведения.

И то и другое в Санкт-Петербурге представлено ветшайшими учреждениями. В стенках Вагановского училища 275 лет назад зародилась строгая хорошая балетная школа, перепутать которую нереально ни с одной второй, а в Зубовском университете (РИИИ) в прошлом веке явились на свет как сама наука «искусствоведение», так и предтечи всех её школ, отечественных, и зарубежных.

И то и другое до сих пор есть «жёсткой валютой»: отечественных искусствоведов и танцовщиков готовы заполучить каждые заграничные профильные учреждения. Причём во всем мире к людям творческих профессий, к педагогам, воспитывающим таланты, к учёным существует очень уважительное отношение: их работу достойно оплачивают, капризы выполняют, а чудачества терпят.

Но у нас творца либо учёного возможно снять с должности, сократить, выгнать с работы по статье и всячески третировать, да так, что он будет неспособен творить, учить профессии вторых и прекратит верить в собственную нужность стране, у которого незаменимых нет и не так долго осталось ждать по большому счету не будет.

Чужой монастырь

Таковой смены управления в Академии Русского балета не ожидали. Нет, лично против Николая Цискаридзе, танцора всемирный величины, «академисты», как и создатель этих строчков, ничего не имеют (встретив Николая Максимовича через день после назначения лицом к лицу на лестнице в Смольном, я и вовсе была поражена его артистическим обаянием).

Но порядочные люди не должны соглашаться на нечестную игру, поскольку по-­второму историю со скоропалительной отставкой ректора Академии Веры Дорофеевой и трепанием нервов художественному начальнику Алтынай Асылмуратовой, сейчас ставшей и.о., оценить нереально. Явление в приказном порядке в Академии представителя второй балетной школы противоречит всем традициям и этическим нормам, и немудрено, что преподавательский состав взволновался на предмет возможного слияния столичной и петербургской балетных школ.

«Мы говорим о классике и о школе, которую желает перенять всю землю», — такими словами солист Мариинского театра Илья Кузнецов предварил важный разговор о будущем Вагановки. Игорь Колб, кроме этого солист Мариинского театра, подчернул, что в чужой монастырь со своим уставом ходить не нужно: «Каждая школа не терпит потрясений, каковые неминуемо отразятся на её работе.

Академия всегда была закрытым учебным учреждением, дающим базу для работы артиста в любом театре, но не конвейером по выпуску звёзд, как сейчас говорят. У каждой школы собственная вера, собственная иерархия, у каждой школы смогут быть падения и взлёты».

Выдерживают не все

Ирина Генслер, доктор наук кафедры характерного танца, уверена, что петербургскую методику нельзя смешивать с методикой столичной школы. Об этом же говорит и Марина Васильева, декан исполнительского факультета: «Отличия школ в столичных широте, размахе, купечестве и в петербургских строгости, вкусе, целомудренности.

Академия — отечественная малая отчизна, за которую мы болеем, и любой отечественный выпуск — это индивидуальности, которых определяет Алтынай Асылмуратова с её узким знанием детей и художественным вкусом. Мы не желаем этого лишиться». (Асылмуратову собирались заменить Ульяной Лопаткиной, но вагановцы уверены, что она, как действующая прима, вряд ли сможет уделять Академии достаточно времени).

Алексей Фомкин, и.о. проректора, говорит, что отличие существует и в понимании необходимости получения танцорами высшего образования, во имя качества которого в Академии была произведена важная работа: «Но лишь ленивый сейчас не заявил, что в Академии не хорошо с образованием. За этим всем стоят экспансия столичной школы и непомерные амбиции её ректора.

Происходит вторжение инородного процесса, наезд на фундаментальные базы школы. Судьбу Академии решают без её участия.

Мы рискуем утратить то, что имеем». Вправду, уже на данный момент кое-какие учители Академии, не выдерживая нервозной обстановки, дают предупреждение администрацию о скором собственном уходе

Солист Мариинского театра Юрий Смекалов уверен в том, что Цискаридзе имеет полное право на неспециализированных основаниях баллотироваться на пост ректора. «В отечественной Академии найдётся много хороших претендентов на эту должность, каковые равно как и Цискаридзе, отдают балету себя без остатка», — резюмировал он чёрта, данную Николаю Максимовичу Министром культуры Владимиром Мединским, которому преподаватели и артисты Академии все как один высказали собственное недоверие.

Цветочки стали ягодками

Опасения Вагановки подтверждаются тем, что происходит в РИИИ, где в июне была назначена директором (вместо Татьяны Клявиной) Ольга Кох. Не обращая внимания на июньские и ноябрьские заверения Мединского, что университет будет трудиться по-­прошлому, на грани сейчас само существование РИИИ.

Ясно, что и тут «многообещающему» министру культуры также никто не доверяет: говорят, что и в Академии он может со всеми дать согласие, а позже инициировать диагностику, которая распознает неэффективную работу института, повлечет тотальную смену кадров и слияние.

А в РИИИ за увольнениями уменьшается количество научных направлений, потому что любой сотрудник тут «штучен» и являет собой отдельный научный мир. Уничтожая неповторимую общность учёных, тут уже выгнали с работы известных критиков и театроведов Елену Горфункель и Надежду Таршис.

Среди «ненужных» были исследователи Клима Михаила и творчества Чехова, блокадного и современного мастерства. Тех, кого не смогут сократить и оптимизировать (значение этого слова применительно к научному учреждению остается неясным), подводят «под статью».

Так, «за неоднократное нарушение трудовой дисциплины» выгнаны с работы три старших научных сотрудника, три кандидата искусствоведения: Андрей Кириллов, Игорь Вдовенко и Евгения Хаздан. Новая администрация не желает признавать права учёных на работу в архивах, библиотеках, театрах и музеях города (для этого университетом постоянно отводились определённые рабочие дни), не говоря уже о востребованной преподавательской деятельности в вузах, которой РИИИ обязан бы гордиться.

Работники обязаны сидеть на рабочем месте с 9 до 18 — такова позиция нынешнего директора. Как словно бы наука возможно рождена одной только фантазией, а не изучением!

Выгнанные с работы уже подали в суд иски против незаконных действий новой администрации РИИИ.

До сих пор у РИИИ нет концепции развития, обещанной ещё в августе. Не существует научного замысла на 2014­-й год (либо он обдуманно не доводится до сведения коллектива).

Планируется закрытие редакционно-издательского отдела. Под громадным вопросом будущее неповторимого кабинета исходников, архивов и библиотеки, сокровище которых тяжело осознать начальнику не имеющего искусствоведческого опыта.

Под шумок

Тех, кто открыто выступает в протест произвола, ещё летом Ольга Кох назвала «стачечным комитетом». Ясно, что репрессии в первую очередь касаются этих людей.

Так, в очередной перечень «на увольнение» попала деятельно сопротивляющаяся бесправию глава первичной профсоюзной организации РИИИ Джамиля Кумукова. Она утвержает, что Кох не даёт конкретных ответов на вопросы сотрудников, не идёт на переговоры с профкомом и всячески собственными действиями настраивает против себя трудовой коллектив.

Любопытно, что и в на данный момент и в Академии Русского балета складывается схожая обстановка с учёными рекомендациями, назначенными решать все вопросы развития данных учреждений — от выборов администрации до формирования учебных и научных определения и планов стратегии заведения. В РИИИ учёный совет не собирали ни разу за все пять месяцев «новой власти», а в Вагановке он прошёл точно незадолго до явления «столичного гостя», и следующий возможно созвать только в декабре (вот необычное совпадение!).

Чужим людям такая обстановка удачна, в почтенных стенках возможно творить всё что угодно. Так, говорит Кумукова, управление РИИ уже совершило подлог документа, якобы отменяющего 18 августа распоряжение бывшего директора от 14 января 2013 года относительно рабочего графика.

Сотрудники, которых в срок с документом не ознакомили, через прокуратуру инициировали возбуждение дела. Что же сейчас ожидать подобных событий в Академии?..

Татьяна Клявина, до сих пор переживающая за родной университет, говорит, что тех, кто отмалчивается в это «время изменений», она не осуждает, но молчание не гарантирует того, что эти люди не пострадают в мясорубке топорных реформ, обстоятельством которых есть всего лишь исполнение президентского повеления о увеличении заработных платов при отсутствии бюджетных средств. Вот вам и секрет всякого рода оптимизаций: по всей видимости в стране с деньгами совсем худо, раз экономически обусловленные сокращения и слияния неспешно преобразовываются в слив учреждений, об значимости и уникальности которых управленцам уже некогда вспоминать. Самим бы денег хватило, какая тут «культур-мультур»

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

БЛОГЕРЫ У МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ / Соболев на канале \


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: