Многие артисты цирка в ссср не имели не то что квартиры, а даже прописки!

Многие артисты цирка в ссср не имели не то что квартиры, а даже прописки!

Мой адрес — не дом и не улица

…Переезд артистов с одного места на второе довольно часто напоминал великое бегство в Египет. Часто с собой перевозили все, что имели: мебель, посуду, белье, ковры, собачек, кошечек, птичек, детей и внуков.

Многие артисты не имели не то что квартиры, а кроме того прописки!

«Появился, к примеру, ребенок в каком-то городе на протяжении гастролей, чуть ли не прямо в отеле, так куда его прописывать? — вспоминает бывший акробат, а сейчас униформист Цирка на Цветном Борис Безднин. — А у своих родителей по большому счету нет дома, они сами так же появились. Вот и жил человек с чистым страницей в паспорте».

В случае если кому-то внезапно доводилось столкнуться с милицией, получалось, как в ветхой советской песне: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес — СССР!» Отпускали. А что делать?

Кое-какие артисты так и доживали собственный век в отеле. В то время, когда в конце 60-х годов партнеру Юрия Никулина Михаилу Шуйдину наконец дали квартиру где-то за метро «Речной вокзал», это было невиданным счастьем!

Сам Никулин, уже будучи заслуженным артистом, отдельную квартиру взял лишь в 49 лет.

Цирк — отечественная крепость

…В каждом новом городе артистов довольно часто расселяли по нередок­ным квартирам. Для работы по расселению существовала особая должность — экс­педитор.

Данный человек заблаговременно обнаружил квартиры, позже встречал артистов на вокзале, дабы сходу везти на новое место жительства. В большинстве случаев, экспедиторы и артисты не знали друг друга в лицо, исходя из этого обнаружили друг друга на перроне… по свисту.

Экспедитор ходил по перрону и свистел, и так артисты осознавали, к кому нужно доходить.

Многие хозяйки не желали брать на постой семью с мелкими детьми либо с животными. «Как-то раз в Чите мы весь день просидели на улице, — говорит Борис Безднин. — Никто не желал селить с ребенком». Да что в том месте один сутки!

Бывало, что в ожидании квартиры ночевали прямо в цирке, на барьере манежа, в самом манеже, в зрительском фойе. Укладывались на тюках, как в настоящем цыганском таборе.

В случае если повезет, обнаружили спальное место в директорской ложе либо кроме того в кабинете директора.

Частный сектор существует до сих пор. Действительно, нет больше «свистящих» экспедиторов, вместо них — администраторы с сотовыми телефонами.

Весьма нехорошая гостиница (низкие потолки, покосившаяся крыша, тараканы и клопы в номерах) так же, как и прежде именуется у артистов «Бухенвальд».

Страховка как образ судьбы

В период СССР все было недостатком, а в провинции особенно. В некоторых городах воду подвозили лишь раз в неделю.

Слава всевышнему, хотя бы бани были фактически везде. Без парной артисту, в особенности акробату, никак было нельзя.

В случае если раз в неделю не «размочить кости», последующая работа и здоровье имели возможность появляться на грани.

«В цирке постоянно ощущалось чувство локтя, — вспоминает супруга Юрия Никулина, Татьяна Николаевна Никулина. — Ассистировали друг другу на протяжении выступлений, сидели с чужими детьми, пока родители были на репетиции, помогали чинить реквизит. Выходные дни также довольно часто проводили дружно.

Еще и вследствие того что деть­ся было особенно некуда. Во многих городах не было ни театров, ни кино, ни музеев.

Планировали в цирке и начинали говорить друг другу различные истории. Именовалось это «дежурство».

Начинал один «дежурный», позже эстафету перехватывал второй, позже третий. По большей части, само собой разумеется, это были уже бывалые артисты, которым было что порассказать.

Ну а юные слушали, открыв рот».

Пожалуй, в те времена у цирковых артистов очевидно чувствовался недостаток неспециализированной культуры. Интересы были ограничены, не считая цирка, никакой второй дороги для них не было, и никто особенно не стремился к самообразованию.

В отличие от сегодняшнего дня, в то время, когда юные уже начинают думать о будущем, чуть начав трудиться. Идут обучаться не только на особые факультеты, к примеру, в РАТИ, но и в другие места, откуда выходят продюсеры, предприниматели, психологи.

К примеру, шестнадцатилетний Дмитрий Чернов, красивый жонглер, призер фестивалей в Париже и в Монте-Карло, желает выучить пара языков и взять профессию менеджера по зарубежным связям. А продолжательница известной семействе дрессировщиков Багдасаровых Карина увлекается психологией и думает о опытном образовании в данной области.

Крещеные манежем

…Цирковые дети с первых лет судьбе проходили хорошую школу коммуникабельности. В большинстве случаев, на одном месте программа трудится не более двух месяцев, в противном случае и месяц, исходя из этого поменять за год 8-9 школ для ребенка простое дело.

Дочка одной из артисток жаловалась: «Меня в школе ни при каких обстоятельствах не задают вопросы. Для чего я в том направлении хожу?» Вправду, для чего тратить время на ученика, что все равно через месяц из класса уйдет!

Также любой раз приходится приспосабливаться к программе — в одном городе она отстает, в другом идет вперед.

…Увлекательной изюминкой было «крещение манежем» ребенка — продолжателя семейства. Начальник воздушного полета Вилен Головко, сын известного создателя и циркового режиссёра легендарного полета «Журавли», говорил: «Я появился около циркового училища.

В том месте моя мама познакомилась с папой. А крестили так — папа положил на подкидную доску, кто-то легко ее подбил, и меня поймали на лету».

В других случаях ребенка имели возможность прокатить на лошади, на слоне, покачать на трапеции либо пронести по манежу в клоунском кофре.

В мире животных страстей

…В случае если люди смогут постоять за себя сами, то цирковые животные конечно же выясняются куда в более зависимом положении. И в случае если для большинства артистов поездка за границу была счастьем, для дрессировщиков — дополнительными хлопотами, а время от времени кроме того катастрофой.

Михаил Багдасаров, заслуженый артист, дрессировщик хищников: «Я ни при каких обстоятельствах не забуду поезд­ку в Китай, где у меня отравили пять тигров. Так как для китайцев тигриные кости и внутренние органы — материал для снадобий.

Для этого они шли на каждые правонарушения. К примеру, внезапно один из тигров начинал не хорошо себя ощущать, проявляя явные показатели желудочного отравления.

Ветеринарный врач, что прикреплялся в каждом городе от принимающей стороны, ставил смертельный диаг­ноз, и тигра, уже чуть живого, практически насильно увозили. Все попытки остановить это, впредь до срочных весточек в Москву, результата не приносили.

Китаец-ветврач отправлял собственный заключение, и нам приходил приказ подчиниться. В противном случае, что это была игра, сомнений не было.

Как-то китайцы выяснили, что у нас от прошлого погибшего тигра остался так называемый падматериал (когти, зубы). Они пригласили меня в ресторан, завели об этом разговор и сообщили: «В случае если дашь нам зубы и когти, мы снимем диагноз».

А диагноз был — лишь представьте! — «сибирская язва»!

Особенно очень сильно животные страдают при переезде. на данный момент некоторым животным на протяжении перевозок дают спиртное, к примеру слонам. Чай с водкой защищает и от холода, и от стресса.

Мало кагора дают мартышкам, они, кстати, водку не жалуют. Если не кагор, то лучше пускай будет корвалол либо валерьянка.

Цирковые вспоминают

Жизнь в цирке не могла быть без розыгрышей. в один раз «жерт­вами» стали Юрий его партнёр и Никулин Михаил Шуйдин. У них была реприза, которая именовалась «Мыть руки».

Сущность ее заключалась в том, что Никулин и Шуйдин словно бы бы желают выпить водку, а ведущий программы им никак не дает этого сделать. Исходя из этого они то полощут горло данной водкой, то моют руки, то ее как бы в почву.

Конечно, на представлениях постоянно использовалась вода. И вот в один раз супруга Юрия Владимировича Татьяна Николаевна подменила бутылку с водой на настоящую водку.

Целый коллектив был предотвращён, не считая самих исполнителей. В момент, в то время, когда артисты осознали, что водка настоящая, у Шуйдина, любителя выпить, практически затряслись руки, он в кошмаре тихо сказал: «Настоящая!» А Юрий Владимирович будто бы ничего не случилось прополоскал ею горло, а позже они ее вылили вовсе.

Затем, действительно, Татьяне Николаевне было нужно спасаться бегством.

…Жизнь цирковых артистов была и остается далеко не простой. Нынешние неприятности, по сути, не резко отличаются от прошлых. Разве что не нужно находиться в очереди за продуктами либо добывать спички в бане.

И все же… Вопреки всему, среди них и на травмы, они все равно ежедневно выходят на манеж.

Уже завершив работу на арене, в большинстве случаев, никуда не уходят, остаются трудиться униформистами, билетерами, администраторами. Кое-какие становятся продюсерами, начинают сами вырабатывать и возить программы.

Цирковые люди — это фанаты, их жизнь заключена в круге называющиеся «манеж». И выйти из этого круга весьма тяжело.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

The Most Charming and Attractive


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: