Муки сердца в спектакле брат иван

Муки сердца в спектакле брат иван

Спектакль о вере и неверии, отсутствии добродетели и бессмертии души, звездном небе над головой и нравственном законе в нас — премьера «Брата Ивана» состоялась несколько дней назад в Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова.

На «Второй», экспериментальной сцене от «Братьев Карамазовых» Достоевского, послуживших источником для нового спектакля Дмитрия Акимова, осталось мало. Дабы уложить воздействие в полтора часа сценического времени, было нужно существенно уменьшать и громадный количество текста, и количество храбрецов.

Текст Достоевского, несомненно, лишился собственной полифоничности, но как раз в этом состояла задача режиссера. Дмитрию Акимову весьма интересно было изучить основную, с его точки зрения, линию — корень неверия одного из братьев семьи Карамазовых, что, в соответствии с роману, живет по формуле «все разрешено» и не собирается от нее отрекаться, даже в том случае, если вследствие этого от него самого отречется брат Алеша.

Но, та самая борьба всевышнего с сатаной, о которой говорится в романе, происходит как раз в сердце Ивана, а потому именно он, по мысли режиссера, есть главным действующим лицом этого произведения.

Дмитрий Акимов написал собственную инсценировку по «Карамазовым» еще в мае прошлого года — по предложению художественного руководителя театра Геннадия Шапошникова. Постановка, от начального плана до премьеры которой преодолел почти весь год, осуществилась в рамках театрального проекта «Лаборатория режиссера».

Как и режиссерский дебют Акимова в 2012 году (начинающий режиссер вообще-то есть одним из ведущих артистов молодого состава труппы). Первой его постановкой — и также на «второй сцене» — был спектакль «Гоголь/Кафе» по произведению «Игроки» Гоголя.

Для той части публики, которая его не забывает, «Брат Иван» не станет громадным сюрпризом. В обоих случаях вниманию зрителей предлагается постановка в жанре мистификации — не смотря на то, что стоит заявить, что в первоначальный раз игры с современными театральными приемами было больше.

В «Брате Иване», наоборот, на первый взгляд, все выглядит более чем сдержанно. Декорация, созданная главным живописцем иркутской драмы, заслуженным деятелем искусств России Александром Плинтом, является помостом , похожий на крест — знак христианской веры.

Наряду с этим добрая половина зрителей видит его перевернутым. На этом помосте и разыгрывается воздействие, перемещаясь то в зал суда, то в дом Карамазовых, то в психиатрическую лечебницу.

Потому, что сама декорация наряду с этим никак не изменяется, может появиться чувство, что все происходит в помутненном сознании самого Ивана Карамазова, как словно бы это его сон, абсурд либо воспоминание. К этому стоит добавить самое серьёзное — повествование идет в обратную сторону, от финала к началу.

Текст разбит на дюжина эпизодов, как бы перетекающих один в второй, каковые разыгрываются актерами как отдельные сцены. Так, в начале спектакля мы видим сцену суда над Дмитрием за убийство отца, а в конце — самого главу семейства (роль Федора Павловича Карамазова играется заслуженный артист России Александр Булдаков — единственный из старшего поколения актеров, остальных храбрецов играются юные артисты), как ни в чем ни бывало попивающий коньяк, попеременно признаваясь в любви сыновьям Алеше и Ивану.

Выстроив собственный спектакль на одной сюжетной линии, Дмитрий Акимов (сыгравший в собственной постановке роль Дмитрия Карамазова) должен был убрать из него солидную часть второстепенных храбрецов (дошло до того, что в инсценировку попали лишь мужчины), и одновременно с этим, дабы обострить конфликт, сделать его более наглядным для зрителя, в постановке большую роль стали играть Человек и Чёрт в белых одеждах, символизирующий Христа. В тексте романа имеется строки о том, что «сатана с Всевышним борется, а поле битвы — сердца людей».

В этом случае полем битвы стало сердце Ивана (его играется актер Василий Конев), что всегда испытывает муки из-за собственного неверия. Наряду с этим Христос (эта роль досталась молодому артисту Ивану Алексееву) не произносит в спектакле ни слова, а Линия (его играется Алексей Орлов, с бесцветными линзами в глазах выглядящий легко инфернально), напротив, так и сыплет задевающими душу фразочками. «неверия и Борьба веры — это так как такая время от времени мука для совестливого человека, вот как ты, что лучше повеситься», — говорит он, и через пара мин. зрители вправду видят Ивана, лезущего на табурет с петлей на шее.

Но, в целом в «Брате Иване» мало живого действия — оказалось, что он выстроен по большей части на монологах и диалогах храбрецов.

Очевидно, в спектакль попал самый замечательный отрывок романа, узнаваемый называющиеся «Легенда о Великом инквизиторе» и составляющий отдельную главу. В сущности, в ней сконцентрированы главные размышления, терзавшие не только Ивана Карамазова, но и самого Достоевского, что, как мы знаем, также испытывал кризис веры.

Действительно, режиссер решил разбить эту главу на монологи и отдельные диалоги, вмонтировав их в другие эпизоды. В следствии получается, что в роли инквизитора оказывается сам Иван Карамазов, высказывающий собственную позицию то Человеку в белых одеждах, то глубоко верующему брату Алеше.

Резюмируя, возможно было бы заявить, что «Брат Иван», возможно, окажется по душе юный аудитории, которая в первый раз задается глубинными вопросами о бытии, высшей справедливости и вере в всевышнего. Но просмотр спектакля Дмитрия Акимова никак не имеет возможности заменить прочтение «Братьев Карамазовых» (как если бы мы наблюдали мира и «классическую экранизацию Войны» вместо чтения четырех томов Льва Толстого) — дабы вдумчиво наблюдать «Брата Ивана», нужно прекрасно знать текст источника и иметь в виду все коллизии, каковые в том месте происходят.

К тому же, как мы не забываем, «Братья Карамазовы» по собственному жанру являются весьма сложно организованным детективом, основная интрига которого строится на том, кто убил отца семейства. Спектакль теоретически также возможно разглядывать с детективной точки зрения, но тогда мы имеем дело с поиском того момента, в то время, когда в душе человека поселяется червь сомнения.

Михаил Делягин о роли общаков в работе ЦБ

My Little Pony/Фанфик — Муки Сердца — Том 2. Глава 13 — Ответа


Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

Читайте также: